Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Голландские компании будут развивать российскую почтуПо данным европейской ассоциации посылочной торговли EMOTA, мировой объем продаж компаний каталожной торговли составляет ныне около $50 млрд в год. Лидерами каталожного бизнеса являются США и Германия: среднестатистический немец, к примеру, ежегодно покупает через "посылторг" товаров на $225. Россия в этом смысле плетется в хвосте - в нашей стране аналогичный показатель не превышает $1 в год. Соответственно и объем национального рынка торговли по каталогам не превышает $150 млн. Тем не менее голландские компании решили возделывать это непаханое поле. Ясных ответов в России нет Совместный российско-нидерландский проект по созданию Международного центра посылочной торговли будут претворять в жизнь голландская компания TNT Post Group (в ее состав входит компания экспресс-доставки TNT Express) и российское государственное предприятие "Международный почтамт". Инициатором проекта выступило правительство Нидерландов, заинтересованное в выходе голландских каталожных фирм на наш рынок и увеличении товарооборота с Россией. Голландское правительство выделило на реализацию проекта грант в размере $466 тыс. Другой источник финансирования проекта - собственные средства "Международного почтамта". Сейчас российские почтовики ведут переговоры с несколькими компаниями посылторга из Нидерландов, однако отказываются раскрывать имена этих компаний до официального объявления о начале сотрудничества. Ожидается, что голландские компании начнут работать через российскую почту уже в мае этого года. Говорит директор "Международного почтамта" по финансам и маркетингу Андрей Мельников: "Как правило, иностранной компании нелегко работать в России. Для нее здесь все в новинку: таможенное и налоговое законодательство, валютное регулирование и контроль, организация перевозок. Посылочная торговля регулируется сразу несколькими разделами законодательства, что порождает множество проблем. Иностранным компаниям трудно разобраться во всех нюансах российского налогообложения и таможенных правил. Мы помогаем им решать возникающие вопросы. Наша задача - отработать технологии работы с компаниями посылторга. Нынешний уровень работы российской почты для западных компаний неприемлем". Догнать и перегнать Эстонию Если голландские компании стремятся застолбить перспективный рынок, то российскую сторону к участию в проекте побуждает стремление к расширению своего бизнеса. Большую часть доходов государственному предприятию "Международный почтамт" приносит обработка международной почтовой корреспонденции - писем, посылок, бандеролей и т.п. Предприятия почты практически не имеют рычагов для увеличения объемов пересылаемой корреспонденции. В этих условиях "Международный почтамт" решил ввести дополнительные услуги, одна из которых - обслуживание фирм каталожной торговли. В этом случае почтовое предприятие получает возможность извлекать доход сразу по нескольким статьям: рекламная рассылка, рассылка каталогов, прием платежей или денежных переводов за заказ, доставка заказанных товаров. По словам Андрея Мельникова, в 2001 году лишь 3% всех доходов его предприятия составляли поступления от каталожной торговли. В нынешнем году эти доходы планируется увеличить до 6%. Скромные показатели развития каталожной почты в России представителей "Международного почтамта" не смущают. Начальник "Международного почтамта" Игорь Сырцов в качестве примера приводит опыт бывших советских стран: "В Эстонии продажи по каталогам на душу населения, по данным EMOTA, составляют около $15 в год, это на порядок больше, чем у нас. В любом эстонском почтовом отделении можно найти несколько каталогов различных фирм. У нас каталожная торговля не развита даже в Москве, хотя в российской столице живет больше народу, чем во всей Эстонии, а уровень жизни в Москве вполне сопоставим с эстонским или даже превышает его". "В Эстонии посылторг (рассылка рекламных материалов, доставка каталогов и посылок) приносит почте около 15% всех доходов", - добавляет Мельников. Причина плачевного положения каталожной торговли в России - неразвитость инфраструктуры. В нашей стране работают несколько компаний каталожной торговли - в том числе такие известные фирмы, как Quelle, OTTO/Schwab, Biltema, 3 Suisse и др. Однако сделать заказ по каталогу и получить товар