На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок » Тенденции и цифры

Кто станет русским Yahoo!?

Создание консорциума "Русские Фонды"-"Orion Capital Advisors" с целью инвестирования в отечественные интернет-проекты - пока самое значимое событие для российского Интернета в этом году. Два довольно известных на нашем рынке инвестора обратили внимание на Сеть. Причем внимание, вроде бы подкрепленное солидными финансами. В заявлении глав консорциума об объеме будущих инвестиций, фигурируют суммы в десятки миллионов долларов. За сколько был куплен портал Rambler неизвестно, зато за покупкой последовало обещание инвестировать в создаваемый интернет-холдинг до $30 млн в течении трех лет. Идут переговоры с владельцами Lenta.Ru, с десятками других проектов. Такая активность на вновь формирующемся рынке инвестиций в российский Интернет послужила поводом для жарких пересудов аналитиков - "неужто интернет-бум и до нас докатился?"

В спорах о том, пора ли уже вкладывать в Рунет, или стоит немного подождать, окупятся такие вложения в принципе или нет, сломано немало копий. Председатель совета директоров инвестиционной группы "Русские Фонды" Сергей Васильев уверен, что инвестировать в российский Интернет "по крайней мере, не рано".

Юрий Грановский (Ю.Г): Несколько слов о консорциуме "Русские Фонды - Orion Capital Advisors. Кто выступил инициатором его создания - вы или Виктор Уако (президент "Orion Capital Advisors")? Какую часть проектов финансируете вы, а какую - ваши партнеры?

Сергей Васильев (С.В): Инвестиционных банкиров не так много. Куда ни кинь взгляд, Credit Suisse, МФК "Ренессанс", "Тройка-Диалог" да еще пара активных игроков. Это среда где все всех знают. Мы с Виктором давно ведем совместный бизнес. В частности, работаем на российском долговом рынке. Мы собрали в своих руках достаточно большие активы среди облигаций регионов, еврооблигаций, на вексельном рынке. Мы старые друзья, поэтому все идеи и предложения, которые возникают на рынке, мы обсуждаем и, если это интересно, начинаем разрабатывать их совместно. У нас независимо друг от друга почти одновременно возникло сразу несколько идей проектов в Интернете. Поэтому мы решили подписать между собой партнерское соглашение о совместном инвестировании в области Интернета.

Ю.Г: До сих пор никто не спешил вкладывать в российский Интернет. Почему вы решили, что этот рынок уже "созрел" для инвестиций?

С.В: Есть несколько причин. За осень и конец прошлого года количество российских рынков, которые были бы интересны с точки зрения инвестиций, серьезно сузилось. Все серьезные инвестиционные банки сейчас занимаются поиском новых областей для инвестиций. Интернет-бум, происходящий на Западе, предопределил интерес к исследованию этого рынка. Но самое главное, что к настоящему моменту российский Интернет стал по-настоящему интересен, многогранен и в какой-то мере самодостаточен. Что можно было найти в Рунете год назад? Прочитать какую-нибудь самиздатовскую газету, в лучшем случае, театральную афишу. И то надо было долго искать. Я вспоминаю мою первую попытку приобщиться к Интернету два года назад. Она окончилась ничем, он показался мне неинтересным. Какие-то глупые картинки, самодостаточные идеи каких-то программистов. Но за это время произошли качественные изменения. Сегодня в российском Интернете очень много информации. По нему можно путешествовать в течение дня даже далекому от программирования человеку. Для меня уже привычно прийти домой, включить телевизор и компьютер одновременно. Рунет стал по-настоящему полноценной информационной средой. И это при том, что в нем всего 1,5-2% населения. Что будет, когда туда придет 10-15%?

Ю.Г: И все же, несмотря на явный прогресс Рунета, никакого инвестиционного ажиотажа пока не наблюдается.

