Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
К вопросу о построении общей теории менеджментаРеволюционный взрыв в области менеджмента в 50-х годах оказал не только позитивное влияние на результативность исследований, но и имел негативные последствия. Представители различных школ менеджмента в процессе исследований, предлагая постулаты, научные методы и решения задач менеджмента, часто по-разному интерпретировали предмет менеджмента. Наблюдаемое отсутствие системности и методологическая путаница в исследованиях, сложившиеся в начале 60-х годов при всех попытках разработать единую теорию менеджмента, сохранились до наших дней. Предлагаемый в настоящей статье подход к классификации исследований позволяет построить эффективную систему понятий и постулатов, предназначенную для использования в качестве аксиоматической основы общей теории менеджмента. Возможные источники общей теории менеджмента Традиционный подход к описанию опыта теоретических работ, посвященных менеджменту, как правило, подразумевает хронологическое описание направлений и результатов исследований различных авторов в прошлом. В лучшем случае такое описание структурировано по отношению к определенным научным направлениям. Например, бихевиористический подход подразумевает исследование поведения, когнитивный – исследование мыслительной деятельности, психофизиологический – исследование связи физиологии и психики, системный – исследование производственных отношений как системы и т.д. С позиции энциклопедического представления знаний такая методология вполне оправдана. Однако, ее полезность становится сомнительной при желании определить вклад рассматриваемого исследования в решение конкретной практической задачи менеджмента. Например, принято считать, что предметом исследований в теории мотиваций является система потребностей индивида. Однако, содержательный (логико-лингвистический) анализ используемых понятий и категорий показывает, что свойства предметов исследований различных авторов работ в рамках теории мотивации лишь пересекаются, но не совпадают. Строго говоря, философское, физиологическое, инстинктивное, психологическое и др. направления теории мотивации имеют различные предметы исследований. Примерно такая же картина имеет место и в других направлениях исследований по тематике менеджмента. Основная проблема здесь видится в использовании на практике несходных по содержанию парадигм. Под парадигмами понимается ряд связанных между собой предположений о предмете исследования, которые оказывают влияние на идентификацию областей исследований, формулировки, предпочтительные аналогии и выбор исследовательских методов. В этой связи многие исследователи утверждали, что единой универсальной теории менеджмента не существует. Очевидно, ценность парадигмы в рамках той или иной научной дисциплины зависит в первую очередь от величины вклада, который она вносят в разъяснение или разрешение проблемы по сравнению с конкурирующими парадигмами. В качестве примера можно привести, по крайней мере, три научные теории, каждая из которых может претендовать на роль надсистемы по отношению к общей теории менеджмента: 1. Применительно к социальным системам свою конструктивность пытается доказать теория самоорганизации сложных систем, которая описывает общие законы структурного развития сложных систем, стимулируемого воздействием внешних факторов [1, 2]. 2. В рамках теории автоматического управления разработаны общие алгоритмы управления для объектов, которые могут быть описаны в пространстве состояний системой дифференциальных или разностных уравнений. По мнению некоторых авторов к таким объектам могут быть отнесены не только технические системы, но и организационные [3]. 3. В свою очередь, теория принятия рациональных решений утверждает, что все задачи менеджмента сводятся к принятию решений, и предлагает свои парадигмы решения обозначенной проблемы [4, 5]. Основным недостатком перечисленных теорий (с точки зрения задач менеджмента) является именно их общая значимость, выражающаяся в той степени общности основных парадигм, которая в сильной степени затрудняет сведение проблематики этих теорий к проблематике менеджмента. Исходные посылки общей теории менеджмента Из сказанного выше можно сделать следующие основные выводы: 1. Задача корректной классификации исследований в области менеджмента является краеугольной для определения менеджмента как научной дисциплины. Историческо-предметный принцип не подходит для решения такой задачи. 2. Известные «частные теории менеджмента» не претендуют на роль всеобщей теории менеджмента, часто не имеют общего предмета исследований и общей цели. 3. Достижения кибернетических теорий в виду общефилософской значимости их общих постулатов и узости частных результатов могут быть использованы лишь частично для построения общей теории менеджмента. Будем полагать, что общая теория менеджмента ограничивается изучением системы менеджмента, в которую входят все объекты производственных отношений, включая физические объекты (персонал, средства производства и т.д.) и продукты психической деятельности (свойства индивида, системы формирования мотиваций, личностные отношения, производственные отношения и т.д.). Отсюда следует, что система менеджмента как сложная система относится к классу сложных, эргатических, адаптивных, целеполагающих систем [2]. Сложность системы проявляется в нелинейности, значительном числе степеней свободы, наличии «памяти» и других свойствах, приводящих к слабой предсказуемости поведения системы. Эргатичность – это свойство систем с трудно формализуемым взаимодействием технологических и человеческих факторов. Адаптивность системы – это приспосабливаемость системы к изменениям внешних условий с целью достижения какой-либо цели. Целеполагающие системы характеризуются некоторой системой ценностей, на основании которой система сама формирует для себя последовательность целей, уточняемых в зависимости от характера достижения предыдущих. В качестве подмножества постулатов общей теории менеджмента предлагается использовать следующие эмпирические законы (L) и правила (R) частных теорий: Из теории самоорганизации сложных систем
