Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Образовательные интернет-системы (Часть 1)В последнее время в российском обществе активно обсуждается проблема образовательной подготовки. Дефицит кадров (причём не только высшей квалификации, но и хорошо обученных работников массовых профессий) фактор, ограничивающий развитие многих компаний. Существенное влияние этого фактора на бизнес признают многие предприниматели, задумывающиеся о своем будущем. Большинство участников данной дискуссии сходятся во мнении, что дефицит порожден не только несоответствием структуры профессиональной подготовки структуре спроса на рабочую силу. Корни кадрового голода лежат гораздо глубже. Слишком велик разрыв между фактически сложившимся качеством массовой общеобразовательной и общекультурной подготовки и тем его уровнем, что необходим для освоения профессиональных знаний адекватных требованиям современной экономики. Это обстоятельство делает традиционные вложения бизнеса в обучение персонала заведомо мало эффективными. Государство за прошедший год сделало первые шаги по разработке и формулированию внятной политики в образовательной сфере. В течение прошлого года была разработана и предложена на обсуждение, с целью дальнейшего претворения в жизнь, концепция реформирования образовательной системы, которая меняет не отдельные звенья, а всю систему в целом, с кардинальной сменой самих принципов её существования. Разработчики концепции, понимая, что государство поставлено в очень жесткие конкурентные условия, существенно ограничено во времени отпущенном на реформы и не имеет возможности провести реформы старыми методами на всей территории России, предложили взять за основу принцип открытого образования. Полагая под понятием "открытое образование" возможность доступа к разнообразным образовательным ресурсам единого качества из любой географической точки страны и возможность строить на этой основе индивидуальную траекторию обучения. За счет этого принципа, планируется обеспечить равные возможности по получению качественного образования независимо от территориального места проживания обучающегося. Реализовать систему открытого образования предлагается на основе информационных технологий.
Поэтому одной из первых задач по реформированию образовательной системы является информатизация образовательных учреждений, и на решение её мобилизуются необходимые средства. Для обеспечения компьютерами образовательных учреждений государство выделило в этом году порядка 1 млрд. рублей. По мере создания инфраструктуры, станет актуальным вопрос о разработки высококачественных образовательных ресурсов, которые на сегодня практически отсутствуют, также отсутствуют технологии создания и эксплуатации подобных ресурсов. То есть, по мере реализации программы реформирования образовательной системы (1-2 года) со стороны государства будет предъявлен спрос на высококачественные образовательные интернет проекты и, соответственно, у компаний, которые смогут разработать и освоить эффективные технологии разработки/эксплуатации подобных ресурсов, будут иметь значительные конкурентные преимущества, и фактически будут контролировать весь этот рынок. Но, это только один сегмент рынка образовательных технологий. Данный рынок можно четко сегментировать по потребителям следующим образом: 1) корпоративные заказчики (подготовка/поиск/отбор персонала); 2) высшая школа; 3) государственные (партийные) структуры (поиск/отбор кадров); 4) государственная система образования. И если спрос со стороны государственной системы образования, высшей школы пока только обозначается, то спрос со стороны корпоративных заказчиков и государственных структур уже приобрел значимые объемы. Многие крупные компании России активно занимаются поиском и подготовкой своих кадров. Что касается предложения, то организаций, обладающих необходимыми технологиями для выполнения подобных заказов, на сегодня практически нет. А те компании, которые заявляют о своем присутствие на рынке, находятся на самом начальном этапе разработки образовательных интернет-технолгий. Поэтому говорить об их перспективах и эффективности их решений пока рано, да и самих решений даже на уровне опытного образца пока нет, все что представляют - это некий гибрид огромной библиотеки с современной системой контекстного поиска и неких мультимедийных "фенечек", что выдается за "новые образовательные интернет-технологии". Вообще-то маловато будет. Итак, краткий вывод. На данном рынке конкуренции на сегодня практически нет, все игроки, как новички, так и старожилы находятся примерно в равных условиях. Причем можно предположить с высокой степенью вероятности, что никакие преференции в виде административных и денежных ресурсов не будут играть решающую роль на этом рынке при определении лидера, Основной ресурс, определяющий успех компании на данном рынке - интеллектуальный ресурс. И, что стоит отметить отдельно, так это возникновение ощущения "дежавю", в свое время компания Microsoft начинала свою деятельность в подобных условиях и смогла обыграть куда более могущественных в финансовом и административном плане конкурентов. Так что вполне возможно появление на данном рынке новой компании по своему могуществу сопоставимой с Microsoft. Вообщем гонка началась, старт дан совсем недавно и если у Вас есть желание и видение перспектив развития данного рынка, то Вы можете поучаствовать в ней, выигрыш еще никому не заказан. (окончание следует)
|
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|