На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Кадровые технологии

Рынок новых технологий в зеркале управления



C конца 80-х гг. в России активно формируется рынок новых информационных технологий: оборудования и программного обеспечения. Фактически последнюю четверть ХХ века человечество было воодушевлено идеями постиндустриального общества, доступом к невозможным прежде объемам информации, очаровано возможностями электронной коммерции и бизнеса. Развитие собственно технологий сопровождалось активным продвижением продуктов и услуг.
Сегодня стало общепризнанным, что новые электронные технологии – это прежде всего средство, необходимое для решения чрезвычайно важных для любой организации вопросов: снижения издержек и усиления конкурентоспособности деятельности. Однако это понимание на практике редко обеспечивает клиентское поведение руководителей на рынке новых технологий. Из личного опыта можем с уверенностью сказать, что отсутствие навыков клиентского поведения в выборе высокотехнологичных продуктов и услуг не всегда позволяет российским организациям выступить в качестве полноправного субъекта рыночных отношений.
В конечном счете это привело к тому, что организации осуществляли выбор поставщиков, товаров и услуг, исходя не из собственных потребностей в автоматизации процессов, а под влиянием разнообразных и привлекательных маркетинговых стратегий фирм-поставщиков. Что в свою очередь привело к множеству ошибочных управленческих решений, исправление которых требует дополнительных затрат.
Безусловно, в первую очередь трудности с позиционированием управленцев в качестве клиента на рынке вызваны объективным недостатком основных знаний о предмете. Парадокс отсутствия знаний заключается и в том, что вузы и колледжи, осуществляющие подготовку и переподготовку современных управленцев, сосредотачивают свое внимание не на прикладном аспекте изучения новых технологий (выборе технических средств в соответствии с задачами организаций), а на усилении инженерно-технологической компоненты в обучении. Поэтому, несмотря на то, что вопросам описания программно-аппаратных средств посвящено большое количество специальных курсов и литературы общего и профессионального характера, восстановления общего контекста возможностей использования рынка новых технологий для эффективного управления до сих пор не произошло.
Таким образом, знание технических характеристик оборудования или программных средств является важным, но недостаточным условием для принятия решения о задачах и выборе методов автоматизации процессов. Именно поэтому на первый план выступают не столько технические знания, сколько управленческие навыки: умение видеть цели и задачи развития организации, соотносить с ними технологические возможности, выбрать продукты и услуги в качестве средства оптимизации организационных процессов для практической реализации стратегии развития.
Говоря о возможностях компьютеризации и автоматизации для решения задач оптимизации структуры и процессов в организации, подчеркнем, что новые технологии являются средством, но не целью деятельности современной организации. Измерение качества и результативности работы в организации отражается не количеством компьютеризированных рабочих и пользовательских мест, а соотношением затрат и результатов труда. Компьютеризация неизмененных на протяжении многих десятилетий процессов и структур не сможет стать средством повышения эффективности и качества работы без новых управленческих стратегических решений.
В свою очередь для осуществления выбора и принятия эффективных управленческих решений необходим учет факторов состояния современного рынка новых электронных технологий, продуктов и услуг и его воздействие на организацию как клиента.
