На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Реклама » Кампании и технологии

Гермафродиты

Год назад всё только начиналось. Февраль 2000 года. На дворе зима, совсем ещё недавно прошли торжества по поводу наступления Миллениума, весь мир полон надежд и с нетерпением ждёт наступления светлого будущего. Начиналось третье тысячелетие. Вместе с тысячелетием начиналась новая, настоящая жизнь российского Интернета.

Всего несколько месяцев назад окрылённые безумным ростом индекса NASDAQ и с надеждой нечто подобное организовать на просторах тёмной России к нам ринулись инвесторы. И потекли в наш хай-тек капиталы, небольшие по западным меркам, но вполне приличные по российским. Глядя на иностранцев, некоторые отечественные бизнесмены и предприниматели также решили поучаствовать в переделе ещё не переделённой интернет-собственности. Практически все сколько-нибудь стоящие сайты получили настоящих хозяев. Не новых владельцев, а именно хозяев, желавших своему детищу процветания и готовых вложить в его развитие немаленькую сумму денег. Старые и новые работники этих проектов дружно занялись освоением средств. Начался инвестиционный бум в Рунете.

Простые, не посвящённые в тайны девелопмента, люди долго не подозревали о том, что в Рунете началась новая жизнь, но как раз к началу весны вложенные средства начали приносить первые плоды. Плода было два. Во-первых, в Рунете не стало больше сайтов. Вместо них появились порталы – заокеанское изобретение с непонятными функциями и множеством маленьких ответвлений. Большие сайты стали большими горизонтальными порталами, сайты поменьше – маленькими вертикальными, совсем маленькие – специализированными порталами, а уж обладателям персональных страничек больше не куда было деваться, как присоединится к порталам персональных страничек. Для того, чтобы перенаправить людской поток на эти новообразованные вместилища мегабайтов информации их владельцам, а ещё точнее, хозяевам пришлось вкладывать большие деньги в продвижение своих ресурсов. На рекламном рынке Рунета начался бум.

До 2000 года реклама, конечно, тоже была, но какая-то незаметная, блеклая и неинтересная. Но сразу после освоения средств и появления какого-нибудь продукта, который можно было показать обычному пользователю, хозяева новоиспечённых порталов дружно понесли свои деньги в рекламные агентства. Рекламные агентства приняли всех с распростёртыми объятьями и обещали бешеный прирост посетителей, рвущихся оставить свои кровные на виртуальных прилавках или не могущих спать без просмотра очередной порции контента. Реклама была в основном баннерной, размещалась она на тех же порталах. То есть деньги крутились внутри системы – от Яндекса к netBridge, от него к Рамблеру, далее к Golden Telecom и на РБК, а реклама от Port.ru была везде. Всем было хорошо – пользователи приходили, деньги за баннеры уходили, деньги от баннеров приходили. Однако не всем была по нутру эта несложная схема, назовём её Схемой №1.

Кому то из менеджеров показалось непонятным, почему одни и те же деньги крутятся по одним и тем же сайтам. То есть доллары вытекают из одного кармана, в течении некоторого времени где-то путешествуют, и потом те же самые доллары втекают в другой карман. Схема №1 оказалась очень сложной и ненадёжной. Вдруг кто-то решит потратить часть средств, не дай бог, на развитие или увеличит зарплату. Тогда эта часть покинет систему безвозвратно. После долгих мозговых штурмов появилась Схема №2.

Суть её очень проста. Портал решает прорекламировать себя в Интернете. Проверяет все возможные рекламные площадки, проводит закрытый конкурс и выясняет, что лучше него самого никого пока не появилось. И аудитория соответствует, и дизайн хороший, и посещаемость среди первых. Маркетинговая служба портала "А" отправляет заявку рекламному отделу портала "А". Они встречаются, обсуждают детали, подписывают договор и оплачивают сумму сделки. И деньги вместо того, чтобы начать свое долгое путешествие прямиком направляются обратно. Дела начинают идти в гору. Прибыли от рекламной деятельности множатся, финансовое состояние улучшается, хозяева довольны, менеджеров ждут повышения и многочисленные поощрения. Более образно, такую схему можно назвать "гермафродит", по тому что по ней портал становится обоюдополым. Сам является и заказчиком и удовлетворяющим клиента исполнителем.

Поначалу она не являлась основным источником получения дохода. Было много других рекламодателей, деньги с североамериканских просторов ещё поступали на счета российских проектов. Потом наступила бурная осень на NASDAQ. Инвесторы принялись подсчитывать убытки и упущенную прибыль. Настали трудные дни для рекламного рынка российского Интернета. На это основные интернет-холдинги ответили снижением затрат рекламу на сторонних площадках. То есть они прервали замкнутый круговорот долларов в Рунете. Некоторое время руководители порталов были в панике – близился Новый Год, а с ним и отчёт о проделанной работе, но скоро выход был найден. Схема №2 заработала на полную катушку.

