Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Верхнее "ДО" для ЛомоносоваВ мировой экономике происходят фундаментальные изменения. "Славные дни" прошли, испробовано множество нововведений, но лишь немногие из них имели успех, вот почему потребность учиться друг у друга, невзирая на границы, актуальна, как никогда раньше. Глобализация изменила условия работы для очень многих менеджеров и руководителей малых и крупных корпораций. Россия также не остается в стороне от мирового прогресса, можно с уверенностью сказать, что для большей части отечественных предпринимателей время сверхприбылей закончилось. Усиливается настоящая конкурентная борьба между коммерческими компаниями, которая заключается не в "близости к телу" коррумпированных чиновников, а в создании реального конкурентного преимущества и уникального торгового предложения. Для того чтобы не просто выживать дальше, но и активно развиваться, т.е. занимать освобождаемые менее удачливыми конкурентами ниши рынка, необходимо коренным образом улучшать систему управления бизнесом. Достижение высокой отдачи возможно за счет организации ориентированного
на результат процесса обучения, в ходе которого решаются проблемные вопросы,
приобретаются знания и осуществляются позитивные перемены.
Таким образом, ОДО представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня ОДО органично впитывает в себя компьютерные и Интернет-технологии обучения. Эти технологии можно разбить на несколько категорий:
Обзор рынка - спрос и предложениe Технологическая и методологическая база открытого образования является хорошим трамплином для его развития. Ясно также, что все эти особенности дистанционного образования дают эффект не только сами по себе, но и во взаимодействии, что и позволяет говорить о нем как о качественно новой форме обучения. Есть ли спрос на этот вид обучения? Российские потребители услуг ОДО Проблема недостатка квалифицированных кадров появилась сразу же после возникновения рынка в России. Однако в начале реформ рынок нуждался не столько в управляющих и специалистах, сколько в предпринимателях - людях, которые могут определить суть бизнеса, найти нишу для его развития и собрать вокруг себя группу энтузиастов. Через 5-7 лет, когда компания пройдет стадию позиционирования на рынке, у нее появится возможность совершить скачок. Для этого ей надо сделать усилие и превратиться из "дворовой команды" в "команду высшей лиги". Это означает выработку внутренней технологии функционирования компании - разработки процедур и регламента, формулирования ответов на вопросы: кто, за что и в какой момент отвечает. Таким образом, компании, которая закончила стадию развития и переходит к стадии роста, нужны опытные управляющие. А их на рынке очень мало, что совершенно естественно - большинство специалистов по управлению просто еще не успели сформироваться. В силу вышеизложенного основными потребителями услуг ДО потенциально являются следующие категории населения:
В настоящее время Минобразования России определяет потребность в обучении через систему ДО в 1,5 млн. человек в год по направлениям и специальностям основного высшего образования и в 2 млн. человек в год - по направлениям дополнительного образования и просвещения. Емкость потенциального рынка образовательных услуг в России представлена в таблицах (по оценкам учебно-методического центра дистанционного обучения). Предположительно работники, имеющие высшее (не более половины) и среднее профессиональное образование, то есть 42,5%, могут быть клиентами учреждений ДО. В табл. 2-4 приняты в расчет 66 млн. человек. На основании этих таблиц и табл. 1 можно определить потенциальный рынок образовательных услуг - примерно 6 млн. человек, причем обновление составляет 300-500 тыс. человек в год. Даже по минимальным расценкам учебных учреждений, годовой оборот рынка образовательных услуг достигает 200-400 млн. долларов. Кто же осваивает эти средства?