В настоящее время рынок компьютерного оборудования и программного обеспечения сформирован и разделен. Компьютерные технологии и продукты более не являются предметом экзотического предложения на отечественном рынке. Поскольку во многих организациях, начиная с середины 90-х годов, уже прошло несколько волн обновления техники и модернизации оборудования, производители и поставщики оборудования и программного обеспечения испытывают необходимость активизации деятельности в жестких условиях конкурентной наполненности рынка.
Автоматизация производственных и бизнес-процессов на предприятиях происходит сегодня по двум сценариям: внедрение ERP (Enterprise Resource Planning) систем, интегрированно учитывающих все управленческие и производственные процессы, и внедрение "коробочных" (модульных) систем, учитывающих автоматизацию одного или нескольких процессов. В первом случае организация может рассчитывать на полномасштабную, но дорогостоящую и долгосрочную автоматизацию всех процессов. Во втором случае первоначальные вклады заметно дешевле, однако в дальнейшем обычно приходится собственными силами или привлекаемых программистов доводить и интегрировать всю систему. Показательно, что, несмотря на дороговизну интегрированных систем, их внедрение во многих случаях также редко ведет к желаемым для заказчиков результатам: сокращению издержек и росту прибыли.
До сих пор поставщики услуг в области автоматизации придерживались стратегии "подгонки" готового программного продукта под бизнес-процессы фирмы клиента. Что приводило к одновременному увеличению и сроков реализации программы автоматизации, и ее стоимости. И, как следствие, заметный рост недовольства заказчиков результатами дорогостоящей автоматизации.
В связи с этим в июне 2001 г. лидер рынка разработчиков программного обеспечения корпорация Oracle предложила принципиально новую стратегию автоматизации организаций. Решение сложившейся проблемы видится в отказе от адаптации автоматизированной системы под процессы заказчика и в требовании к заказчику упорядочить и стандартизировать свои процессы самостоятельно, что в свою очередь позволит быстро и экономно автоматизировать около 80% процессов. Показательно, что содержание новой стратегии Oracle отражает назревшую потребность изменения сложившейся традиции автоматизации существующих процессов и необходимость их предварительной оптимизации для решения задач эффективной автоматизации. Таким образом, реструктуризация становится обязательным условием эффективного внедрения новых технологий. Автоматизация уступила первенство управленческим решениям.
Рассматривая тенденции рынка в прикладном аспекте, для покупателя продуктов и услуг необходимо понимать, что процессы приобретения и установки оборудования и программного обеспечения включают в себя как минимум два вида затрат. Принято разделять "видимые" первоначальные затраты на стоимость покупки оборудования, программного обеспечения и обучения технических специалистов и персонала и "невидимые" затраты, связанные с администрированием компьютеров в сети, повышением квалификации и переобучением персонала, оплачиванием потери рабочего времени персонала, модернизацией оборудования и технической поддержкой.
Так, например, по данным DELL Systems inc., видимую часть (или первоначальные затраты) составляют порядка 32% от общих затрат на компьютеризацию предприятий и организаций, 68% – последующие расходы. Применительно к управленческой деятельности – это означает необходимость понимания того факта, что затраты в момент приобретения оборудования и программного обеспечения не заканчиваются и будут со временем увеличены более чем в два раза.
Говоря, о вариантах финансирования и администрирования последующей "невидимой" части затрат на компьютеризацию, мы можем выделить три основных на сегодняшний день направления: обычно "невидимые" затраты организация может оплачивать в пакете с поставкой оборудования и программного обеспечения или отдельно, в рамках деятельности сторонних сервисных организаций или создания собственных структурных подразделений. Рассмотрим преимущества и ограничения различных вариантов более подробно.

