В середине июня о своей деятельности в области экспортного
программирования отчиталась компания Luxoft, входящая в холдинг IBS.
По мнению президента группы компаний IBS Анатолия Карачинского, в 2004 году
эта отрасль может дать России более миллиарда долларов. Заманчивая перспектива...
Именно поэтому в нашей "Гостиной" мы решили предоставить слово генеральному
директору компании Luxoft Дмитрию Лощинину.
Давайте начнем разговор с истории успеха, поскольку
у компании Luxoft она действительно впечатляюща.
Да, история нашей компании выглядит как невероятно быстрое процветание. Однако
ощущение, что из ничего мы сделали много, совершенно неправильноe. Подразделение,
занимающееся заказными разработками, работало в IBS практически с начала существования
группы - 1993 г. Его развитие постепенно сформировало культуру производства
программного продукта, некоторый фундамент, являющийся, по нашему мнению, очень
важной составляющей любой программистской компании. Именно на этом фундаменте
возникла и развивалась наша компания. Второе, что нас отличает от многих других
компаний, это тщательно спланированный выход на международные рынки. Недостаток
многих компаний, работающих на рынке офшорного программирования, заключается
в том, что они зачастую складываются стихийно, и развитие их происходит во многом
случайно, под воздействием внешних факторов. Вызвано это в основном тем, что,
как правило, такие компании стартуют как небольшие команды, у которых отсутствует
необходимый стартовый капитал, нет отстроенной структуры, процессов и проработанных
планов. Впоследствии некоторые из них начинают развиваться, но совершить качественный
переход к корпоративному подходу уже очень трудно.
Мы начинали свою деятельность по-другому. Очень важно
было создать работоспособную структуру с большим потенциалом быстрого роста,
как с точки зрения клиентской базы, так и в плане производственной части. Плюс,
будучи частью Группы IBS, у нас были условия, позволяющие это сделать. Перед
построением своей компании мы тщательно изучили опыт конкурентов, прежде всего
индийских компаний - как они начинали, как развивались, какие делали шаги. Вторым
нашим важным шагом я считаю серьезную аналитическую оценку того, что есть хорошего
в России и что тормозит развитие страны в этой области. На основании подробного
и всестороннего анализа мы и создали уникальный, на мой взгляд, бизнес Luxoft
c продуманным корпоративным стилем работы и управления. Изначально были заложены
элементы управляемости, которые позволяют при увеличении состава компании с
80 до 280 не "рассыпаться" и сохранить качество услуг, имидж и цельность.
Вообще каждый "камень", который мы клали в фундамент компании, был
тщательно продуман и просчитан.
Еще до создания Luxoft был создан бизнес-план развития
компании до 2005 года, и все, что мы делаем, идет в соответствии с этим планом.
В течение первых полутора лет работы планировалось создать мощную работоспособную
корпоративную структуру, ориентированную вначале на небольшое число заказчиков.
Мы сознательно стремились получить заказы от заметных компаний - это важно как
для формирования имиджа компании, так и для обучения персонала работе по международным
стандартам. Создание базы заказов я считаю вторым важным залогом успешной работы.
И к нему мы подошли достаточно продуманно. Мы сфокусировались на компании "Боинг",
у которой была хорошая практика работы с российскими специалистами. Как уже
многократно говорилось, в этом сотрудничестве нам удалось достичь больших успехов.
Второй наш крупный партнер - IBM, с которым мы начинали с небольших проектов,
но постепенно вышли на уровень серьезного сотрудничества.
Итак, получив несколько серьезных проектов и убедившись
в собственных силах, мы начали более активно действовать на рынке. Пошла вторая
волна заказчиков - часть из них в Америке, часть в Европе - мы находили их через
различные партнерские схемы, поскольку уже есть немало структур на европейском
рынке, которые интересуются возможностями совместного продвижения наших услуг.
Сейчас мы переходим к третьему этапу развития - резкой активизации нашего присутствия
на рынках. У нас уже работает офис в Сиэтле, в июле мы открыли офис в Вашингтоне
- эти две "боевые единицы" представляют нашу компанию на двух американских
побережьях. Для российской компании это уникальное представительство за рубежом.
Хочу еще раз подчеркнуть, что открытие офисов происходит у нас плановым образом,
для отработки вполне определенных контактов и проектов. Делая подобную инвестицию,
мы должны понимать, когда и как возникнет от нее отдача.
Еще один очень важный аспект деятельности компании,
выходящей на зарубежный рынок, - это создание брэнда, к чему мы и приступили
уже полгода назад. Кстати, именно этой стороной деятельности пренебрегает абсолютное
большинство российских фирм, занимающихся офшорным программированием, они держатся
в тени. Их можно понять, поскольку вложения в брэнд - это стратегические инвестиции,
и от них нельзя ждать быстрой отдачи. Luxoft активно участвует в конференциях,
например, в недавно проходяшей в Сиэтле, занимается спонсорской деятельностью,
компания открыта для прессы.
Но все перечисленные достижения были бы невозможны, если бы в компании не было
сильной команды менеджеров, коллектива единомышленников и профессионалов. Только
люди могут реализовать любые самые замечательные планы. Это, наверное, наше
главное достижение и залог успеха.
