Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
MBA и этика — несовместимые вещи?После обучения в бизнес-школе современных студентов MBA начинают больше интересовать такие вещи, как прибыльность компаний, и гораздо меньше — качество обслуживания клиентов. Меняет ли диплом MBA позиции и ценности человека? Согласно новому исследованию, это действительно так, причем изменения происходят отнюдь не к лучшему. Недавно некоммерческий институт Aspen ISIB опубликовал свое исследование «К чему это приведет? Позиция студентов MBA по отношению к бизнесу и обществу», которое обнаружило, что студенты MBA при поступлении в бизнес-школу обычно имеют довольно идеалистические цели, хотят создавать качественные продукты и развивать сервисы для клиентов. Но ко времени окончания школы эти цели отходят на второй план по сравнению с главной задачей — любым способом повысить капитализацию компании. Вероятно, кому-то такая перемена в мышлении показалась бы позитивной, если бы не фантом энергетической компании Enron, которую два MBA-выпускника — Джеффри Скиллинг (Jeffrey Skilling), Harvard, 1979, и Эндрю Фэстоу (Andrew Fastow), Northwestern, 1987, — довели до банкротства, воплощая эту стратегию в жизнь по полной программе. В опросе Института Aspen участвовали 1978 студентов MBA, которые окончили в 2001 году одну из 13 лидирующих бизнес-школ, включая Carnegie Mellon, Columbia, University of Pennsylvania и Northwestern. Отвечая на вопрос, какими должны быть главные приоритеты компаний, 75% сказали — увеличение капитализации компании, 71% — удовлетворение потребителей, 33% поставили на первое место производство высококачественных товаров и услуг. Только 5% опрошенных думают, что охрана окружающей среды относится к важным целям, и всего 25% считают нужным приносить пользу местным жителям. Когда 2 года назад эти студенты поступили в бизнес-школу, 68% ставили на первое место стоимость акций, 75% выбрали удовлетворение потребителей и 43% считали необходимым производить качественные товары и услуги. Формирование позиции Однако исследование предполагает, что низкая ответственность будущих экзекутивов мало будет отличаться от позиции существующих. Сейчас Институт Aspen и другие исследователи, занимающиеся мониторингом эффекта, оказываемого корпорациями на общество, весьма озабочены этой проблемой. По мнению Дженнифер Уэлш (Jennifer Welsh), преподавателя международных отношений в Oxford University и менеджера исследовательского проекта, позиции студентов MBA должны также волновать управленцев, которым вскоре предстоит их нанимать на работу, и создателей учебных планов бизнес-школ. Джудит Сэмьюэлсон (Judith Samuelson), исполнительный директор ISIB, ведущая также исследование корпоративного руководства, добавляет к сказанному: «Бизнес-школа — важнейшая среда, где студенты формируют свои позиции по отношению к корпоративным ценностям». По мнению Джудит, выводы исследования оказались очень тревожными в свете того, что «у нас был плачевный пример компании Enron. И мы знаем, чем все может закончиться, когда стоимость акций становится единственным мерилом успеха компании». Спасение бегством Одна из самых тревожных тенденций, открытых исследователями, заключается в том, что обладатель MBA-диплома скорее покинет компанию, с чьими принципами работы он не согласен, чем останется в ней и будет бороться, оказывая позитивное влияние. «Большинство выпускников MBA утверждают, что в таком случае они просто устранятся и найдут себе другую работу, — говорится в отчете. — Фиаско компании Enron служит доказательством того, что серьезные катастрофы неизбежны, когда этическими ценностями пренебрегают или подвергают их сомнению. Как бы мы хотели, чтобы люди вели себя в данной ситуации? Не спасались бегством, а отстаивали свои принципы и пытались разрешить конфликт». Некоторые эксперты видят причину склонности MBA к уходу от проблем в том, что бизнес-школы в основном учат их перестраивать организацию, когда они уже добились в ней высшей позиции, а не призывать к изменениям, находясь еще на средних должностях. Помимо этого Дебра Мейерсон (Debra E. Meyerson), специалист по организационному поведению, читающая лекции в университете Stanford University, и автор новой книги по менеджменту «Tempered Radicals», утверждает, что на самом деле сотрудники могут найти способ переделать организацию, не отступив от своих принципов. Подведение итогов «Один действительно правильный способ приучить как обладателя степени MBA, так и компанию-работодателя к соблюдению строгой этики — лоббировать идею о том, что изначальные ценности помогают увеличивать чистую прибыль, — говорит Присцилла Уиснер (Priscilla Wisner), доцент мирового бизнеса в Thunderbird, American Graduate School of Management в Glendale. — Академические журналы даже не хотят публиковать статьи на эту тему до тех пор, пока не доказано, что корпоративная ответственность действительно увеличивает чистую прибыль и влияет на стоимость акций». Присцилла жалуется, что это по-прежнему так, хотя массовая пресса изобилует свежими примерами того, как корпоративная безответственность привела к катастрофическим результатам. Сейчас Уиснер занимается исследовательским проектом, в который вовлечены 215 компаний, и ищет доказательства того, что благодаря своей позиции граждански сознательные и ответственные корпорации добиваются значительной финансовой прибыли. Однако пока эта идея не распространится широко, бизнес-школы вряд ли пойдут дальше скудных курсов этики, которые они читают сейчас, когда приходит время учить корпоративным ценностям. А до тех пор жизненная философия современных MBA-выпускников скорее будет выражаться в лозунге «Покажи мне деньги!», чем благоразумном «Процветай, создавая добро». Mica Schneider |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|