В предыдущем номере журнала мы подвели 
  итоги рейтинга российского Интернета, который создавали в течение года. Одним 
  из его лидеров стала компания "Яндекс". Специальный корреспондент 
  "Business online" Александр Семенов взял интервью у генерального директора 
  "Яндекса" Аркадия Воложа.
      Каково, на ваш взгляд, положение 
  дел в российском Интернете сегодня?
        А.В. Рунет развивается. Я думаю, 
  что на это развитие влияет много разных факторов — от общего состояния российской 
  экономики до колебаний цен на нефтяном рынке, но не это главное: есть развитие 
  Интернета как человеческой потребности. Конечно, количество холодильников и 
  телевизоров в домах зависит от развития экономики, но тенденция к тому, что 
  холодильники, телевизоры и телефоны будут стоять практически у всех, была несомненна 
  еще тридцать лет назад. Так же и с Интернетом, рано или поздно он будет везде, 
  можно только рассуждать о темпе, с которым это будет происходить. Но, по-моему, 
  сейчас все развивается настолько быстро, что даже и ускорять прогресс нет особой 
  необходимости.
        Интересно, что происходит не только 
  количественный, но и качественный переход. Сначала об Интернете говорили как 
  об игрушке, которой развлекались компьютерщики, потом о нем стали говорить как 
  об инструменте "продвинутых", а теперь о нем все больше говорят как 
  о чем-то рутинном и обычном. Трудно представить себе московскую фирму без Интернета, 
  к нему имеет доступ большинство менеджеров. В этом году рунет перешел очень 
  важный качественный барьер, став полноценной рекламной средой. В Москве проникновение 
  Интернета превысило 13%, а по России 4—8% (по разным оценкам). Количество пользователей 
  Интернета превысило число читателей самых массовых печатных изданий и приближается 
  к числу слушателей некоторых центральных радиостанций. Я думаю, в следующем 
  году рунет преодолеет еще один качественный барьер и станет достаточно развитым 
  для старта большой электронной коммерции. Это действительно качественный переход, 
  поскольку одно дело, когда у вас есть полноценное средство для общения с высокооплачиваемой 
  частью населения, и совсем другое — когда к Интернету получает доступ массовый 
  покупатель. Не важно, когда именно это произойдет, через 6 месяцев или через 
  15, но в том, что это произойдет, я не сомневаюсь.
       Какое событие уходящего года в Рунете 
  было главным?
          А.В. Самое главное событие 
  уходящего года, как я уже сказал, — превращение рунета в полноценную рекламную 
  среду. Это стали понимать крупные рекламодатели, и сегодня они серьезно рассматривают 
  Интернет в своих рекламных планах. Самый большой потенциал роста для себя на 
  сегодня мы видим именно здесь. Реклама приносит нам основные доходы, хотя есть 
  немало других интересных направлений деятельности — например, продажа технологий. 
  У нас есть своя технология поиска по корпоративным сайтам или в сетях и базах 
  данных компаний ("Яндекс.Сайт"), которую мы продаем через системных 
  интеграторов. Но главное, чем мы занимаемся, — создание аудитории, с которой 
  можем общаться различными способами. Можем доносить до нее рекламную информацию, 
  но можно продвигать через нее какие-то продукты, тем самым сглаживая различия 
  между рекламной и торговой средой. Вспоминая столь популярные термины В2В и 
  В2С, могу сказать, что "Яндекс" стоит на некоем перекрестке между 
  "В" и "С", и этих самых "С" у нас так много, что 
  мы становимся интересны для различных "В". Наше место здесь, а как 
  мы это будем использовать — именно над этим мы сегодня активно работаем. По 
  мере появления новых проектов обязательно будем информировать уважаемые СМИ.
      Расскажите подробнее, в чем суть 
  превращения Интернета в новое медиа.
        А.В. Теперь скажу чуть подробнее 
  про Интернет как новую рекламную среду ("медиа"). Любой серьезный 
  рекламодатель создает так называемый медиамикс — процентную разбивку рекламного 
  бюджета на различные медиа. Интернет начинает занимать в этой раскладке вполне 
  достойное место в дополнение к традиционным телевидению, наружной рекламе или 
  прессе. Пока в Интернете нет устоявшихся рекламных методик, сегодня все пробуют 
  и экспериментируют. Опробована модель размещения маленьких рекламных блоков 
  (баннеров). В этой модели понятна и технология продажи, и технология покупки, 
  поэтому она пользуется популярностью. Но кроме этого, есть масса неиспользованных 
  ресурсов. Например, когда десятки тысяч человек в Интернете участвуют в акции 
  создания рекламного ролика для пивного брэнда, то, независимо от того, что будет 
  при этом создано, результат уже достигнут. Следующий момент — интерактивность. 
  Кроме того, что Интернет уже работает как среда для размещения информации (хотя 
  эта функция, несомненно, останется и будет только развиваться), понятно, что 
  есть в нем еще нечто отличное от других рекламных средств и пока не задействованное. 
  Изучением возможностей интерактивности и путей ее использования мы только начинаем 
  заниматься.
Что же это за "медиа" такое 
  — Интернет? По количественным показателям мы обогнали ведущие деловые газеты, 
  но очень важен темп нашего развития. Статистика Интернета полугодовой давности 
  уже устарела, причем раза в полтора, а многие фирмы строят свою стратегию на 
  основе обзоров, сделанных год назад. Поэтому одной из важных своих задач мы 
  считаем донесение до рекламодателей оперативной информации о положении дел в 
  рунете. Это количественная сторона проблемы. Что же представляет собой Интернет 
  по качеству воздействия на пользователя?