Из теории автоматизированного управления
Утверждение о том, что любая сознательная деятельность может быть описана с использованием аппарата теории принятия решений, пока никем не отрицается. Исследователи ППР обычно выражают сходство взглядов при описании этапов принятия рациональных решений. Однако, в деталях они в разной степени согласуются с парадигмами теорий автоматического регулирования и самоорганизации сложных систем. Рассогласования можно избежать, если ППР декомпозировать на следующие этапы: (A) диагностирование (осознание) наличия проблемы; (B) моделирование (корректировка постановки) задачи принятия решений; (C) решение проблемы и далее переход к этапу (A). Такое описание ППР в виде системы управления с обратной связью не противоречит представлениям известных авторов, а согласованность его с перечисленными ранее теориями выражается в следующем. ЛПР согласно описанной модели контура саморегулирования реализует следующие процессы: наблюдение, построение (корректировку) модели «внешнего и внутреннего мира» и регулирование. Методологическое сходство этапов ППР и функций основных элементов уже описанной модели контура саморегулирования здесь очевидно. С другой стороны, согласно принципу разделения этапы ППР (A) и (C) должны быть эквивалентны. Действительно, как объекты человеческой деятельности они одинаково декомпозируются на следующие субпроцессы: (1) формирование множества альтернатив, (2) осуществление операции выбора на множестве альтернатив, (3) реализация осуществленного выбора. Для этапа (A) – это, соответственно: (A1) описание области допустимых значений (ОДЗ) переменных наблюдения; (A2) определение оптимальных оценок отклонения переменных наблюдения от желаемых значений; (A3) доведение результатов выбора до построителя модели и регулятора. Для этапа (C) – это, соответственно: (C1) описание ОДЗ переменных управления; (C2) оценки оптимальных значений переменных управления; (C3) доведение результатов выбора до наблюдателя управляемого контура саморегулирования. Заметим, что этап ППР (B) как вид деятельности аналогично разбивается на те же субпроцессы: (B1) – описание множества возможных свойств «внешнего и внутреннего» мира; (B2) – выбор свойств, наиболее адекватно описывающих «внешний и внутренний мир»; (B3) – «настройка» наблюдателя и регулятора на результаты выбора. Итак, из допущения, что предметом исследований верхнего уровня в теории менеджмента является ППР верхнего уровня (системообразующий ППР), следует важный вывод о том, что с большой вероятностью все исследования в области менеджмента имеют целью решение задач (A)-(C) в контексте задач (1)-(3). Здесь, конечно, имеются в виду не субъективные цели авторов исследований, а возможность именно этой интерпретации этих исследований. Такой подход к классификации в дальнейшем будем называть классификацией по объектам принятия решений (ОПР) или классификацией в соответствии с ОПР-признаками. ОПР-классификация различных школ менеджмента позволила наглядно выявить большое число «белых» пятен. Как оказалось, общей особенностью является довольно слабая проработка вопросов проведения экспериментов. Это говорит о явно недостаточном обосновании алгоритмов (1) оценки (анализа) в ППР, направленных на такие объекты менеджмента как индивид, менеджер, рабочая группа. Еще в меньшей мере проработаны процедуры реализации предлагаемых теорий, методик, описательных рекомендаций и т.д., являющиеся методической основой субпроцессов (A3)-(C3) ППР. Основные положения ОПР-теории менеджмента Из утверждения, что все частные исследования в области менеджмента могут быть описаны в рамках ОПР-классификации, следует, что все эмпирические законы и правила теории принятия рациональных решений «покрывают» эмпирические законы и правила, содержащиеся в частных теориях. Поэтому множество постулатов, выбранных для построения ОПР-теории менеджмента, может быть в первом приближении ограничено производными от постулатов L1-10 , R1 и некоторых дополнений к ним. Начальную систему постулатов ОПР-теории можно сформулировать следующим образом:
Как правило, изменение модели ограничений происходит существенно чаще изменения целевой модели и модели текущего состояния.
Примером системообразующего ППР может являться ППР, выходным продуктом которого является утвержденная Целевая Программа Предприятия.
Чем мощнее множество актуальных ППР, тем большее количество факторов менеджмента учитывает в своей работе система менеджмента. В качестве заключения следует сказать, что представленная система постулатов, возможно, не является исчерпывающей. Любая научная теория – это всего лишь системная модель. Какой бы элегантной не оказалась модель и как бы хорошо она не воспроизводила реальность, она – узкопрагматична, целеориентирована и ограничена. «Оживление» модели возможно единственным способом – установлением гомеостаза [2]. Реализация гомеостаза требует определенной перестройки привычных представлений и, в первую очередь, категорийного и формального аппарата, которым приходится пользоваться специалистам. Продемонстрированная инвариантность ОПР-теории относительно проанализированных исследований в области менеджмента, а также система постулатов, категорий и понятий, лежащих в ее основе и согласующихся с парадигмами других популярных теорий, создают неплохие перспективы для ее использования и дальнейшего развития. С.В.Рубцов |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|