Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Образовательные интернет-системы (часть 2)Дела по факту или ужасающий реализм На западе, несмотря на достаточно успешные опыты построения внутри корпоративных обучающих систем (например, более 60% всего обучения в компании Dell ведется в онлайновом режиме, и в ближайшие два-три года планируется повысить этот показатель до 90%) в большинстве своем интернет-обучение сводится к переводу в электронный вид традиционных курсов колледжей или университетов и последующей рассылке их по электронным адресам абитуриентов. Плюс к этому возможность наблюдать за лекциями преподавателей через Веб камеру. Также возможно "интерактивное" общение с преподавателем подразумевающее под собой возможность послать ему письмо или оставить вопрос в гостевой книге. После N-го количества полученных мегабайт информации обучаемому предлагается пройти онлайн тест, по принципу игры "О счасливчик" один вопрос и несколько вариантов ответа. Тем кто угадал вручается диплом об успешном обучении. Но, подумайте, можно ли приравнивать диплом Гарварда и Стэндфорда с дипломом, полученным в онлайне? Безусловно, передовиками производства в области онлайн обучения являются консалтинговые компании. Они опять все знают и умеют. Наибольших успехов на этом поприще достигла компания PricewaterhouseCoopers. Ее консультанты "раскрутили" (иначе и не назавешь) министерство обороны США на 486 млн. $ под онлайн обучение 80 тысяч американских солдат. Дабы повысить их интелектуальную мощь и пр. и пр. Для этого первым шагом было предоставление каждому солдату нотбука и доступа в интернет, где они должны обучаться, получая доступ к научной информации. А вот теперь подумайте и скажите: На какие сайты пойдет солдат получивший доступ к сети? Смею предположить, что это будет не библиотека Конгресса. Кстати, буквально через 3-4 месяца после начала данной программы Пентагоном было дано поручение одной из компаний на разработку программы фильтрующей порнотрафик в армейских интернет-сетях.
Ну, а что же у нас. У нас тоже весело. Например, компания Формоза заявила, что выпустила компьютеры для обучения и ей даже дали какой-то диплом, как показатель того, что именно собранные у нее компьютеры подходят для этих целей. Представляете, такая вот специальная железка хитро заточенная под образование. Федерация Интернет-образования вот уже больше года плодит по всей стране филиалы, в которых обучает учителей работе с интернетом. Чтож, дело похвальное и благородное. Только с эффективностью этого проекта не все так однозначно. Если в Москве и Питере еще есть вероятность того, что, школьный компьютерный класс подключен к интернет, а у учителя есть возможность заплатить хотя бы 20$ за Dialup, то в регионах у учителей нет ни того, ни другого. А тогда в чем смысл данного проекта?
Конечно, хорошо, что у компании еще есть деньги (хотя бы на пресс-релизы). Также приятно осознавать, что в некоторых компаниях есть многофункциональные специалисты. Позавчера занимались созданием личных страничек, вчера электронной коммерцией, сегодня будут заниматься интернет-образованием. Ну и что, что ничего не вышло. Главное не победа, главное участие. К сожалению, следует констатировать, что и проект Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг." оставляет желать лучшего. Коротко всю программу можно свести к следующему перечню действий: закупить компьютерную технику и поставить ее в школы и Вузы; обучить преподавателей, чтобы потом они научили учеников; разработать электронные учебные материалы (раньше читали книги, теперь эти книги будут в электронном виде), а дальше получив доступ к информационным ресурсам все должны заняться образованием. Полностью перечень программных мероприятий можно посмотреть здесь http://www.informika.ru/text/goscom/pfzp. Но, можно с большой долей вероятности утверждать, что, поставив в школы компьютеры и научив школьников пользоваться Интернетом общий образовательный уровень от этого не повыситься. В качестве примера можно привести ту же Америку, компьютеризированную дальше некуда. Компьютеров там много, а вот по настоящему образованного человека встретишь не часто. Могу предположить, что одной из причин неудачи внедрения систем интернет-образования является то, что в качестве экспертов при ее подготовке привлекаются традиционные "специалисты". Продукты старой системы образования - они пытаются перенести старую и хорошо знакомую им систему класно-урочного преподавания в сеть. Сетевые технологии Интернета активно пытаются приспособить к существующей предметно-урочной системе образования созданной более трех веков тому назад А.Я. Коменским. Это получает отражение в создании так называемом "дистанционном образовании", когда обучаемому пересылаются тексты, а весь процесс обучения сводится к передаче и приему информации. В результате учащегося пичкают огромными объемами информации, которая устаревает раньше, чем он получает диплом. Здесь также следует отметить, сеть в основном используется по принципу "я положил, ты взял", по принципу большой сетевой библиотеки, в которой, по сравнению с традиционной, лишь улучшен поиск и способ доставки информации. А именующие себя "образовательными" сайты имеют отношение к образованию лишь постольку, поскольку информация, размещаемая на них, может быть использована в целях обучения.
Но, не все так плохо. В России есть структуры нашедшие удачный симбиоз новейших образовательных и сетевых технологий. Когда для организации эффективного обучения используется создание "образовательных сред". Ситуаций, когда обучение происходит через создание тренажеров и имитационных систем, где происходит отработка навыков и способов действий. Создание и эксплуатация таких систем позволяет вырабатывать у обучаемых наборы определенных навыков, умений и способностей. (Здесь можно провести аналогию с тренажерами для пилотов авилайнеров, когда компьютерное моделирование позволяет отработать у летчика действия в экстремальных ситуациях не подвергая риску ни его ни самолет) Возможность создания в сети Интернет таких образовательных систем для различных специалистов от экономистов и управленцев до автомобилистов и конструкторов есть уже сегодня. Остается лишь ждать, когда подобные системы будут доступны для всех, а не только для ряда крупных компаний и корпораций. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|