        У телевидения временной график его 
  потребления пользователями такой: утром небольшой пик, потом спад, главная аудитория 
  включается вечером после работы. У радио небольшие пики утром и вечером (по 
  дороге на работу и с работы). У Интернета всплеск в начале рабочего дня, потом 
  медленно растущая аудитория часов до 17, потом спад. Это совершенно новая рекламная 
  среда — "медиа" рабочего времени. Ведущие деловые газеты могли бы 
  только мечтать о том, чтобы оказаться на рабочем столе менеджера в рабочее время, 
  а Интернет — уже там. В рабочее время люди гораздо более восприимчивы к любой 
  информации, чем в расслабленное вечернее время, когда реклама только мешает 
  смотреть кино или новости. Итак, Интернет — во-первых — на работе, во-вторых 
  — на столе и в-третьих — на пике восприятия. Совершенно уникальная среда для 
  передачи сообщений.
Сегодня потребители Интернета — это 
  наиболее активная аудитория общества, через год-два он станет гораздо более 
  массовым, и уже сейчас надо думать о том, как его продавать тогда. Пока темпы 
  роста аудитории Интернета практически повторяют темпы развития сотовой связи. 
  Интересно, что Интернет сегодня прирастает в основном не за счет столиц, а за 
  счет больших и средних городов. Доля Москвы уже опустилась ниже 30%. Интернет 
  сегодня — это рекламная среда федерального масштаба.
      Как вы оцениваете свое место на рынке, 
  и кто ваши основные конкуренты? 
        А.В. Что касается ситуации внутри 
  рынка — да, в этом году нам действительно кое-что удалось, и наша популярность 
  заметно выросла. Но вместе с нами на рынке работают и другие компании, которые 
  мы в той или иной степени считаем своими партнерами по развитию рынка. Именно 
  это сейчас главное — партнерство во имя общих интересов развития, а конкуренция 
  играет важную роль, помогая создавать более качественные продукты.
      Ожидаете ли вы прихода в рунет зарубежных 
  компаний?
        А.В. Западные онлайн-компании пока 
  в рунет не идут. Хорошо это или плохо, не знаю. Причины здесь могут быть разные. 
  Наверное, это связано с тем, что у них сейчас проблем на собственных рынках 
  хватает. Кроме того, из-за границы рунет совсем "не виден", несмотря 
  на достаточно приличное число пользователей (пятое место в Европе). Мы сейчас 
  активно работаем над тем, чтобы устранить эту несправедливость, стараемся, чтобы 
  нас для начала просто увидели.
        "Незаметность" рунета из-за 
  рубежа связана с тем, что границы в Интернете пролегают по языкам. Русский не 
  является языком межнационального общения в мире. Доходит до смешного. Как-то 
  на международной конференции я спросил у ребят из одной очень популярной мировой 
  поисковой системы, почему у них русских документов проиндексировано в два раза 
  меньше, чем в "Яндексе". Ответ меня поразил — мне сказали, что в России 
  почти ничего нет, кроме порносайтов. Воистину картинки не требуют перевода. 
      Каково ваше мнение о перспективах 
  мобильного доступа в Интернет?
        А.В. Достаточно популярная сегодня 
  тема — мобильный Интернет, точнее, мобильный доступ в Интернет. На мой взгляд, 
  пока для этого нет никаких реальных оснований, нет удобных устройств, так что 
  обсуждать просто нечего. Хотя у нас давно создан WAP-сайт (который, кстати, 
  недавно получил первую премию на конкурсе WAP-сайтов). На нем, кроме поиска, 
  есть доступ к почте, база по кинотеатрам и ресторанам, а также такая замечательная 
  вещь, как "что я сейчас смотрю по телевизору?". И этот замечательный 
  ресурс ежедневно посещают аж несколько десятков человек. И это понятно: год 
  назад я пробовал пользоваться WAP-телефоном и получил массу отрицательных эмоций. 
  По-моему, пока разговоры о мобильном доступе надо отнести в разряд агрессивного 
  маркетинга.
      В заключение несколько слов об Интернете 
  в вашей жизни.
        А.В. Если перевести разговор об Интернете 
  в личную плоскость, то я его прежде всего использую как источник новостей и 
  справочной информации. Кстати, моя семья тоже. Кроме того, мы дружно сожалеем 
  о том, что резко сократилось число продуктовых Интернет-магазинов, где с удовольствием 
  приобретали соки и воды. Интернет в нашем доме включен чаще, чем телевизор. 
  Вообще я хотел бы еще раз подчеркнуть, что никакой исключительности в Интернете 
  как в явлении нет. От него могут быть и польза, и вред, как и от телевизора, 
  и от прогулок во дворе. Все должно быть в меру. Интернет не меняет природу человека. 
  Вспомним аналогию с холодильником: он есть у всех, но каждый хранит в нем то, 
  что считает нужным. По поводу конкуренции с бумажными СМИ могу лишь сказать, 
  что в Интернете легче и быстрее воспринимать информацию, когда она целиком помещается 
  на экране. Любой текст, который помещается на нескольких страницах, удобнее 
  читать в бумажном виде. Поэтому каждый будет занимать свою нишу и мирно сосуществовать, 
  конкурируя и обогащая друг друга. Естественность развития — залог успеха.