Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Спам, который ненавидят…и любят.(Часть 1. Ненависть)Вечные хлопоты об удержании Интернет-пользователей в числе своих постоянных покупателей занимают умы руководителей онлайновых магазинов. И не зря. По сообщениям аналитического агентства Jupiter Media Metrix, примерно 65% настоящих покупателей магазинов корпорации Amazon.com, например, принадлежат именно к числу завсегдатаев, то есть тех, кто уже неоднократно отоваривался в маркетах под данной торговой маркой. До определенного времени поиск решения проблемы удержания каждого отдельного посетителя магазина, что-нибудь в нем купившего и тем самым пополнившего пузатый кошелек продавца на сотню – другую долларов, оставался причиной постоянной головной боли онлайновых торговцев. Но однажды кто-то из них изобрел лекарство, которое избавило большинство торговых Интернет-компаний от подобной навязчивой идеи. Состав препарата оказался на удивление прост. Для его приготовления требовались: электронные почтовые адреса хоть раз что-нибудь купивших посетителей онлайнового магазина, наименования приобретенных товаров или услуг, компьютер, модем, доступ в Интернет и немного красивых слов. Именно по электронной почте продавец довольно регулярно информировал пользователя, порой не имевшего времени на самостоятельный поиск в Сети, о появлении в ассортименте магазина новых наименований товаров, которые определенно могли заинтересовать потенциального покупателя. Результаты подобных кампаний превзошли все ожидания. В отличие от баннерных и спонсорских программ почтовый маркетинг приносил до 10% откликов, в качестве которых засчитывались либо клики по ссылкам, либо посещения Веб-страниц рекламодателей, и до 2,5% чистых продаж. Казалось, все было хорошо, все были при деле, и если рассеянный лыжник, покупая в одном из онлайновых шопов смазку для лыж, забывал приобрести сами лыжи, он с завидной уверенностью бросался к компьютеру, влезал в электронный почтовый ящик и днями ждал объявления о предложении купить новенькие лыжи, а, кроме того, рюкзаки, лыжные костюмы и прочие вещи, которые теоретически ему могло пригодиться. Но вскоре выяснилось, что мир не без “добрых” людей, и что ради лишней копеечки, а лучше того, хрустящего доллара или даже двух, некоторые такие добродетели готовы часами сидеть за компьютерами и, в надежде зацепить чей-нибудь интерес к своему предложению, рассылать всем без исключения Интернет-пользователям килограммами самый настоящий спам. Что такое спам? Вообще-то спам – это некое подобие мясных консервов производства американской компании Hormel Foods Corp., которые мало похожи по составу и уж тем более по виду на настоящее мясо или хотя бы нашу родную “тушенку”. Сами американцы редко рискуют покормить этим свое домашнее животное, исключая случаи, когда их любимец начал слишком много есть, что стало сказываться на семейном бюджете, или уже изрядно поднадоел своему хозяину. Но в настоящее время словом “спам” принято характеризовать те совершенно никому не нужные и всеми ненавистные электронные сообщения рекламного характера, которые практически каждому американцу, британцу, австралийцу, русскому и африканцу, каждый из которых имеет доступ во всемирный Интернет, ежедневно ссыпаются в электронный почтовый ящик десятками. Назойливая несанкционированная рассылка рекламных сообщений, которая рекламодателю приносит помимо минимального количества хлопот и столь же незначительного объема затрат еще и огромное удовольствие, а также довольно стабильный доход, у получателя данных сообщений ассоциируется с головной болью, лечением занесенных в систему компьютерных вирусов и катастрофической потерей драгоценного времени, которое приходится проводить за отбором и удалением бесполезных сообщений. Но чем именно спам так бесит адресатов? Во-первых, тем, что спам рассылается без их ведома. Это чисто психологическая ответная реакция на то, что кто-то пытается на тебя воздействовать без твоего согласия. Многих спам приводит в очень агрессивное состояние, находясь в котором они могут пытаться отправить рекламодателю в ответ гневные угрозы типа “Ах ты гад такой ... ” и активные компьютерные вирусы, пробовать вычислить местоположение “врага” и нанести ему личный визит, а также прибегать к иным способам борьбы в зависимости