Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Data Center — хорошо забытое староеСобственно, с дата-центров все и начиналось… В те времена, когда о Глобальной компьютерной сети никто и не задумывался, а домашний компьютер существовал только в фантастических романах, большие компьютеры (мэйнфреймы) располагались в вычислительных центрах и в серверных комнатах. Работать с ресурсами, расположенными на этих компьютерах, можно было только в этих вычислительных центрах, что было исключительно прерогативой профессионалов. С появлением мощных персональных компьютеров и Глобальной сети ситуация изменилась: с одной стороны, появились общедоступные информационные ресурсы, интересные многим людям, а с другой — пришли «пользователи», способные работать с этими ресурсами из любого места, где стоит ПК с модемом. Но тут и начались проблемы: владельцам информационных ресурсов необходимо быстро и надежно передать нужный объем данных тысячам пользователей (а после возникновения и распространения технологии www речь идет не только о текстовых файлах, но и о графическом и аудиовизуальном контенте), а во-вторых, мощные компьютеры стали требовать создания для них специальных «тепличных» условий: климат-контроля, резервированного электропитания — в общем, того, что было у мэйнфреймов, что стояли в древних вычислительных центрах. В итоге подавляющее большинство владельцев крупных информационных ресурсов оказались перед выбором: либо в одиночку тратить сумасшедшие деньги на создание и поддержание необходимой инфраструктуры, либо воспользоваться предложениями провайдеров Интернет-услуг, обладающих как необходимыми широкими каналами для обеспечения доступа к ресурсам, так и современной инфраструктурой для размещения оборудования клиентов. При этом провайдер всегда предоставляет выбор: воспользоваться услугой виртуального хостинга, когда ресурс размещается на большой машине вместе с множеством других ресурсов, или же поставить в дата-центре собственный сервер и другое оборудование. Конечно, клиенты современного дата-центра (или Центра хранения и обработки данных) существенно отличаются от пользователей, которые работали в вычислительных центрах несколько десятков лет назад — и по своим запросам, и по предъявляемым требованиям. Однако принципиальная схема функционирования дата-центра осталась прежней: очень большая часть пользователей поручает Центрам хранения и обработки данных поддержку так называемых тяжелых приложений, требующих больших вычислительных мощностей и, что немаловажно, имеющих довольно высокую стоимость. Подобная организация работы напрямую связана с понятием провайдера приложений (ASP — Application Service Provider). Вкратце идея ASP заключается в размещении приложений на технической базе провайдера и организации множественного к ним доступа. Очевидных плюсов в такой схеме несколько. В первую очередь это финансовая сторона вопроса. Так, например, какая-либо компания использует в своей работе дорогое программное обеспечение (например, базы данных Oracle). Естественно, значительно выгоднее подписаться на аренду этого приложения у провайдера, нежели покупать его в собственность. Такое возможно благодаря тому, что этим же самым Oracle будут пользоваться и другие подписчики, за счет чего и достигается экономия. В «сферу интересов» современного дата-центра попадают практически все известные на сегодняшний день задачи, касающиеся предоставления Интернет-услуг. Например, компании, занимающиеся Интернет-коммерцией, где на первый план выходит обеспечение безопасности и конфиденциальности сделок. Затраты на обеспечение безопасности в области электронной коммерции для отдельно взятой компании достаточно высоки, и даже минимальная стоимость системы безопасности может оказаться гораздо выше стоимости защищаемых данных. Поэтому во многих случаях (если не в большинстве) компании предпочитают использовать систему безопасности, предоставляемую хостинг-провайдером. Кроме того, для нормального функционирования любого предприятия подобного рода требуется быстрая и надежная связь. И путь таких компаний опять же лежит в современный дата-центр. Важна и высококвалифицированная техническая поддержка, которую оказывают менеджеры и инженеры Центра хранения и обработки данных. У клиентов дата-центра отпадает необходимость содержать целый штат собственных сотрудников, отвечающих за работоспособность системы. Вообще же, в «сферу интересов» дата-центра попадают практически все известные на сегодняшний день задачи, касающиеся предоставления Интернет-услуг. Каким должен быть дата-центр?
Естественно, что при планировании и построении дата-центра очень важен правильный подход к дизайну всех вышеперечисленных систем. Дизайн — это не только схема всех соединений, но и очень четкий подбор оборудования. Это касается серверов и серверных платформ, стоек, на которых расположены серверы, кондиционеров, систем резервированного электропитания, коммуникационного оборудования — как коммутаторов и маршрутизаторов, так и кабельных систем. При этом вся эта инфраструктура должна быть не только надежной, но и функциональной. Кроме того, любой сетевой структуре необходима надежная система управления сетью. Следует помнить и о специфике построения дата-центров, особенностью которых является чрезвычайно высокая плотность серверного и коммуникационного оборудования на кубический метр. Иными словами, на одном квадратном метре может помещаться до 48 отдельных серверов, каждый из которых необходимо обслуживать, контролировать и поддерживать. Таким образом, вопрос серверной платформы становится довольно важным — такое оборудование должно быть надежным, иметь хорошую производительность, небольшие габариты, а кроме того, быть легко доступным и не мешать другому железу. На сегодняшний день специализированные серверы для ISP (Internet Service Provider) выпускают практически все игроки серверного рынка, из которых отметим IBM, Intel и Sun Microsystems как самых популярных в этом сегменте. Одно из самых интересных предложений — у компании Intel, которая производит несколько специализированных серверных платформ, отличающихся оптимальным соотношением «цена/качество». Серверные платформы Intel ISP позволяют создавать на их базе самые разные конфигурации серверов, учитывающие потребности практически любого клиента — будь то корпоративный сервер или же стойка с серверами среднего хостинг-провайдера. Загадочные «девятки»
Абсолютно идентичные требования предъявляются и к компьютерному оборудованию провайдера. Естественно, если приложения клиентов или их оборудование будут простаивать, у провайдера просто не останется клиентов. И это жизненное требование выливается в обеспечении доступности на уровне трех девяток после запятой и более. По оценкам специалистов, на сегодняшний день считается нормальной степень доступности услуги на уровне 99,999%. Аппаратная реализация таких цифр возможна многими способами, такими как двойное резервирование или установка кластерных систем. По мнению специалистов, решение данного вопроса заключается в комплексном подходе к обеспечению доступности. Здесь сразу вырисовывается цепочка условий, которые необходимы для бесперебойной работы компьютерного и программного обеспечения. С точки зрения аппаратных требований это надежные сетевые соединения, качественное оборудование с обязательным резервированием, системы бесперебойного питания, системы климат-контроля и поддержания необходимых температурных условий, а также системы безопасности и контроля доступа. Также важны правильный подбор и подготовка обслуживающего персонала, обеспечение круглосуточной технической поддержки. Только при таком подходе специализированный центр предоставления услуг сможет соответствовать всем вышеперечисленным условиям. А что будет завтра?
Конечно, говорить о тысячах и десятках тысяч клиентов, стремящихся размещать свое оборудование в дата-центре, пока рано. Однако быстрое развитие Интернета в России стимулирует спрос на высококачественные и надежные услуги хостинга. И похоже, что аренда структурно-аппаратных мощностей провайдера через несколько лет может стать одним из основных решений для размещения ресурсов в сети Интернет. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|