Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Союз бензина и магазинаСегодня на постсоветском пространстве автозаправочные станции могут удивительным образом сочетаться с другим видом сервиса. Так, на одной АЗС в Днепропетровске (Украина) открыта парикмахерская. Правда, в последнее время российские владельцы автозаправочного бизнеса решили перенять мировой опыт и совместить торговлю бензином и минимальным объемом продуктов. Хотя российская специфика иногда вносит в этот процесс свои коррективы. Давно известно, что продавать бензин в розницу выгодно - особенно в Москве, где средняя суточная норма его реализации на одной АЗС - 15,2 куб. м. В Московской области этот показатель ниже - 10-12 куб. м. При нынешних ценах на бензин и марже порядка 35% доход средней московской заправки составляет около 1,25 млн руб. ($42 000) в месяц. Но и это не предел. АЗС под маркой BP реализуют 36 куб. м топлива в сутки по самым высоким в Москве ценам. Несложные расчеты показывают, что срок окупаемости автозаправки не превышает трех лет. Правда, после введения в Москве с 1 апреля единого налога на вмененный доход владельцев АЗС хозяин заправки на 3-4 колонки должен будет выплачивать от 90 000 до 144 000 руб. ежемесячно (в зависимости от типа колонки). Ежемесячная аренда земли для средней АЗС (0,35 га), например, на Ленинградском проспекте обойдется еще в 20 000 руб. Вообще автозаправочный бизнес - довольно капиталоемкий. В строительство АЗС в Москве нужно инвестировать от $350 000 до $1,2 млн - в зависимости от того, что на ней будет находиться. По словам Михаила Оковалкова, генерального директора Московской топливной компании, владеющей 84 АЗС, строительство самой дешевой из них (на три колонки, с двумя пистолетами на каждой) обойдется в $350 000, а АЗС на шесть колонок с мойкой, но без магазина - в $700 000. При этом цена одной колонки составит $7000-12 000. Большой комплекс с мойкой и магазином «влетит в копеечку», потребовав около $1-1,2 млн инвестиций. По словам Олега Божкова, руководителя отдела оборудования для магазинов и кафе компании ACIS, строившей заправки для BP, смета на строительство первых АЗС BP была в районе $1 млн, а сейчас опустилась до $600 000. На оформление исходной и разрешительной документации, а также создание проекта обычно уходит $20 000-40 000. Больше всего средств при строительстве АЗС съедает сооружение подземной инфраструктуры. Для нормальной работы обязательно должны быть в наличии подземные емкости для хранения топлива, водопровод, канализация, электрический и телефонный кабели. Но камнем преткновения на пути воплощения в жизнь проекта по строительству заправки могут стать бюрократические «заморочки», связанные с отводом земельного участка. По словам владельца сети заправок «Гранд» Евгения Аркуши, только за получение права на аренду земли (еще до начала строительства) правительству Москвы нужно «отстегнуть» от 1 до 6 млн руб. за гектар - в зависимости от близости участка к центру города. Теоретически схема получения места под АЗС такова. Желающие открыть заправку должны сами попотеть в поисках подходящего для строительства участка. После этого нужно явиться в префектуру соответствующего района и запросить разрешение на открытие АЗС в выбранном месте. Если префектура не положила глаз на это место еще раньше, то, по идее, она должна поручить Главному архитектурно-планировочному управлению правительства Москвы (ГлавАПУ) подготовить эскиз заправки. Затем потенциальному инвестору предстоит утверждение своего проекта на экспертном совете. В его состав входят представители Московской топливной ассоциации, Управления транспорта и связи правительства Москвы, ГлавАПУ и Мосгортранса. Экспертный совет был учрежден в 1997 г. по решению рабочей группы правительства Москвы по нефтепродуктообеспечению и развитию услуг для автомобилистов. Одно время совет и рабочую группу курировал первый зампред правительства Москвы Борис Никольский, которого сейчас на этом посту сменил Петр Аксенов. Если экспертный совет дает добро, то разрешение на строительство АЗС от рабочей группы следует автоматически. Но на этом бюрократические формальности не кончаются. Инвестор еще должен посетить земельную комиссию префектуры, где заключается договор на аренду земли, и уплатить соответствующий взнос. Затем будущий хозяин АЗС должен «отметиться» в ГлавАПУ, чтобы утвердить там свой проект и получить ордер на строительство. Но не все в Государстве Российском так просто, поэтому неудивительно, что кусочка свободной земли в столице днем с огнем не сыщешь. По данным Московской топливной ассоциации, на сегодня в столице действуют 680 АЗС, а под будущие проекты уже выделено 120 земельных участков. Получить новые места практически невозможно. В 1999 г. мэр города Юрий Лужков согласился с предложением Московской топливной ассоциации не строить АЗС в сложившихся районах города. Дело в том, что хозяева ныне действующих АЗС считают, что в силу насыщенности рынка новые заправки помешают их бизнесу, и всячески препятствуют появлению новых конкурентов. Хотя по количеству автомобилей на одну АЗС Москва находится впереди европейских стран - 4000 автомобилей, в Великобритании - 2000, во Франции - 1200, в Италии - 1000, что доказывает наличие возможностей для выхода на московский рынок новых АЗС. Сейчас, по логике, казалось бы, вполне реально получить место под строительство АЗС по вновь строящимся магистралям - например, по третьему транспортному кольцу. Но и здесь уже «все схвачено». Во время возведения третьего кольца часть старых заправок снесли, а их владельцам мэрия обязалась предоставить новые места. Таким образом, получить место под строительство АЗС практически невозможно. Правда, есть компания «Петрол Комплекс», владелец сети АЗС под маркой BP, для которой этот закон не писан. По мнению участников рынка, ее исключительность основывается на лоббистских возможностях партнера английской компании - Шалвы Чигиринского. Г-н Чигиринский также возглавляет Московскую нефтяную компанию (МНК), которой сначала и отдают некоторые места, впоследствии попадающие под управление BP. Вице-президент МНК Теймураз Мардахиашвили сказал «Фокусу»: «По нашим расчетам, в Москве можно построить еще не менее 100 АЗС. При создании МНК московское правительство взяло на себя обязательство выделить нашей компании 200 участков под строительство АЗС, и мы будем добиваться его выполнения». Так что Москва - это большой рынок, где проще купить действующую заправку, чем построить новую. Сейчас цена АЗС на рынке колеблется от $350 000 до $2 млн - в зависимости от степени износа оборудования, уровня сервиса и объема реализации топлива. Власти Московской области, наоборот, пошли навстречу предпринимателям и в апреле 2001 г. приняли программу развития топливозаправочного комплекса региона, которая позволяет получить место под заправку через участие в конкурсе. Сейчас в Подмосковье насчитывается 900 АЗС, а к 2010 г. их может стать уже 1700. Пока же под строительство АЗС в рамках этой программы выделено только 111 участков. По словам президента Московского межрегионального нефтяного союза Ольги Мишиной, для участия в конкурсе на получение места под строительство заправки нужно собрать следующий пакет документов (стоимость - 7000 руб.): заявление предприятия-участника, анкета от руководителя, договор с банком о гарантиях инвестиций, договор на поставку топлива. Стоимость самого строительства АЗС в Подмосковье практически такая же, как и в столице, - от $300 000 до $1 млн. Л.Вострякова и С.Правосудов |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|