от того, насколько кто одарен силой и интеллектом. Другие попросту выбирают его из дневной почты, сожалея о том, что потратили на это свое время (ведь вместе с почтовым мусором нельзя случайно удалить важное сообщение от начальника, партнера или же родителей) и удаляют в надежде на то, что завтра эти сообщения в своей почте не обнаружат (на самом же деле обнаруживают другие). Во-вторых, спам не приемлим постольку, поскольку его отправители не знают меры и порой рассылают вовсе никому не нужные сообщения десятками, если не сотнями, на один и тот же адрес. Здесь пригодятся данные статистики. Подумать только, по данным агентства маркетинговых исследований Jupiter Research, если в 1999 году среднестатистический американец получал ежегодно в свой электронный почтовый ящик (опять же в среднем) по 40 сообщений спама, то к 2005 году этот показатель вырастет и составит чуть ли не 1,6 тыс. сообщений ежегодно. Другие данные. По сообщениям Forrester Research (www.forrester.com), также аналитического агентства, уже к 2003 году, который вовсе не за горами, нежелательных почтовых сообщений в свои электронные ящики американцы получат ничуть не меньше, чем по обычной почте, а к 2004 году каждый Интернет-пользователь будет ежедневно находить у себя в электронной почте, независимо от того, у какого провайдера получен почтовый ящик, по 9 сообщений рекламного характера, как минимум. Не менее любопытны цифры, предоставленные аналитиками Jupiter Media Metrix (www.jmm.com). Согласно их оценке, к 2005 году некоторые Интернет-пользователи чуть ли не ежедневно будут получать по 950 сообщений от навязчивых рекламодателей. Даже приняв во внимание, что в данном случае речь идет не о каждом, а, наверное, лишь о самых тратящихся в онлайновых магазинах пользователях, верится с трудом. Однако цифры существуют, и от них никуда не денешься. Ну и напоследок, наверное, все же стоит привести информацию, собранную Интернет-компанией Brightmail.com, которая как раз одновременно занимается выбиванием спама из почтовых ящиков пользователей своих услуг и подсчетом его объемов, ежедневно не доходящих, к великому сожалению отправителей, до конечного адресата. Согласно приведенной ею статистике, ежедневно специалистам компании приходится отбивать от 8 тыс. до 13 тыс. спамерских атак. Удивительно, однако, случается и так, что до 1,5 тыс. из них за сутки поступают от одного и того же отправителя, упорно пытающегося пробиться сквозь защиту. В-третьих, спам смело можно назвать раздражителем, поскольку он забивает собой компьютерную память, отведенную под обычные электронные сообщения, и парализует нормальную работу не только программ обработки электронной почты, но и работу целых серверов небольших провайдеров Интернет-услуг. Ну и, наконец, в четвертых (однако в действительности отнюдь не в-последних), спам может быть слишком откровенным и неприличным. Под этим утверждением подразумевается то, что очень часто именно таким образом в почтовые ящики забрасывают ссылки на порнографические сайты, Веб-сайты, размещение которых в Сети запрещено законом, а также ссылки на рассказы и материалы о маньяках, извращенцах и всякой прочей нечести, вызывающей отвращение. Как со спамом в таком случае бороться? Вот это дельный, однако, до сих пор оставленный без ответа вопрос. Если пытаться на пальцах сосчитать, сколько официальных и неофициальных попыток борьбы против спама предпринималось, определенно не хватит не только своих пальцев на руках и ногах, но и пальцев всех соседей, рядом живущих и вместе взятых. Как только не пытались с ним бороться. Изначально пробовали истребить законом. Не вышло: то некому за соблюдением вновь выпущенных законов следить, то поймать юрких спамеров никак не удавалось. Забросили власти это дело. Следующая попытка подразумевала взимание штрафов за несанкционированное беспокойство законопослушных Интернет-пользователей. Размер денежного наказания, помнится, составлял от $100 до $1000 в зависимости от количества отправленных сообщений, то есть морального ущерба, нанесенного адресату. Понятно, что платить налоги на спам тоже никому не пришлось: желающих не нашлось, а ловить их по бескрайним просторам Глобальной Сети борцам за справедливость показалось безумно тяжко. Александр Самосудов |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|