Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Системная интеграция – новый этапВместе с тем, прогресс в области информационных технологий происходит столь стремительно, что перед предприятием, поставившим задачу развернуть у себя не только КИС предприятия, но ту или иную систему автоматизации, встает (помимо выбора системы и обучения персонала) множество проблем. Их решение зачастую приводит к необходимости жертвовать каким-либо сегментом в пользу, с точки зрения развертывающей команды, наиболее необходимого и важного. В результате система, на развертывание которой затрачена масса времени, сил и средств, представляет собой инструмент, обеспечивающий реальные потребности предприятия лишь в малой степени. Более того, принятые на этапе развертывания этой системы проектные решения препятствуют или будут препятствовать последующему развертыванию других систем автоматизации. Можно указать на ряд предприятий, которые ведут параллельное развертывание у себя некоторых из указанных выше систем, но при этом они не только не выполнили предварительное системное проектирование, но и вообще не ставили задачу интеграции этих систем в единую КИС предприятия. Становится все более очевидным, что предприятия не могут найти на рынке единый продукт, который удовлетворял бы все его потребности в системах автоматизации, которые могли бы выступать в качестве КИС предприятия. Даже при развертывании таких АСУП типа ERP как R/3, BAAN и других отдельные предприятия используют программные системы от других производителей. Речь при этом может идти о системах таких типов как: workflow (поток работ или рабочий поток), сетевое планирование, бюджетирование, PDM, EDI (Electronic Data Interchange – электронный обмен данными) и других. Важно отметить, что это происходит на фоне существенного расширения функциональности и ERP систем, и CAD/CAM систем, и PDM за счет интегрирования в эти системы таких функциональных возможностей как поддержка workflow, сетевого планирования, бюджетирования, e-commerce (электронная коммерция). Понятно, что эта тенденция далее будет все более и более становиться не исключением, но правилом. Это, прежде всего, - следствие высоких темпов изменения в области информационных технологий (ИТ). Фирмы, специализирующиеся в узкой предметной области, могут за счет привлечения ограниченного круга специалистов и концентрации усилий произвести прорыв в этом направлении. Ситуация в области ИТ показывает, что постоянно появляются и впредь будут появляться технологии, которые производители "устоявшихся" систем физически не будут успевать "встраивать" в свои и без того уже разросшиеся системы (вспомним о более чем 5000 таблиц, на базе которых построена система R/3). Изменения в области ИТ стимулируют в свою очередь изменения и в методах ведения бизнеса, в корпоративной культуре предприятий, и в его персонале. В этой связи методология реинжиниринга бизнес-процессов предприятий и соответствующая методология системного моделирования приобретают особую роль и при проектировании, и при построении корпоративных информационных систем. Опыт развертывания таких систем, например, как АСУП типа ERP или PDM свидетельствует, что это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Предприятие может избрать различную стратегию развертывания КИС. Можно указать как на предприятия, строящие свои КИС, начиная с PDM, так и на предприятия, начинающие с развертывания ERP систем. При этом на каждом конкретном шаге требуется ясность понимания как роли и места развертываемой системы, ее последующего комплексирования с другими системами, так и рациональность и эффективность бизнес-процессов, используемых предприятием. Важно особо подчеркнуть, что формирование, построение (но отнюдь не внедрение) КИС – не проект, не комплекс взаимосвязанных, следующих друг за другом или параллельно проектов, а постоянные процедуры совершенствования всех взаимосвязанных ИТ поддержки деятельности предприятия и его бизнес-процессов. Эти процедуры во многом аналогичны процедурам совершенствования основных производственных фондов предприятия и используемых технологий производства, повышения уровня подготовки персонала предприятия и совершенствования системы качества выпускаемой продукции. Особую актуальность указанные процессы имеют место для предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, так как перед ними уже самым серьезным образом (в соответствии с методологией CALS) встала проблема поддержки своих изделий на всех этапах их жизненного цикла от идеи до утилизации произведенной продукции. На основании сказанного выше можно констатировать, что мы находимся в начале нового этапа в системной интеграции – системном проектировании и построении комплексных информационных систем предприятия. В этой ситуации существенным образом повышается роль внутрифирменных отделов автоматизации предприятия и соответственно возникает потребность в консалтинговых фирмах, способных спроектировать КИС предприятия в соответствии с CALS стандартами. В силу того, что перечисленные выше системы практически невозможно внедрить сторонними силами и более того, развертывание КИС предприятия – пожизненный процесс, особую роль приобретают вопросы подготовки и переподготовки персонала предприятия, а консалтинг все более и более будет превращаться в "тренерский" консалтинг. Алёшин М.В. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|