Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
3D как двигатель торговлиКак можно рекламировать товары в Интернете? Казалось бы, ответить на этот вопрос легко. Если товар материален, то его нужно представить потенциальному покупателю в виде фотографии, сопроводив ее подробным текстовым описанием. Большинство дизайнеров Интернет-магазинов так и поступают. Но вот о чем говорят исследования Net Effect Systems: приблизительно 6% посетителей сетевых магазинов решаются на покупку, но только 1/3 из них доводят сделку до конца. Другие 2/3 уходят без покупки. Это значит, что покупателю не хватает информации по товару, ему хочется подержать товар в руках, рассмотреть его со всех сторон. Решить проблему может представление товара в виде трехмерной интерактивной модели. На рынке очень много товаров одинакового класса и примерно одинакового качества от различных производителей. В этом случае выбор во многом зависит от внешнего вида товара, с которым удобнее знакомиться, если он трехмерен. До недавнего времени 3D-технологии активно применялись только в несетевых приложениях: кино, телевидении, играх (хотя для локальных сетей давно существуют трехмерные игры), производственном проектировании и моделировании... Интернет не пускал 3D-графику на свои страницы из-за недостаточной скорости передачи данных и из-за отсутствия необходимых программных технологий адаптации 3D-файлов к Интернет-форматам. Во второй половине 90-х годов были созданы все предпосылки для интеграции 3D- и Интернет-технологий. Был написан и стандартизирован язык моделирования виртуальной реальности VRML. Появились программы, которые могли бы создавать и сохранять трехмерные сцены и модели в формате VRML. Не меньше десяти фирм выпустили программы для просмотра VRML-объектов, которые могли бы подключаться к работе основных браузеров в качестве plug-in. И наконец, телекоммуникационные технологии шагнули так далеко, что сейчас речь идет о скоростях передачи информации по телефонным линиям до 1,5 Мбит/c, по кабелю - до 30 Мбит/c, по спутниковым каналам - до 40 Мбит/c. В США широко обсуждается и внедряется проект Интернет-2, который на порядки превзойдет телекоммуникационные возможности современного Интернета. Уже 170 американских университетов связаны сетью Интернет-2, которая способна обслуживать интенсивный трафик данных и передачу потокового видео. Какие же технологии трехмерной и интерактивной визуализации для применения в сети Интернет существуют на сегодняшний день? Перечислю известные мне. 1) Самым простым способом анимировать изображение является анимированный GIF. Если у вас есть десяток или несколько десятков графических изображений какого-то предмета, последовательно снятых с разных сторон, то эти изображения можно свести в один GIF-файл, задав последовательность, скорость, фон отображения и некоторые другие параметры. Любой браузер отразит этот файл в виде ролика. Существенными недостатками для практического применения анимированного GIF'a в серьезных областях, таких, как электронная коммерция, являются немалый вес файла и полное отсутствие интерактивности, т.е. возможности управлять процессом просмотра. 2) IMOB (image objects) - это не название технологии, а коллекция фотографических изображений реального трехмерного объекта, сделанных из различных углов вокруг объекта. Или, наоборот, набор фотографий, сделанных из одной точки в разных направлениях, что в совокупности представляет панораму. При воспроизведении вы можете вращать, удалять и приближать IMOB. Это моделирует исследование реального трехмерного объекта. А вот организовать просмотр IMOB можно на разных языках программирования: Java, JavaScript, ActiveX. На странице http://www.mgisoft.com компания MGI представляет ActiveX-версию IMOB. 3) С помощью технологии IPIX (www.ipix.com) можно рассматривать объекты изнутри. Идея состоит в том, что создаются панорамные фотографии посредством цифровой камеры и даются возможности навигации в этой панораме. 