С.В: А кто вообще определяет погоду на российском инвестиционном рынке? Отвечу - олигархи и западные банки. Многие российские олигархи просто сами в Интернет не ходят. Это их огромная беда. Помощники готовят им какие-то бумажки персональные, отчеты по прессе или еще что-то, они думают что это и есть мир. А не проводя много времени в Интернете невозможно понять философию этой среды, этого бизнеса. Это первый фактор, почему в России мало смотрят на Интернет. Вторая проблема заключается в том, что ключевые сотрудники западных инвестиционных банков попросту не понимает содержимого Рунета. Я знаю много известных западных банкиров, прекрасно разбирающихся в российских нефтяном и телекоммуникационном рынках, но не знающих наш Интернет только потому, что они не читают по-русски. Правда, сейчас эта ситуация меняется. И олигархические структуры начинают так или иначе смотреть в эту сторону, и западные инвестиционные банки. Последние начали довольно серьезно изучать Рунет, пытаться понять его структуру. Она хоть и отличается от западной, но некие аналогии с западными рынками все же можно найти и это очень хорошо. Контуры российского Интернета уже определились. Есть информационные компании, есть сервис-провайдеры, есть компании, занимающиеся созданием специфического интернетовского информационного наполнения, например, горизонтальные порталы, подобные Yahoo!, поисковые машины, каталоги. Развиваются вертикальные порталы, работающие по конкретным направлениям, например, в области торговли. Западные аналогии вполне уместны - можно уже сейчас определить некий возможный скелет будущего российского Интернета. До сих пор весь российский Интернет делался на "подножном корму". Компании как-то жили, выживали, развивали проекты. Выжил тот, кто правильно определил направление своего движения. Уже можно понять, кто сможет выполнять роль Yahoo!, в каких направлениях сейчас реально найти лидера среди вертикальных порталов, подобных Amazon.com. Наличие аналогий с американским рынком дает возможность поставить более-менее четкие задачи. А это означает, что есть инвестиционная среда, которая благоприятствует привлечению венчурного капитала. Я говорил с людьми из PriceWaterhouseCoopers, McKinsey, Arthur Andersen. Везде есть сотрудники, которые занимаются Интернетом. По общему мнению Рунет уже может адекватно переварить достаточно серьезные инвестиции.

Ю.Г: Российский Интернет, в отличие от американского, очень сильно ориентируется на деятельность так называемых "звезд". В основном это дизайнеры и программисты, зачастую не слишком искушенные в бизнесе. Вы планируете развивать свои проекты с их помощью?

С.В: Мы планируем совместные проекты практически со всеми известными людьми Рунета. У нас уже идут серьезные переговоры да и просто мы постоянно общаемся с теми, кто, как говорится, "начинал интернет" в России. Многие из этих очень неординарных людей будут работать в создаваемом нами интернет-холдинге в том или ином качестве. Я не согласен, что это люди далекие от бизнеса. Они известны, потому что их проекты успешны. Это лидеры, яркие личности. Они на своем опыте знают, какого рода проекты умирают, а какого - поднимаются. Глядя на них, инвестору можно понять какую финансовую модель принимать, с какими деятелями иметь дело, в каком направлении развивать бизнес и т. д.

Ю.Г: Вы можете назвать еще проекты с чьими владельцами вы ведете переговоры?

С.В: Со всеми, входящими в первую пятерку популярности по разделам счетчика Rambler\'s Top 100. То есть, с наиболее посещаемыми сайтами в области политики, финансов, развлечений и так далее. Составляя рейтинг популярности, мы ориентировались и на другие счетчики, поэтому выбрали не просто лидеров, а первые пятерки. Попавшие туда компании в подавляющем случае представлены во всех топах, разве что места внутри пятерки перетасованы по-разному.

Ю.Г: Вы собираетесь выводить эти проекты на публичный рынок?

С.В: Выводить любую российскую Интернет-компанию на публичный рынок просто рано. Прежде всего из-за непрозрачности таких компаний. О выходе на публичный рынок можно только после того, как налажена юридическая структура компании, ее отчетность, аудит и т. д. Чтобы одним из первых выходить на публичный рынок со своими акциями, нужно чтобы компания представляла реальный интерес. Сегодня об это еще рано говорить, это задача будущего. Пока для нас это не актуально. У нас достаточно средств для того, чтобы развивать проекты исходя из тех источников финансирования, которые уже имеются и решать все поставленные задачи.