Российские учреждения ДО В России в настоящее время дистанционное обучение предлагают достаточно много образовательных организаций (см. вкладку). Среди пионеров - Международный институт менеджмента "ЛИНК", Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Современный гуманитарный университет и др. Учитывая сложившуюся ситуацию в 1993 году, Госкомвуз принял Концепцию создания и развития единой системы ДО в России, и количество вовлеченных в нее образовательных учреждений начало стремительно расти (к настоящему времени их уже больше 100). Для развития и координации усилий в области ДО были созданы соответствующие органы в Министерстве общего и профессионального образования РФ (см. http://www.informika.ru) и учреждены Евразийская Ассоциация ДО (http://www.dist-edu.ru) и Ассоциация международного образования (http://www.aie.riis.ru). Начиная с 1994 года в Москве регулярно проводятся международные конференции по дистанционному образованию, в которых участвовали ведущие специалисты США, Великобритании, Канады, Германии, Швеции, Австрии и др. Решения Учебные центры, предлагающие услуги дистанционного бизнес-образования, используют в своей деятельности самые различные образовательные методики и технологии, отдавая в своей массе предпочтение специально адаптированным для самостоятельной работы печатным пособиям. Например, технология Открытого университета Великобритании, представленная в России Международным институтом менеджмента "ЛИНК", основана на изучаемых под руководством тьютора специальных рабочих тетрадях, дополняемых хрестоматиями, сборниками статей, аудио- и видеоматериалами, а также компьютерными программами. Средством контроля качества усвоения материала служат письменные работы и занятия в группах по выходным дням (при этом тьюторы сами выезжают в те города, где концентрируются обучаемые), а также выпускной экзамен, проводимый в письменной форме. Недостатком импорта подобной технологии является некоторая оторванность методических материалов от реальной российской практики управления. Другую модель, основанную на использовании Интернет-технологий, предлагает Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, делающий ставку на создание комплексного "виртуального университета" (см. http://web.ido.ru). При этом стремительный прогресс Интернета в России позволяет с уверенностью говорить о блестящих перспективах подобного способа осуществления ДО в современных условиях. Все большее распространение получает и практика кооперации различных учебных центров ДО на условиях образовательного франчайзинга. При этой модели отношений (активно продвигаемой, в частности, Международным институтом менеджмента и Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики) обучение проводится в организации-пользователе (франчайзи) по учебным планам и программам прав обладателя (франчайзера) силами тьюторов, им обученных и сертифицированных. Учебная программа курса франчайзи полностью соответствует учебной программе франчайзера. Сданный у франчайзи экзамен засчитывается. В итоге после выполнения учебного плана и на основе сданных в установленном франчайзером порядке экзаменов слушателю, обучавшемуся у франчайзи, выдается документ об образовании франчайзера. Выводы и результаты Учебные центры работают в условиях жесточайшей конкуренции со стороны как начинающих организаций, так и своих традиционных соперников, которых свела воедино глобализация их рынка. Поэтому образовательные центры обращают взор к новаторству и сегментации как путям выживания. На смену безграничному самодовольству, порожденному предыдущими успехами, приходит поиск стратегий преобразования. Наиболее востребованными в ДО являются курсы иностранного языка, школы бизнеса и курсы по подготовке ИТ-специалистов. Сетевая структура образовательных организаций является одной из концепций, пользующихся большим вниманием в наши дни. Сетевая деятельность - это не просто метод, но и концептуальный подход, который в различных аспектах может касаться самых разнообразных вопросов и применяться по-разному. Работа сетевых структур подходит для сектора подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. События в этом секторе развиваются очень быстро, и в нем имеется огромный потенциал для новаторства, оригинальности, экспериментирования. Существующий потенциал сетевой работы значительно усилен внедрением информационных и телекоммуникационных технологий, которые, в свою очередь, требуют сетевого подхода для того, чтобы быть использованными в полной мере. Все лидеры дистанционного образования в России - МЭСИ, МИМ ЛИНК, СГУ - являются сетевыми организациями. Например, в настоящее время образовательная сеть МИМ ЛИНК насчитывает более 80 региональных центров; сеть МЭСИ около 200 центров. Итак, именно системный подход позволяет разрешить кажущееся противоречие между массовостью обучения, необходимой для снижения затрат, и качеством. Как показали исследования компании Nuclear Electric (UK), дистанционная технология позволяет снизить расходы на внутрифирменное обучение в 2,5 раза при том же уровне качества. Одним из наиболее существенных преимуществ ОДО является относительно низкая первоначальная стоимость курсов. Затраты невысоки благодаря унификации курсов, ориентации технологии на большое число студентов, более продуктивное использование существующих технических средств и средств обучения. В целом опыт российских негосударственных центров, ведущих обучение в системе ОДО, говорит о том, что расходы на обучение специалиста составляют примерно 60% аналогичных расходов на обычного студента. Снижение первоначальных затрат позволяет сократить общую стоимость обучения, что делает образование более доступным, особенно в российских условиях, когда корпоративные и индивидуальные клиенты центров ДО стремятся снизить свои расходы. Также можно выделить другие благоприятные условия распространения ОДО в России:
Так что учиться, учиться и еще раз учиться, господа. Николай Силин, Александр Александров |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|