4) Еще одна технология - MetaStream - позволяет дискретно приближать и отдалять объект, перемещать его на плоскости, выделять область изображения, чтобы рассмотреть ее крупным планом. Образцы картинок, сделанных по этой технологии, вы найдете на сайте онлайнового магазина спортивных товаров www.styleclick.com. Один из владельцев этого сайта заявил, что те товары, которые представлены в виде интерактивных картинок, продаются в 10 раз чаще, чем другие аналогичные товары. MetaStream - довольно успешная технология. На ней базируется презентация продукции фирмы Sony www.sony.com. 5) Продукты семейства Virtuoso призваны облегчить загрузку трехмерных интерактивных изображений в web. Эту технологию оптимизации и отображения 3D-объектов с 1997 года продвигает на рынок электронной коммерции израильская компания Virtue. На ее сайте www.virtue3d.com вы сможете посетить галерею трехмерных товаров, которые составляют наполнение небольшого онлайнового магазина. Для просмотра потребуется установить специальный plug-in весом всего 290 кб. Просмотр предмета минимизирован по сравнению с настоящими VRML-объектами, но все же оставляет приятное впечатление. Virtue предлагает также Virtuoso Optimizer для превращения стандартного 3D-контента в легко загружаемые web-объекты. 6) Технология, похожая на предыдущую, называется cult3D. Она также объединяет в себе plug-in для просмотра родных объектов на компьютере пользователя (в том числе и через Интернет) и программу для конвертации стандартной 3D-графики в свой формат. Результат визуализации примерно такой же, как и у Virtuoso. Знакомство с cult3D рекомендуется начать с их сайта http://www.cult3d.com/, на котором вы найдете и описание технологии, и загрузите plug-in, и посмотрите образцы cult3D-моделей на предлагаемых сайтах. Я посмотрел, как с помощью cult3D рекламируются детские игрушки на http://www.toysin3d.com/. Хорошо рекламируются, только файлы получаются тяжеловесными. 7) Модная технология производства визуальных эффектов Flash компании MacroMedia постепенно завоевывает Интернет. Часто Flash применяют для динамических заставок, организации многофункционального и разветвленного меню. С недавнего времени я стал встречать в Сети образцы трехмерной рекламы, выполненной на Flash. Зайдите на сайт Siemens http://www.siemens.com/ и вы обнаружите весь перечисленный спектр применения Flash (если у вас установлен соответствующий plug-in). 8) На языке Java, придавшем новый смысл интерактивным возможностям WWW, также конструируются эффектные 3D-объекты. Но Java - интерпретируемый язык программирования и не "заточен", как VRML, под создание виртуальных миров. Вследствие этого апплеты Java долго загружаются на компьютер пользователя. У Java достаточно много областей применения. Трехмерность - только одна из них. Например, на сайте ImagePump http://www.xippix.com/HTML /ProdSolutions/ index.htm показана работа различных Java-апплетов, которые обеспечивают вращение, zoom, эффект увеличительного стекла, анимацию, навигацию по большим двухмерным изображениям в маленьком окне. 9) На базе Java и некоторых оригинальных технологий функционирует система Shout3D. Она позволяет включать в свои объекты цветовые эффекты, звук, прозрачный фон, морфинг и другие эффекты. На сайте http://www.excitextreme.com/fashion/ я присутствовал на показе мод. В рабочем окне по подиуму ходили длинноногие модели, а на панели управления можно было менять некоторые настройки (вид за окном, освещенность, цвет волос и кожи модели, да и саму модель) и производить навигацию по сцене (плавно и дискретно передвигать камеру обзора, приближать и отдалять модель). Воистину: искусство требует жертв. Этот показ мод "отъел" у моего компьютера всю свободную оперативную память. 10) 3D-технологии от немецкой фирмы Dimension 3D-Systems, которая предложила несколько программ, обеспечивающих трехмерное сканирование реальных предметов и отражение полученных 3D-моделей в окне браузера. На страничке "Gallery" своего сайта http://www.dimension-3d.com/ компания разместила выставку демонстрационных моделей. Многие из них предлагается посмотреть в различных 3D-форматах и обращается внимание на то, что их родная xps-model весит меньше. Меньше-то оно меньше, но возможности просмотра ограничены только вращением модели вокруг различных осей. 11) Стоит упомянуть еще об одном программном средстве, с помощью которого строятся трехмерные миры. Это молодой (создан в 1998 году и еще не стандартизирован) язык разметки третьего измерения 3DML (3 Dimensional Markup Language). Он выполняет те же задачи, что и VRML, но не описывает сами объекты, а лишь строит из готовых блоков сцену. 