В предыдущем номере журнала мы подвели
итоги рейтинга российского Интернета, который создавали в течение года. Одним
из его лидеров стала компания "Яндекс". Специальный корреспондент
"Business online" Александр Семенов взял интервью у генерального директора
"Яндекса" Аркадия Воложа.
Каково, на ваш взгляд, положение
дел в российском Интернете сегодня?
А.В. Рунет развивается. Я думаю,
что на это развитие влияет много разных факторов — от общего состояния российской
экономики до колебаний цен на нефтяном рынке, но не это главное: есть развитие
Интернета как человеческой потребности. Конечно, количество холодильников и
телевизоров в домах зависит от развития экономики, но тенденция к тому, что
холодильники, телевизоры и телефоны будут стоять практически у всех, была несомненна
еще тридцать лет назад. Так же и с Интернетом, рано или поздно он будет везде,
можно только рассуждать о темпе, с которым это будет происходить. Но, по-моему,
сейчас все развивается настолько быстро, что даже и ускорять прогресс нет особой
необходимости.
Интересно, что происходит не только
количественный, но и качественный переход. Сначала об Интернете говорили как
об игрушке, которой развлекались компьютерщики, потом о нем стали говорить как
об инструменте "продвинутых", а теперь о нем все больше говорят как
о чем-то рутинном и обычном. Трудно представить себе московскую фирму без Интернета,
к нему имеет доступ большинство менеджеров. В этом году рунет перешел очень
важный качественный барьер, став полноценной рекламной средой. В Москве проникновение
Интернета превысило 13%, а по России 4—8% (по разным оценкам). Количество пользователей
Интернета превысило число читателей самых массовых печатных изданий и приближается
к числу слушателей некоторых центральных радиостанций. Я думаю, в следующем
году рунет преодолеет еще один качественный барьер и станет достаточно развитым
для старта большой электронной коммерции. Это действительно качественный переход,
поскольку одно дело, когда у вас есть полноценное средство для общения с высокооплачиваемой
частью населения, и совсем другое — когда к Интернету получает доступ массовый
покупатель. Не важно, когда именно это произойдет, через 6 месяцев или через
15, но в том, что это произойдет, я не сомневаюсь.
Какое событие уходящего года в Рунете
было главным?
А.В. Самое главное событие
уходящего года, как я уже сказал, — превращение рунета в полноценную рекламную
среду. Это стали понимать крупные рекламодатели, и сегодня они серьезно рассматривают
Интернет в своих рекламных планах. Самый большой потенциал роста для себя на
сегодня мы видим именно здесь. Реклама приносит нам основные доходы, хотя есть
немало других интересных направлений деятельности — например, продажа технологий.
У нас есть своя технология поиска по корпоративным сайтам или в сетях и базах
данных компаний ("Яндекс.Сайт"), которую мы продаем через системных
интеграторов. Но главное, чем мы занимаемся, — создание аудитории, с которой
можем общаться различными способами. Можем доносить до нее рекламную информацию,
но можно продвигать через нее какие-то продукты, тем самым сглаживая различия
между рекламной и торговой средой. Вспоминая столь популярные термины В2В и
В2С, могу сказать, что "Яндекс" стоит на некоем перекрестке между
"В" и "С", и этих самых "С" у нас так много, что
мы становимся интересны для различных "В". Наше место здесь, а как
мы это будем использовать — именно над этим мы сегодня активно работаем. По
мере появления новых проектов обязательно будем информировать уважаемые СМИ.
Расскажите подробнее, в чем суть
превращения Интернета в новое медиа.
А.В. Теперь скажу чуть подробнее
про Интернет как новую рекламную среду ("медиа"). Любой серьезный
рекламодатель создает так называемый медиамикс — процентную разбивку рекламного
бюджета на различные медиа. Интернет начинает занимать в этой раскладке вполне
достойное место в дополнение к традиционным телевидению, наружной рекламе или
прессе. Пока в Интернете нет устоявшихся рекламных методик, сегодня все пробуют
и экспериментируют. Опробована модель размещения маленьких рекламных блоков
(баннеров). В этой модели понятна и технология продажи, и технология покупки,
поэтому она пользуется популярностью. Но кроме этого, есть масса неиспользованных
ресурсов. Например, когда десятки тысяч человек в Интернете участвуют в акции
создания рекламного ролика для пивного брэнда, то, независимо от того, что будет
при этом создано, результат уже достигнут. Следующий момент — интерактивность.
Кроме того, что Интернет уже работает как среда для размещения информации (хотя
эта функция, несомненно, останется и будет только развиваться), понятно, что
есть в нем еще нечто отличное от других рекламных средств и пока не задействованное.
Изучением возможностей интерактивности и путей ее использования мы только начинаем
заниматься.
Что же это за "медиа" такое
— Интернет? По количественным показателям мы обогнали ведущие деловые газеты,
но очень важен темп нашего развития. Статистика Интернета полугодовой давности
уже устарела, причем раза в полтора, а многие фирмы строят свою стратегию на
основе обзоров, сделанных год назад. Поэтому одной из важных своих задач мы
считаем донесение до рекламодателей оперативной информации о положении дел в
рунете. Это количественная сторона проблемы. Что же представляет собой Интернет
по качеству воздействия на пользователя?