Ю.Г: В таком случае расскажите о будущих схемах извлечения прибыли из ваших проектов.

С.В: Сейчас найти какие-то доходные проекты в российском Интернете невозможно. Их попросту нет. Чтобы получать прибыль нужно проделать колоссальную работу. Та инвестиционная программа, которая сейчас разрабатывается нашим инвестиционным консорциумом и компанией Stack, рассчитана на развитие проекта Rambler в течении трех лет. Наш консорциум намерен построить интернет-холдинг в, частности, на базе проекта Rambler, как центральном горизонтальном портале русского Интернета. Следующим шагом будет построение вертикальных порталов, вроде он-лайновых магазинов и электронных СМИ. Но основная задача будущего интернет-холдинга - создание мощного общенационального русскоязычного горизонтального портала в Интернете. Далее стратегия развития будет вполне западной и, как я уже говорил, хорошо апробированной. Какова история успеха западных порталов? Сначала был популярный поисковый сайт. Он зарабатывал на рекламе, потом продавал или сдавал в аренду площади для on-line магазинов. Потом он эти виртуальные магазины покупал. В конечном итоге стоимость всех этих активов резко росла, потому что проект привлекал большой поток потребителей товаров, услуг, рекламы. Был создан настолько эффективный механизм продаж и он был настолько важен для ведения бизнеса, что сам интернет-проект потом купил все те off-line бизнесы, которые подпитывали его реальным товаром. А покупая реальный бизнес ты уже превращаешь свое дело в достаточно жесткую конструкцию. Плюс получаешь минимальные склады, минимальные расходы на офис и связь и т. д. Все это дает такие конкурентные преимущества на рынке, которые ты не мог получить раньше. Вот, собственно, и все. Интернет - идеальный торговый инструмент. Вообще, все производители поняли, что производство - это не самое главное. Продавать научись! Умение продавать будет являеться движущей силой и в русскоязычном Интернет. Но в России еще не образовались таких крупных монополий торгующих в Интернет. Это значит, что Россию ждет череда появления новых игроков на рынке. Может быть это будут игроки на базе off-лайнового бизнеса, может компании, которые приходят от венчурного капитала.

Ю.Г: А как быть с фактическим отсутствием подходящих электронных платежных систем в России? Это же огромная проблема - наладить продажи через Рунет.

С.В: Организация он-лайновых продаж включает в себя несколько этапов. Во-первых нужно уметь создать виртуальный прилавок, на котором можно посмотреть товар. Во-вторых, нужно наладить систему оформления заказов. В-третьих, сделать возможным оплату товара. И, последнее, доставка. В российском Интернете уже представлены все эти элементы. Осталось только собрать их воедино. Даже с таким камнем преткновения как платежные системы есть уже какое-то движение вперед. То количество компаний, пытающихся или уже строящие сегодня платежные системы, а это 15-20 компаний, говорит, что рано или поздно эта задача тоже будет решена. Многие компании или банки будут выходить со своими новыми инструментами. Мы сами думаем сейчас над задачей участия в создании каких-то платежных систем, либо карточных схем. Да и без нас масса новых проектов возникает в этом направлении.

Ю.Г: Много ли вам поступает предложений? После вашего громкого появления на интернет-рынке, к вам должны была выстроится очередь из разработчиков.

С.В: Каждый день мы встречаемся с 5-6 компаниями. У нас просто сил не хватает переработать все предложения. Одна ближайших задач, которая должна быть нами решена, это создание структуры, которая сможет достаточно оперативно превращать идеи в некий бизнес-план, а затем в реальное интернет-решение на высоком уровне. Тот, кто сумеет первым построить такую структуру, сумеет победить на рынке.

Юрий Грановский
Интервью Сергея Васильева газете "Ведомости"

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100