1. Приобретение полного пакета продуктов и услуг, учитывающих видимую и невидимую составляющую.
Поскольку конкуренция на рынке оборудования, программного обеспечения, администрирования и услуг высока, многие компании стремятся предлагать не только оборудование, но и полный пакет услуг своим клиентам, в котором комплексная долгосрочная сервисная поддержка оборудования является конкурентным преимуществом. В "пакет" (покупка оборудования и услуг одновременно) обычно включены затраты на поддержку дальнейшей компьютеризации, а также возможно привлекательное снижение стоимости услуг. Так, например, снижение затрат (цены пакета) возможно в рамках снижения стоимости программного обеспечения и оборудования для постоянных клиентов, бесплатного обучения сотрудников клиента, бесплатного пакета антивирусных программ и пр. Кроме того, часто крупные поставщики предлагают техническую поддержку всего парка компьютеров с бесплатным транспортным обслуживанием. В пакете также может учитываться дальнейшая модернизация оборудования и приобретение недорогих комплектующих.

2. Заключение контрактов со сторонними организациями (outsourcing).
Это направление интенсивно развивается в последние годы. Характерно, что основными направлениями outsourcing становятся: модернизация оборудования (закупка и установка комплектующих), консультирование по различным вопросам использования оборудования и программного обеспечения, обучение, практическая разработка и поддержка веб-сайтов. Показательно, что в последнее время именно разработчики и поставщики все чаще выносят обслуживание и обучение как отдельный оплачиваемый сервис. Если говорить только про обучение, нельзя не принимать во внимание небольшие коммерческие учебные центры, которые осуществляют обучение использованию самых распространенных программных продуктов, таких, как Windows, 1С, различные системы навигации в Интернете. В то же время эти центры обычно не предоставляют специализированных услуг по администрированию и поддержке существующих в клиентской организации компьютерных систем.

3. Создание собственной службы поддержки "невидимых затрат" (отделов автоматизации).
Несмотря на то, что на сегодняшний день практически во всех крупных и средних российских компаниях существуют отделы автоматизации, мировые тенденции, в частности, опыт США, показывают, что создание собственных структурных подразделений сегодня является наиболее затратным для клиента средством поддержки компьютерных систем организации. Поскольку в этом случае организации необходимо содержать собственный штат высококвалифицированных дорогостоящих специалистов, что дополнительно требует решения вопросов подготовки и переподготовки кадров, оборудования, помещения, оплаты, а также решения социальных проблем. С другой стороны, следует учесть, что сама работа (например, диагностика и анализ состояния, модернизация оборудования, замена технических узлов и деталей) носит эпизодический и разовый характер. Поэтому во многих случаях оказывается дешевле оплатить конкретное время, затраченное на ремонт, техническое сопровождение и модернизацию техники или сети, на контрактной основе с отдельной организацией или физическим лицом, чем оплачивать труд специалистов на постоянной основе. Отметим также, чт
о освоение, внедрение и поддержка новых технологий, с параллельным привлечением нового штата сотрудников, принципиально противоречит основным задачам компьютеризации, призванной снять издержки в первую очередь посредством сокращения расходов на оплату труда.
Это утверждение получает косвенное подтверждение в рекламе новых технологий в профессиональных управленческих и экономических изданиях. Так, например, реклама качества и эффективности работы сервера Excimer TM сопровождается следующим слоганом: "У системного администратора появилось время на личную жизнь", что в условиях компьютеризации деятельности отдельных организаций подтверждает общую закономерность необходимости сокращения затрат (в том числе на специалистов в области автоматизации).
Таким образом, мы можем сделать предварительные управленческие выводы, актуальные для автоматизации и компьютеризации процессов государственных и негосударственных организаций.
1. Новые электронные технологии, программное обеспечение и оборудование являются продуктами и услугами на рынке сбыта продуктов и услуг. В свою очередь рынок новых информационных технологий насыщен предложениями, продукты и программы не являются дефицитными. Поэтому первоочередной задачей управленцев становится выбор продуктов и услуг для решения конкретных организационных задач.
2. Новые технологии являются средством решения стратегических задач организации, но не целью.
3. Освоение новых технологий, как дань модным тенденциям, без ориентации на решение организационных задач и отсутствия реалистичного видения структуры и принципов функционирования новой упрощенной структуры заметно увеличивает затраты организации, но не приводит к качественным изменениям деятельности.
4. На сегодня существуют две ключевых стратегии автоматизации: подгонка существующего программного продукта под бизнес-процессы организации, предварительная реорганизация бизнес-процессов и последующая автоматизации уже упрощенной структуры. Выбор стратегии автоматизации зависит от целей развития организации-заказчика и ее долгосрочных экономических возможностей.
5. Первичные затраты на приобретение оборудования и программного обеспечения на сегодняшний день не являются окончательными, составляют порядка 1/3 от общих затрат. Поэтому решения, связанные с автоматизацией, требуют тщательного анализа целесообразности с учетом последующих трат.

Н.В. Жадько, М.А. Чуркина
Управление персоналом

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100