Пик массовых банкротств высокотехнологических компаний, похоже, пройден. Об этом свидетельствуют результаты целого ряда исследований, опубликованные в течение октября-ноября. Производительность труда в IT-секторе начала расти и достигла рекордного за последние три года уровня. Опросы топ-менеджеров компаний, действующих как в традиционных, так и в новых секторах экономики свидетельствуют о росте их доверия к различным формам электронной коммерции.
Конечно, еще нельзя говорить о том, что инвесторы сменили гнев на милость в отношении этих компаний. Так, совокупная оценка стоимости 150 ведущих европейских интернет-компаний в первом полугодии текущего года составила всего четверть от их стоимости за тот же период 2000 года, доля прибыльных компаний сократилась за тот же период с 41 до 24% (данные октябрьского исследования PricewaterhouseCoopers). Банкротства продолжаются. Согласно свежему отчету, опубликованному Webmergers, число банкротств в октябре 2001 года - почти такое же, как в октябре 2000-го (но это все же вдвое меньше, чем в мае текущего года). Выросло в октябре и количество выкупленных инвесторами "дот-комов". В качестве покупателей часто выступают компании, которые аналитики Webmergers относят к категории "старый hi-tech" (в их числе, например, IBM, купившая за 129 млн долларов CrossWorlds). Webmergers ожидает, что эта тенденция будет довольно устойчивой в ближайшее время, ведь такие покупки позволяют "старому hi-tech" быстро и теперь уже относительно дешево развивать собственные продукты и услуги. За CrossWorlds IBM заплатила сумму, не превышающую 1,6 годового оборота последней. Этот коэффициент оказался в десять раз ниже, чем в случае однотипных покупок, совершавшихся в 1999 году и начале 2000-го (14 и 16 соответственно).
Разумеется, дешевизна (а многие аналитики говорят, что в IV квартале 2001 года рынок достиг дна) еще не повод делать покупки. Но "старый hi-tech", очевидно, исходит и из других посылок. Рисковый капитал схлынул с этого рынка, что снижает вероятность почти немедленного появления двойника-конкурента покупаемой компании. Похоже, отвращение клиентов к интернет-технологиям как таковым сходит на нет. Более того, даже усиливается спрос на системы прикладного характера - обеспечивающие управление отношениями с клиентами (CRM) и закупками, интерактивные платежи, управление цепочками снабжения, управление ресурсами предприятия (ERP). Согласно исследованиям, проведенным американской исследовательской компанией META Group, общие расходы традиционных компаний на информационные технологии в следующем году сократятся на 2-5% (тогда как в этом году они выросли на 8%). Однако половина опрошенных META руководителей IT-подразделений заявили, что продолжат расходовать средства на эти цели.
К таким же выводам пришла и другая исследовательская компания - Forrester Reserch, аналитики которой отмечают, что руководители информационных служб реагируют на спад в экономике, финансируя меньшие по объему и более краткосрочные проекты. По мнению Forrester, смещение спроса в сторону недорогих и быстро внедряемых модульных проектов будет настолько сильным, что в течение нескольких ближайших лет даже полностью изменит технологический ландшафт.
Какие же технологии, по мнению самих IT-менеджеров, будут наиболее востребованы? Ответ на этот вопрос дают два схожих исследования, проведенных с разницей в несколько месяцев The Boston Consulting Group и Accenture. Обе консалтинговые компании отмечают изменение подходов менеджеров к использованию новых технологий: он стал более реалистичным и прагматичным. Согласно исследованию Accenture, значительно выросло по сравнению с прошлым годом число менеджеров, полагающих, что новые технологии позволяют быстрее продвигать на рынок новые продукты, расширить географию поставок, укрепить отношения с поставщиками и снизить издержки на взаимоотношения с клиентами. Российские менеджеры отмечают, что электронная коммерция может служить новым источником доходов компании, американцы полагают, что она позволяет сократить операционные издержки, а для европейских менеджеров более важным представляются возможности предоставить лучший сервис клиентам.