Сейчас можно видеть результаты этой политики даже невооружённым глазом. В большинстве своём все большие интернет-порталы рекламируют сами себя. Для документального подтверждения этого тезиса был проведён эксперимент, оценивающий количество денег крутящихся внутри каждого из них. Картина оказалась довольно безрадостная.

Лидером по объёму внутреннего оборота оказался "Кирилл и Мефодий" www.km.ru. На его страницах не было замечено ни одного широкоформатного (468х60) баннера от сторонних компаний. Непонятным образом среди всего многообразия подразделов и сервисов мультипортала, предлагающих себя к посещению, оказалась реклама журнала "Компания", предлагающая узнать всё о бизнесе, хотя то же самое рядом предлагает сделать и Biztime – бизнес страница КМ. Кажется, что "Кирилл и Мефодий" давно перешли от поиска рекламодателей к тотальному использованию Схемы №2. Судя по прайс-листу она им приносит около $35 000 в месяц. Доход же от других рекламодателей незначителен.

Другим лидером является американская компания netBridge, самым посещаемым сайтом которой является каталог List.ru www.list.ru, теперь превратившийся из просто каталога в горизонтальный портал. На этот раз реклама набора стандартных разделов "Бизнес", "Спорт" и "Новости" пополнилась "независимым" аукционом Molotok.ru. Также большие суммы тратит на рекламу один из инетернет-рейтингов Top.list.ru, присутствие которого на ресурсах netBridge весьма заметно. Всего же объем средств зарабатываемый этой компанией от внутренней рекламы приближается к $50 000, что почти в 1,5 раза больше "Кирилла и Мефодия". Но к сожалению она не сможет считаться лидером, потому что находятся ещё люди, ничего не знающие про новые правила игры на рекламном рынке и размещающие свою рекламу на чужих сайтах. Такие люди есть прежде всего у Рамблера www.rambler.ru. Причём это достаточно богатые люди, так как практически вся реклама покупается большим оптом и фиксировано ставится на головной странице и в разделах рейтинга Тор100, которые тоже являются довольно ходовым товаром. Мимо рук менеджеров уплывают ежемесячно не менее $30 000. Однако дальше рекламодателей пускают с трудом. Им приходится идти на всяческие хитрости, чтобы попасть в заветные 20% динамических баннеров, которые не рекламируют сам Рамблер и его новые проекты, плодящиеся как грибы после летнего дождя – Rambler-ночная жизнь, Rambler-финансы, Rambler-подарки и проч. Если доверять счётчику Rambler Тор100, то при 13 млн. хитов в месяц из кармана в карман перекачивается около $60 000.

Однако Рамблер пытается вторгнуться на территорию другого столпа Схемы №2, начавшего применять её едва ли не раньше всех, – американская компания Port.ru является признанным лидером по привлечению пользователей на свои новые проекты. Также как и по количеству рекламы на квадратный сантиметр поверхности экрана. Что бы достичь статуса бесспорного лидера в этих областях в Port.ru были приглашены лучшие российские и заокеанские умы. Они разработали оригинальную бизнес-модель, которую пока никто не решается перенять. Суть её заключается в использовании редиректа (насильственного перехода пользователя на другой адрес). Посетители почтовой службы mail.ru, насмотревшись рекламы нового проекта Port.ru за время нахождения на сервере, через пять секунд после выхода из неё попадают на рекламируемый ресурс. За счёт этих посетителей резко вырастает посещаемость сайта, за ней растут рекламные расценки и, следовательно, можно давать свою же рекламу по более высокой цене и получать сверхприбыль. Деньги вкладываются в новый проект, туда приходит ещё больше посетителей, расценки ещё больше возрастают – прибыли становится ещё больше. Такая модель позволяет зарабатывать бешеные средства практически не занимаясь привлечением сторонних рекламодателей. Тем более что доходы поистине впечатляющие – от собственной рекламы Port.ru получает как минимум $100 000, выбиваясь в абсолютные лидеры по этому показателю в России. Картину омрачает оставшийся со старых времён, когда ещё использовалась Схема №1, баннер баннерообменной сети RLE.

Таким же образом идут дела и на других ведущих рекламных площадках Рунета. Яндекс рекламирует Яндекс-почту, на РБК размещены баннеры Cnews.ru и Утро.ru, на сайтах Golden Telecom рекламируют рекалмное агентство Агама. Не смотря на приличное количество зарабатываемых таким образом интернет-холдингами денег, эти тенденции свидетельствуют о кризисе рекламного рынка. Инвестиции уже не идут, шансов удачно разместить акции на NASDAQ нет даже у лидеров российского интернет-бизнеса, оффлайновые рекламодатели пока не желают идти в Сеть. До каких пор порталам уместно быть в обоюдополом состоянии, сказать сложно. Однако с большой долей уверенности можно сказать, что превращая Рунет в страну гермафродитов авторам схемы №2 не удастся получать зарплату в следующем году. Потому что у инвесторов кончатся деньги.

Александр Орлов

Другие разделы
Рекламные агентства
Internet-реклама
Кампании и технологии
Новое в разделе
Маркетинг
Бренд
Психология рекламы
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100