можно лишь в специализированных пунктах, которых в Москве очень мало. "Нужно сделать так, чтобы каталоги рассылались по почте, чтобы они были доступны в каждом почтовом отделении. Предстоит построить систему, которая бы позволяла сделать заказ, оплатить и получить в любом почтовом отделении. Тогда каталожная торговля станет в России заметным явлением. Пока же это занятие для редких энтузиастов", - говорит Мельников. Ворчливые бабушки тормозят бизнес Реализация проекта с учетом нынешнего состояния отечественной почты - дело не из легких. Не желая целиком зависеть от качества работы российской почты, крупные иностранные компании посылторга, уже работающие в России, не собираются отказываться от содержания собственных представительств. "Инициативу "Международного почтамта" мы поддерживаем, тем более что наша компания и так пользуется его услугами, - говорит руководитель московского бюро компании "ОТТО-Сервис" Игорь Черкасов. - Но у российской почты большие проблемы - слабо развитая инфраструктура, невысокая культура перевозок и т.д.". В каталожной торговле большую роль играет качество сервиса. Клиенту совсем не все равно, кто принимает заказ - приветливая девушка в представительстве фирмы или ворчливая работница местного почтового отделения. Попыток создать отечественные каталожные фирмы было много, однако успеха практически никто не добивался. У ОТТО, к примеру, на российский рынок приходится менее 1% продаж, и довести их объем до европейского уровня вряд ли когда-нибудь удастся". Руководитель московского бюро крупнейшей компании посылочной торговли Quelle Йорг Вилькенинг считает, что развитие посылторга сдерживается менталитетом россиян и недостаточной развитостью сферы финансовых услуг. "Российские покупатели не любят покупать "кота в мешке", им нужно увидеть товар "живьем", пощупать его. Что же касается заказа и оплаты товаров на местных почтовых отделениях, то тут возникает проблема перевода платежей. Европейская штаб-квартира не может принимать российские рубли, а почтовые отделения не могут принимать у населения валюту. Ситуация стала улучшаться, когда "Связьбанк", обслуживающий российскую почтовую систему, открыл свои филиалы за границей. Появилась возможность проводить платежи через отделения "Связьбанка". Другая проблема - слабое взаимодействие между самими почтовыми предприятиями российской почты. "Сегодня в России действуют несколько десятков почтовых компаний, разбитых по принципу административно-территориального деления, - говорит Игорь Сырцов. - Поэтому проводить единую политику очень сложно. Почту необходимо реформировать, в том числе провести консолидацию отрасли, как это предусмотрено концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, принятой коллегией Минсвязи и представленной на утверждение в правительство РФ". Что такое "Международный почтамт"? Государственное унитарное предприятие федерального подчинения Основная деятельность Обработка международной, а также транзитной почты. Через "Международный почтамт" проходит порядка 80% международной почтовой корреспонденции РФ. Финансовые показатели почтамт не разглашает Сильные стороны Почтамт интегрирован в систему федеральной почтовой службы, имеет доступ к ее возможностям Слабые стороны Устаревшие технологии, неразвитый почтовый сервис, негибкость управления, свойственная государственным предприятиям Конкуренты В своей области является монополистом. Компании экспресс-доставки работают в другой нише - дорогие оперативные услуги для бизнес-сегмента Одна почта на всех Сегодня сеть федеральной почтовой связи включает в себя 83 территориальных управления федеральной почтовой связи. Каждое управление является юридическим лицом с правом ведения хозяйственной деятельности только на "подотчетной" территории. Кроме того, в стране действуют девять специализированных организаций почтовой связи. Каждое юридическое лицо "тянет одеяло на себя", от чего страдает почтовая служба России в целом. Минсвязи хочет объединить существующие организации федеральной почтовой связи в одно федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", а затем преобразовать предприятие в открытое акционерное общество "Почта России". Этот план изложен в "Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи", которую Минсвязи представило в правительство. С.Филимонов |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|