Вы мечтаете о получении бизнес-образования,
но не можете выкроить время на посещение
аудиторных занятий? Тогда вам стоит
подумать о дистанционном обучении. Вместо
того, чтобы после тяжелого рабочего дня
мчаться в учебный центр, вы сможете
комфортно устроиться с чашкой кофе дома у
компьютера и приступить к освоению учебной
программы.
В Европе дистанционному обучению отдают
предпочтение почти две трети студентов
бизнес-школ. У нас же многие с недоверием
относятся к такой форме обучения, так как
под эту категорию часто попадают самые
разнообразные программы, включающие любую
работу на компьютере — и отправку заданий
по электронной почте, и использование
компакт-дисков, и получение учебного
материала по интернету. Но, несмотря на это,
число сторонников дистанционного обучения
с использованием информационных
технологий в России растет. Это
подтверждает успех дистанционной
программы МВА Высшей коммерческой школы (ВКШ),
первые выпускники которой получат свои
дипломы в декабре 2002 года. За полтора года
число слушателей этой программы года
увеличилось от 20 человек до 160 — в основном
это руководители, у которых нет времени на
учебу, и жители регионов, не имеющие
возможности часто приезжать в Москву.
Какие же преимущества дает обучение по
дистанционной программе ВКШ? Во-первых, оно
существенно дешевле обычного очного и дает
возможность экономить время. Студенты
могут выполнять учебные задания дома, по
вечерам и в выходные, а при серьезной
загруженности — изучив два-три наиболее
нужных для работы модуля, сделать перерыв,
взяв академический отпуск.
Онлайновая программа позволяет студентам
осваивать учебный курс по индивидуальному
плану обучения — слушатель сам
контролирует время сдачи тестов и зачетов
по мере своей готовности.
Дистанционная связь создает более тесный
контакт между преподавателем и студентом, и
последний всегда может рассчитывать на
индивидуальную консультацию. Работая в
интерактивном режиме, преподаватель имеет
возможность дать более полные и
продуманные ответы на вопросы студентов,
что невозможно сделать во время устной
дискуссии в аудитории. Также он можетузнать
по данным о регистрации, кто из слушателей «присутствует
в аудитории».
Программы МВА очной и дистанционной формы
обучения в ВКШ не отличаются по набору
дисциплин. Слушатели дистанционной формы,
как и «очники», после окончания обучения
получают государственный диплом РФ о
профессиональной переподготовке по
программе Master of Business Administration, разрешающий
работу в сфере управления. После
прохождения квалификационного экзамена по
деловому английскому языку слушатель
получает сертификат Лондонской торгово-промышленной
палаты, подтверждающий уровень владения
английским языком, а также диплом
Европейского института международного
менеджмента (IEMI, Париж) Executive Master of Business
Administration.
Два-три раза в неделю преподаватель
назначает группе время для проведения
семинара онлайновом режиме. Участники
дискуссии делятся с преподавателем идеями,
работают вместе над проектами, участвуют в
деловых играх и задают вопросы в
интерактивном режиме. Для тех, кто
пропустил одну из встреч, в интернете
сохраняются записи прошедших семинаров.
Так как теорию слушатели изучают
самостоятельно, все онлайновые встречи с
преподавателями посвящены деловым играм, «кейсам»
и практическим задачам, адаптированным к
условиям российского бизнеса.
По словам преподавателей ВКШ, слушатели
дистанционных групп показывают на
экзаменах лучшие результаты, чему явно
способствуют комфортные условия получения
знаний. Известно, что при обычных формах
обучения далеко не все слушатели доходят до
вручения диплома МВА — слишком много
требуется от них усилий. Дистанционную
программу слушатели изучают достаточно
успешно.
Так как дистанционная форма обучения
привлекает в основном топ-менеджеров
компаний, и часто это представители
различных регионов, внутри группы нередко
завязываются прочные деловые связи.
Кира Александровна Шершунова, маркетолог
компании «Алюминиевые конструкции»:
- Я работаю менеджером по маркетингу и не
имею возможности регулярно посещать
занятия в бизнес-школе, поэтому выбрала
онлайновое обучение. Присоединившись в
феврале к группе, которая занималась уже
два месяца, быстро нагнала ее, просиживая за
компьютером немного больше времени по
выходным. Курс составлен достаточно
рационально, поэтому времени и сил вполне
хватает как на изучение теоретического
материала, так и на подготовку домашних
заданий.
При такой форме обучения много времени
приходится проводить в дискуссионной
комнате вместе со своими одногруппниками.
Когда слушатель приезжает на очные занятия
после работы, уставший, то ему не до
вопросов преподавателю, лишь бы отсидеть
положенные часы. А если заболел или на
работе «аврал»— можно пропустить важную
тему. Здесь такие отговорки не проходят:
слушатель сам выбирает время для изучения
материала и выполнения домашнего задания.
Это требует более добросовестного подхода
к учебе. Приятно и то, что отстающие не тянут
назад всю группу — тот, кто быстрее других
изучает тему, переходит к следующему курсу
программы независимо от остальных.
Пообщавшись со слушателями вечерней группы,
я поняла, что мы получаем не меньше знаний,
чем «очники», даже немного опережаем их по
количеству решенных «кейсов». Я из тех
дотошных слушателей, которые будут «мучить»
преподавателей вопросами, пока не
разберутся в теме досконально. Если мне что-то
непонятно, письменно обращаюсь к
преподавателю с просьбой привести пример
решения задачи или подсказать нужный
источник информации. Всегда получаю полные
ответы, снимающие все проблемы. На
выполнение какого-либо серьезного задания
в среднем трачу часа два, на решение
несложных задач уходит минут пятнадцать.
Хотя я отучилась один семестр, узнала
достаточно много, и теперь применяю свои
новые знания в работе. Думаю, начальство
мною довольно.