3DML проигрывает VRML в гибкости и мощности, но выигрывает в простоте освоения и скорости передачи информации. Язык несложен для понимания, а для тех, кто знаком с HTML, вообще "семечки". 12) Наконец мы подошли к описанию самого адекватного средства для построения трехмерных миров в Интернете - VRML. Пользователь, собирающийся купить какой-нибудь товар, рекламируемый с помощью технологии VRML, имеет на мониторе своего компьютера трехмерный образ реального товара со следующими возможностями: вращать эту модель с помощью мышки вокруг различных осей, приближать и удалять модель, приводить в движение различные ручки, рычаги, кнопки, расположенные на внешней поверхности объекта, заглядывать внутрь, если объект имеет внутреннюю структуру, разбирать модель на составные части. Такие интеллектуальные модели заменят или существенно расширят стандартные виды подачи информации, облегчат восприятие сложных информационных потоков. Более того, язык VRML позволяет строить сложные трехмерные сцены с развитой навигацией внутри нее, то есть создавать в Интернете магазин, приближенный по виду и функциональности к реальному. Первый полноценный трехмерный Интернет-магазин, в котором реализованы и 3D-модели, и 3D-сцены, появился в Интернете в декабре 1999 года. Он доступен по адресу http://www.3dboom.com/. Магазин 3DBOOM разработан специалистами компании UnitSpace LLC (http://www.unitspace.ru). Сейчас в нем продается более 1000 наименований товаров. В основном это бытовая, компьютерная и офисная техника, программное обеспечение, аудиодиски. Кроме своей непосредственной коммерческой задачи, магазин призван продемонстрировать возможности и преимущества 3D-технологий в Интернет-решениях. Посетителю магазина на выбор предлагается двухмерная (обычная) или трехмерная навигация по магазину. Если выбран второй вариант, то "шопинг" начинается перед зданием магазина. Посетитель входит через центральную дверь и гуляет по торговому залу магазина, рассматривая товарные тумбы. Если ему приглянулась какая-то группа товаров, то по гиперссылке он может раскрыть в соседнем фрейме каталог группы и выбрать из него конкретный товар. Покупатель или сразу кладет товар в корзину, или нажимает кнопку "3D" и рассматривает его со всех сторон, как реальный предмет. Прогулка в 3D-пространстве не ограничивается стенами магазина. Окрестности также доступны для путешествия. Рядом есть пальмы, море и гора, при восхождении на которую вы обнаруживаете, что находитесь на острове. Пока это единственный остров в Интернете с 3D-магазином. Но скоро их будет много, так как для покупателей трехмерная среда более комфортна в обращении. UnitSpace создала и инструмент, позволяющий значительно упростить конструирование трехмерных Интернет-магазинов. Программа 3D Shop Designer строит дерево каталогов существующего двухмерного магазина (выполненного на базе InterShop 3.0 или 4.0) и наполняет VRML-сцены, отвечающие за различные группы товаров, трехмерными моделями. В результате время, затраченное на редизайн стандартного некрупного 2D-магазина, исчисляется не днями, не часами, а минутами. Таким образом, VRML - самое перспективное направление "отрехмеривания" Интернета. К неудобствам его можно отнести необходимость специальной программы просмотра VRML-миров на компьютере пользователя. Выбор в этом сегменте программного обеспечения богатый. Я бы порекомендовал Cortona фирмы ParallelGraphics. Программу можно загрузить с сайта http://www.paragraph.ru/, весит она порядка 2 мб. Надо сказать, что из перечисленных технологий 3D-визуализации только для GIF, JavaScript и Java не нужны дополнительные plug-ins. Об этих объектах основные браузеры "знают" и отражают в основном корректно и стандартно. В заключение разговора о 3D-направлении в рекламе товаров через Интернет скажу, что Интернет-магазины - это только одно из многих возможных коммерческих применений 3D- визуализации в Сети. И другие области электронного бизнеса ждут своих 3D-дизайнеров. Это и дистанционное обучение работе со сложной офисной и другой техникой, и создание трехмерных моделей различных архитектурных зданий, что может быть интересно риелторским компаниям, и представление 3D-планов гостиничных номеров на сайтах гостиниц, и построение объемных ландшафтов каких-либо туристических зон, на которых туристические фирмы могут проложить маршруты путешествий и прогулок, предлагаемых через Интернет. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|