Теперь несколько слов о рынке офшорного программирования в России и в мире.
По сути дела, рынок еще не состоялся. Есть лишь потенциал
для возникновения этого рынка. Как перед добычей нефти проводится разведка недр,
результаты которой не всегда подтверждаются на практике, так и сейчас можно
говорить только о прогнозах. Анализ ситуации говорит о том, что Россия выглядит
как очень перспективное месторождение интеллектуального потенциала. Все зависит
от того, насколько правильно мы будем этот потенциал разрабатывать. И этого,
естественно, нельзя добиться усилиями одной или даже нескольких компаний (хотя
их роль может быть очень большой). Для успешного развития рынка необходимо значительное
число крупных игроков (с оборотом в десятки миллионов долларов и тысячей сотрудников),
которые придадут ему авторитет успешными реализованными проектами, обеспечат
информационное наполнение и будут способствовать привлечению инвестиций. Привлечение
инвестиций к этому направлению позволит начать активно развиваться компаниям
второго эшелона. Интерес капитала к этому сектору рынка может возникнуть только
благодаря большому количеству "success story". Пока нет веры в успех,
необходим прорыв, который породит приток капиталов.
Кроме реальной работы по созданию рынка в Индии был поднят колоссальный "шум"
по этому поводу, в частности индийские компании очень успешно сыграли на проблеме
2000 года. Именно это помогло им стремительно расти в течение более чем 4 лет
и стать теми, кем они сейчас являются. По такому же пути имеет смысл следовать
и российским компаниям. Надо искать клиентов по всему миру, привлекать их каким-то
"шумом", научиться продавать свою продукцию на мировом рынке, на рынках
других стран. Надо учиться работать в условиях гораздо более жесткой конкуренции.
У российских программистских компаний сейчас два пути: либо самим выходить со
своей продукцией на западные рынки, либо участвовать в образовании местных центров
зарубежных компаний. Примеры второго пути уже есть - Motorola, Intel организуют
такие центры, но первый путь выгоднее для российских фирм, такая модель имеет
гораздо больше перспектив.
Еще раз хочу повторить, что будущее - за крупными игроками.
Если опять обратиться к индийскому рынку, то наиболее успешные фирмы-разработчики
- Wipro, Infosys, Tata - возникли не на пустом месте, они являлись порождением
концернов. Чтобы создавать рынок, надо ощущать за спиной мощную поддержку. Вот
уже из компаний второго эшелона многие были классическими "старт-апами".
На наш взгляд, и в России все должно пойти именно таким путем. Первую брешь
должны пробить детища уже существующих крупных структур. К сожалению, в связи
с достаточно юным состоянием нашей экономики, структур, аналогичных IBS и способных
на такие начинания, немного.
Поделитесь вашим рецептом завоевывания авторитета у крупных западных фирм.
Очень важно убедить их в собственных способностях и
получить хотя бы небольшой заказ. Сделать его надо не просто хорошо, а исключительно
хорошо. Никогда не надо стремиться с самого начала получить что-то комерчески
очень выгодное, основная задача - завязать сотрудничество. Надо вкладывать большие
силы и средства не только в качественное выполнение заказа, но и в поиск клиентов,
в рекламу, в создание брэнда и имиджа, о чем я уже говорил. Российское преимущество
состоит в умении решать нестандартные задачи, в более высокой креативности,
в изобретательности, а недостаток - в неумении рекламировать и продавать свой
труд.
Еще один совет - внимательно отслеживать и анализировать
перспективы развития информационных технологий, чтобы знать, какие продукты
надо предлагать сегодня и завтра. Год назад возник бум в области беспроводных
технологий и решений, с ними связанных. Пока особого продвижения в этом направлении
не наблюдается, но многие компании на Западе смогли сильно развиться, предлагая
решения именно в этом направлении. Например, у нас есть аналитический отдел,
отслеживающий технологические тренды на рынках.
Мировой рынок достаточно стихийно выдает различные тенденции, надо уметь их
замечать и активно участвовать в их развитии. Например, для российского рынка
если не в этом году, то уж наверняка в начале следующего очень популярными будут
CRM-решения. Поскольку многие компании сейчас начинают понимать, что взаимоотношения
с заказчиками определяют успех компании, то им именно это и будет необходимо.
Вторая актуальная проблема для ИТ-рынка как в России,
так и на Западе - безопасность информации. Информация стремительно глобализуется,
и в ближайшее время ее защита должна стать очень актуальной задачей. Вокруг
этого должна возникнуть целая индустрия, поскольку экспертиза в этой области
уже сегодня наиболее высокооплачиваема.
Очень многое будет зависеть в России от экономического
и инфраструктурного развития. Только при создании работающей банковской системы
может возникнуть действительная потребность в Интернет-банкинге, а беспроводные
решения будут востребованы при создании разветвленной инфраструктуры для них.
В общем, надо искать свой путь, продумывать стратегию движения по нему и двигаться
к успеху. Что мы и делаем по мере сил, а о наших успехах и находках с удовольствием
расскажем по мере их возникновения.