Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Реклама в Сети: правовые аспектыПо поводу рекламы сломано уже немало копий, и тишь да благодать в данном вопросе вряд ли предвидятся. Действительно, как говорится, реклама – двигатель прогресса. Каждая уважающая себя компания уделяет внимания всевозможным рекламным акциям и начинаниям не меньше, нежели производству самих товаров и услуг. И если в традиционных СМИ система размещения рекламы уже достаточно отработана, то в Сети все только начинается. Менеджеры придумывают и разрабатывают различные схемы размещения рекламы, компании рассчитывают на получение сверхприбылей и стремятся к этому изо всех сил. Но при всем этом разговоры о кризисе сетевой рекламы не утихают. Однако прибыль прибылью, менеджмент менеджментом, а правовое регулирование распространения рекламы еще никто не отменял. В РФ основополагающим актом в данной области является Закон "О рекламе” от 18.07.1995 г. В Законе реклама определяется как «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». В “любой форме” “с помощью любых средств”. Во-первых, что такое “средство распространения рекламы”? Если допустить, что под этим следует понимать определенный вид СМИ, то тогда встает иной вопрос: можно ли считать сеть Internet средством распространения рекламы? Далее Закон в некоторой степени прояcняет ситуацию, давая определение понятию «рекламораспространитель» - это «юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами». Можно сделать вывод, что к средствам распространения рекламы относятся не только СМИ. Понятие средств распространения рекламы более широкое, и Internet является одним из них. То есть можно смело утверждать, что Закон “О рекламе” действует и в отношении рекламы в Сети?! Однако в дальнейшем по тексту Закона мы ни разу более не встретим понятия ни то чтобы Интернета (и это вполне объяснимо, учитывая дату принятия Закона), но и каналов связи вообще. Естественно, статьи о рекламе в Сети в данном Законе нет, и когда появится (если появится) сказать трудно, т.к. законопроектов по данному вопросу в Государственную Думу пока не вносилось. А между тем для каждого из средств распространения рекламы характерны свои особенности, что закономерно сказывается на появлении специфических норм их правового регулирования. Закон пошел именно по такому пути, описывая в статьях отдельные виды рекламы в различных источниках: в телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании, наружную рекламу, на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Для каждого из них устанавливаются свои параметры и цифры. В таком случае встает вопрос: необходимо ли выделение рекламы в Сети в отдельную статью и, если необходимо, то какие параметры задавать и из чего исходить? Это слишком глобальный вопрос, из него вытекает множество мелких: · каков процентный лимит рекламы в Сети. Допустим, для радио- и телепрограмм – 25% объема вещания в сутки, для печатных изданий – 40% объема одного номера и т.д.; · как этот процент рассчитывать; какие технические параметры брать за основу; · одинаковы ли параметры для различных порталов. Если проводить аналогию, например, с радио- и телепрограммами, то необходимо отделять детские, религиозные, образовательные сайты и т.п.; · зависит ли регулирование от вида рекламы (баннерная – небаннерная). Данный вопрос связан также с процентным лимитом. Естественно, что рассылки и баннеры значительно отличаются друг от друга, что предполагает их различное правовое регулирование; · как, в каком виде и кем должны заключаться договоры на размещение рекламы. Эта проблема поднималась, например, в статье Александра Орлова “Гермафродиты”, где подробно описан внутренний круговорот вещей в Сети, когда портал сам себя обеспечивает рекламой; · как государство будет контролировать процессы размещения рекламы в сети; · как будет решаться проблема юрисдикции; кто по российскому законодательству станет субъектом правоотношений в данной сфере; какие объекты подпадут под регулирование нашего Закона. Для ответа на все эти и другие вопросы необходимо тесное сотрудничество программистов и правоведов: в данном случае основой правильного и грамотного регулирования размещения рекламы в Сети должен стать глубокий анализ технической стороны вопроса. В любом случае рано или поздно их придется решать, т.к. с укреплением значения Internet в нашей жизни, а особенно в сфере бизнеса, роль рекламы в Сети неизмеримо возрастет, что закономерно приведет к необходимости четкого регулирования данной сферы. В Законе его целями называются: «защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали». А Сеть, как мы уже успели убедиться, на сегодняшний день – первейший источник нарушения всего вышеперечисленного. Еще один важный вопрос – регулирование отдельных видов товаров, вызывающий к жизни наиболее бурные дискуссии. Согласно ст. 16 Закона к регулированию отдельных видов товаров относится: 1. Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами. Здесь четко описывается, каким параметрам должна соответствовать такая реклама. С 1.01.1996 г. реклама данных продуктов в телепрограммах запрещена. Согласно ст.17 ФЗ от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции. При рекламе такой алкогольной продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информирования населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации. Как реализовать данные положения в Сети? Что принимать за аналогию эфирного времени или площадки? 2. Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области. Несмотря на то, что Internet и СМИ – не тождественные понятия, законодателю необходимо уже сегодня при отсутствии законодательства о Сети решать проблемы, связанные с ее использованием. Так Федеральным законом от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в связи с принятием Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" ясно и четко регулируется вопрос размещения рекламы наркотических средств и психотропных веществ в Сети. "Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами". В этом случае законодатель заранее снял уже давно длящийся спор о соотношении Internet и СМИ. 3. Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и военной техники, за исключением рекламы боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Что интересно, только в данном пункте ст. 16 говорится об электронных СМИ: распространение рекламы разрешенного гражданского оружия допускается в электронных СМИ только после 22 часов местного времени. Почему только гражданского оружия, как электронные СМИ смогут регулировать время появления рекламы в Интернете, ведь помимо электронных СМИ (зарегистрированных) в Сети еще огромное количество иных средств, не являющихся таковыми в смысле закона? 4. Есть свои особенности при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг. Требования к рекламе на рынке ценных бумаг установлены ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Итак, статью 16 Закона “О рекламе” можно назвать краеугольным камнем настоящего Закона. Достаточно перечислить все законопроекты о внесении изменений в настоящую статью, чтобы понять, насколько данный вопрос актуален. Основные предложения: · запретить рекламу сексуального характера; · ужесточить режим рекламы алкогольной и табачной продукции; · внести дополнения в регулирование рекламы в области медицины. На сегодняшний момент самым полным является законопроект, внесенный в Гос.Думу РФ правительством. В данном законопроекте чаще фигурируют понятия “иные способы и средства” распространения рекламы, что в определенной мере делает возможным применение таких норм к рекламе, распространяемой в Сети. Однако, на мой взгляд, чтобы детально урегулировать вопрос размещения рекламы в Интернете, одних таких выражений недостаточно, нужен либо отдельный закон, либо отдельная статья (глава) в действующем Законе. Наверняка, к этой проблеме ГД РФ обратится в ближайшем будущем. Елена Котлярова |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|