У телевидения временной график его
потребления пользователями такой: утром небольшой пик, потом спад, главная аудитория
включается вечером после работы. У радио небольшие пики утром и вечером (по
дороге на работу и с работы). У Интернета всплеск в начале рабочего дня, потом
медленно растущая аудитория часов до 17, потом спад. Это совершенно новая рекламная
среда — "медиа" рабочего времени. Ведущие деловые газеты могли бы
только мечтать о том, чтобы оказаться на рабочем столе менеджера в рабочее время,
а Интернет — уже там. В рабочее время люди гораздо более восприимчивы к любой
информации, чем в расслабленное вечернее время, когда реклама только мешает
смотреть кино или новости. Итак, Интернет — во-первых — на работе, во-вторых
— на столе и в-третьих — на пике восприятия. Совершенно уникальная среда для
передачи сообщений.
Сегодня потребители Интернета — это
наиболее активная аудитория общества, через год-два он станет гораздо более
массовым, и уже сейчас надо думать о том, как его продавать тогда. Пока темпы
роста аудитории Интернета практически повторяют темпы развития сотовой связи.
Интересно, что Интернет сегодня прирастает в основном не за счет столиц, а за
счет больших и средних городов. Доля Москвы уже опустилась ниже 30%. Интернет
сегодня — это рекламная среда федерального масштаба.
Как вы оцениваете свое место на рынке,
и кто ваши основные конкуренты?
А.В. Что касается ситуации внутри
рынка — да, в этом году нам действительно кое-что удалось, и наша популярность
заметно выросла. Но вместе с нами на рынке работают и другие компании, которые
мы в той или иной степени считаем своими партнерами по развитию рынка. Именно
это сейчас главное — партнерство во имя общих интересов развития, а конкуренция
играет важную роль, помогая создавать более качественные продукты.
Ожидаете ли вы прихода в рунет зарубежных
компаний?
А.В. Западные онлайн-компании пока
в рунет не идут. Хорошо это или плохо, не знаю. Причины здесь могут быть разные.
Наверное, это связано с тем, что у них сейчас проблем на собственных рынках
хватает. Кроме того, из-за границы рунет совсем "не виден", несмотря
на достаточно приличное число пользователей (пятое место в Европе). Мы сейчас
активно работаем над тем, чтобы устранить эту несправедливость, стараемся, чтобы
нас для начала просто увидели.
"Незаметность" рунета из-за
рубежа связана с тем, что границы в Интернете пролегают по языкам. Русский не
является языком межнационального общения в мире. Доходит до смешного. Как-то
на международной конференции я спросил у ребят из одной очень популярной мировой
поисковой системы, почему у них русских документов проиндексировано в два раза
меньше, чем в "Яндексе". Ответ меня поразил — мне сказали, что в России
почти ничего нет, кроме порносайтов. Воистину картинки не требуют перевода.
Каково ваше мнение о перспективах
мобильного доступа в Интернет?
А.В. Достаточно популярная сегодня
тема — мобильный Интернет, точнее, мобильный доступ в Интернет. На мой взгляд,
пока для этого нет никаких реальных оснований, нет удобных устройств, так что
обсуждать просто нечего. Хотя у нас давно создан WAP-сайт (который, кстати,
недавно получил первую премию на конкурсе WAP-сайтов). На нем, кроме поиска,
есть доступ к почте, база по кинотеатрам и ресторанам, а также такая замечательная
вещь, как "что я сейчас смотрю по телевизору?". И этот замечательный
ресурс ежедневно посещают аж несколько десятков человек. И это понятно: год
назад я пробовал пользоваться WAP-телефоном и получил массу отрицательных эмоций.
По-моему, пока разговоры о мобильном доступе надо отнести в разряд агрессивного
маркетинга.
В заключение несколько слов об Интернете
в вашей жизни.
А.В. Если перевести разговор об Интернете
в личную плоскость, то я его прежде всего использую как источник новостей и
справочной информации. Кстати, моя семья тоже. Кроме того, мы дружно сожалеем
о том, что резко сократилось число продуктовых Интернет-магазинов, где с удовольствием
приобретали соки и воды. Интернет в нашем доме включен чаще, чем телевизор.
Вообще я хотел бы еще раз подчеркнуть, что никакой исключительности в Интернете
как в явлении нет. От него могут быть и польза, и вред, как и от телевизора,
и от прогулок во дворе. Все должно быть в меру. Интернет не меняет природу человека.
Вспомним аналогию с холодильником: он есть у всех, но каждый хранит в нем то,
что считает нужным. По поводу конкуренции с бумажными СМИ могу лишь сказать,
что в Интернете легче и быстрее воспринимать информацию, когда она целиком помещается
на экране. Любой текст, который помещается на нескольких страницах, удобнее
читать в бумажном виде. Поэтому каждый будет занимать свою нишу и мирно сосуществовать,
конкурируя и обогащая друг друга. Естественность развития — залог успеха.