Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Интернет-бизнес-планОдной из основных особенностей российских бизнес-планов в области Интернет, по высказываниям многих потенциальных инвесторов и консультантов, является хроническое превышение расходов над доходами. "Вчера я десять часов обсуждал бизнес-концепты нескольких Интернет-проектов. Все разделы, не касающиеся финансов, были привлекательны: яркие идеи, выполнимые и оригинальные технические решения, сильные редакционные и программистские команды. Но все проекты до одного пришлось "завернуть": продемонстрировать превышение доходов над расходами никому из авторов не удалось", - жаловался Анатолий Левенчук в журнале "Компьютерра". Демонстрируя финансовую несостоятельность баннерной рекламы, в случае Интернет-порталов он предлагает рекламное нацеливание (targeting), то есть торговлю рекламными врезками (иллюстрированный короткий текст со ссылками на Web-страницы рекламодателя) или целиком посвященными рекламодателю страничками (storefronts). "Партнерские программы с магазинами электронной коммерции в России могут быть интересны только для завтрашних проектов", - считает Левенчук. Для того, чтобы не попасть впросак, Интернет-предпринимателю необходимо знать, чем руководствуется венчурный капиталист при рассмотрении вопроса об инвестировании в то или иной проект. Тем более, что их мировоззрение может корренным образом различаться. "Обычно при первой встрече с венчурным капиталистом Интернет-предпринимателя постигает серьезное разочарование", - считает директор группы венчурного финансирования "ИБГ Никойл" Юрий Аммосов. Его статья в "E-commerce World" является своего рода ликбезом для соискателя инвестиций в свой Интернет-проект, и может оказать существенную помощь при разработке бизнес-плана. Развеивая мифы о венчурных капиталистах, г-н Аммосов постепенно выделяет главную мысль: "Венчурного капиталиста интересует не окупаемость проекта, а его выход из компании". Выход, как известно, может быть либо через продажу компании целиком другой, более крупной компании, либо через IPO (initial public offering - первичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке). Учитывая фактическое отсутствие в России рынка ценных бумаг, остается первый вариант - покупка местного лидера мировым лидером. По этой причине венчурный капиталист, заглядывая в раздел бизнес-плана, посвященный финансам, будет интересоваться не прибылью, а продажами. Отсюда становятся понятными рекомендации писателю бизнес-планов, как вести себя с потенциальным инвестором, которые можно найти в статье Анатолия Левенчука "Приворотный бизнес-план": "Потенциальному инвестору нельзя рассказывать о проекте с точки зрения технической идеи продукта,...о прибылях, которые он гарантированно получит от участия в проекте. Спойте ему песню о незаменимых пользовательских свойствах продукта и о следствии этого - необъятном рынке...". В первую очередь венчурного инвестора интересует потенциал компании, ее способность к быстрому росту, а не текущая прибыль. "Феномен Интернет-компаний от "Амазона" до последнего дот-кома, c непостижимой рыночной стоимостью, при том, что прибыли у них не было и нет, объясняется довольно просто: рынок оценивает, сколько они могут стоить в будущем. Если они создадут стоимость сами для себя - они будут прибыльны. Если они сделают это для других компаний - эти другие заплатят за них хорошие деньги", - объясняет Юрий Аммосов. Однако не следует считать, что инвестор вложит средства в Интернет-компанию, не демонстрирующую никаких признаков роста. "Венчурный капиталист готов покрывать убытки Интернет-предпринимателя, пока тот движется по восходящей. Но вот если компания и Интернет-предприниматель не демонстрируют ни увеличении числа клиентуры (скажем, постоянных или зарегистрированных пользователей сайта), ни роста денежных поступлений - тут венчурному капиталисту делать нечего", - резюмирует г-н Аммосов. В любом случае инвестор будет сочетать методы объективного анализа с собственными субъективными ощущениями, имеющими зачастую значение не менее важное. Так что охотникам за инвестициями необходимо помнить, что в основе этого бизнеса лежат прежде всего человеческие отношения, на сленге венчурных капиталистов называемые "people chemistry" (дословно "людская химия"). Личная симпатия и общность взглядов на дальнейшее развитие бизнеса инвестора и предпринимателя при этом имеют едва ли не большее значение, чем выводы, полученные в ходе финансового или рыночного анализа. Виталий Солонин |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|