Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Бизнес-план - приманка для инвестораСпецифической особенностью инвестирования в Интернет-проекты являются относительно большие риски, поэтому во всем мире этим занимаются, как правило, венчурные фонды. Несмотря на то, что в России, с ее извечной политической и экономической нестабильностью, этот риск многократно приумножается, всем известны случаи довольно внушительного (по нашим меркам) инвестирования в отечественные сетевые проекты - Rambler, Mail.ru, Lenta.ru, Стек, Озон... Не последнюю роль в успешном привлечении денег играет грамотно составленный бизнес-план, с которого и начинается рассмотрение инвестором любой более или менее серьезной сделки. Не следует недооценивать и "внутреннюю" функцию этого документа, призванную организовывать и дисциплинировать саму компанию. Рецепты бизнес-планов На заре предпринимательства этому документу не придавалось такого значения, как сегодня. Том Перкинс накропал свой бизнес-план Intel всего на полутора страницах. В наши дни над разработкой бизнес-планов, объем которых составляет половину кандидатской диссертации, трудится целая армия профессионалов. Большое разнообразие программных продуктов помогает начинающим предпринимателям в выгодном свете представить свои инвестиционные проекты. Однако, за редким исключением, составленные как профессиональными консультантами, так и при помощи компьютерных программ бизнес-планы оказываются ... в мусорной корзине инвестора. "Пожив на свете, большинство из нас приходит к выводу, что все утверждения экономистов не соответствуют истине", - это высказывание Сирила Норткота Паркинсона , согласитесь, не лишено смысла. Российским предпринимателям свойственно впадать в крайности : преувеличивать, либо, наоборот, недооценивать роль бизнес-плана. Наличие блестяще оформленной бумаги, густо удобренной умными экономическими терминами и формулами, отнюдь не гарантирует получение инвестиций. Напротив, у инвестора может возникнуть большой соблазн запустить небрежно оформленный план с безграмотными расчетами прямиком в голову его автора. Так что истина, как всегда, лежит посередине. Методики составления бизнес-планов, структура и содержание каждого из разделов достаточно обстоятельно описаны на страницах многочисленных он- и офлайновых пособий (можно, например, заглянуть на сайты www.cmm.leontief.ru/qbe/bus-plan.html, www.tacisinfo.ru/brochure/b_plan/short_m.htm, www.ic.sci-nnov.ru/rus/bis_nn/start/b_plan.htm, www.chelyabinsk.ru/sme/b-plan). Однако их авторы почти всегда забывают о главном: формальный подход к составлению этого документа чреват неудачей. Через призму вашего бизнес-плана серьезный инвестор будет оценивать то, что называется корпоративной культурой (corporate culture) компании. Прежде всего его интересует самого предпринимателя и профессионализм его команды, их видение настоящего и будущего своего бизнеса. Поэтому инвесторы часто предпочитают видеть бизнес-планы, составленные самой компанией, а не сторонним консультантом. Ведь как справедливо заметил Лестер Тобиас в своей книге "Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста": "Структура организации определяется качеством индивидуумов, которые ее составляют". Основательнице сайта Econsult.com в Сан-Франциско Элизабет Слокум (Elizabeth Slocum) удалось завоевать доверие инвесторов не только толково составленным бизнес-планом, но и в не меньшей степени посредством своей индивидуальности. "Потенциальные кредиторы и инвесторы не просто изучают ваш опыт и знания, а смотрят, что вы за "птица", - считает она. - "Как только они убеждаются в том, что ваш бизнес-план "соответствует", и ваши финансы в порядке, они задают себе вопрос: сможет ли предприниматель выполнить то, что наобещал?". (Источник) В связи с отличным друг от друга подходом и стилем работы разных венчурных фондов универсального рецепта для составления бизнес-плана (особенно для Интернет-проектов) не существует. Поэтому разработку этого документа часто рекомендуют делать под конкретного инвестора, если, конечно, последний заранее известен. С другой стороны, изменения в бизнес-плане в ходе переговоров с инвестором - это норма, а не исключение. "Как и в программировании, этап отладки перед реальным использованием бизнес-плана обойти нельзя. В результате отладки бизнес-план становится по-настоящему интересным", - писал Анатолий Левенчук в статье "Отладка интереса". "Полировка" особенно необходима, когда план пишется при помощи специальных компьютерных программ, так называемых бизнес-планировщиков. Виталий Солонин |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|