Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Миф о падении ИТСогласно сегодняшнему распространенному мнению, тратить деньги на компьютеры, коммуникации и ПО не менее глупо, чем вкладывать капитал в молодую дотком-компанию", как сейчас частенько пишут в западной прессе. И это не просто ради красного словца. Аналогия здесь оказывается очень четкой и прямой. Отлив Когда историки от бизнеса оглядываются на период 1995-2000 годов, они, как правило, вспоминают череду невероятных взлетов и падений. Сотни миллиардов венчурных капиталовложений были брошены на ветер, причем большинство из них людьми, которые считали, что интернет может сделать бизнес -- и саму жизнь -- легче. Доткомы не оправдали связанных с ними надежд, и свободный поток инвестиционного капитала, служившего их опорой, превратился в тоненький ручеек, а вместе с ним улетучились и потрясающие IPO-перспективы.
Более всего пострадали молодые сетевые компании. WebMergers, консультационное агентство, которое отслеживает банкротства и приобретения интернет-компаний, сообщает, что с января 2000 года закрылось более 750 сетевых компаний. Кроме того, на протяжении последних двух лет тысяча других интернет-компаний была продана, в большинстве случаев по сильно заниженным ценам. Упадок коснулся также продавцов веб-услуг. За контракты с IBM, Computer Sciences и EDS когда-то боролись такие компании, как RareMedium, Viant, Scient и Razorfish. Сегодня эти молодые компании втоптаны в грязь и их акции оцениваются в пределах доллара, упав на 90 с чем-то процентов по сравнению с их лучшими временами. 9 ноября 2001 года компания Infospace, специализирующаяся на веб-программах и поисковых технологиях, согласилась приобрести портальные активы Excite@Home, провайдера широкополосных услуг и контента, который ранее оценивался в $6,7 млрд., всего за $10 млн. 2001 год стал годом рационализации и консолидации, при этом интернетовские компании продолжали вести поиск устойчивых и прибыльных моделей бизнеса. После того как лопнул мыльный пузырь доткомов, широкий спектр технологических индустрий, которые должны были развиваться благодаря экспоненциальному росту интернета, оказался мертвым. Телекоммуникации, сетевое оборудование, бизнес-приложения и даже производство ПК столкнулись со значительным спадом спроса, который застиг их врасплох. Неразбериха на рынке привела к банкротству таких компаний, которые раньше представлялись беспроигрышными предприятиями, например концерна по веб-хостингу Exodus Communications. Компании, достигшие огромных высот благодаря развитию веба (Cisco Systems, Sun Microsystems, BEA Systems), были загнаны в угол инвесторами. По состоянию на конец ноября 2001 цены на акции Cisco, Sun и BEA упали соответственно более чем на 62, 70 и 78% по сравнению с наивысшим показателем за 52 предыдущие недели. Дело дошло даже до того, что в начале октября исполнительный директор непотопляемой и гордой Sun Скотт Мак-Нили распорядился провести массовое сокращение штатов впервые в истории своей компании.
Затухание, а иногда и крах развлекательных и новостных сайтов стали значимым фактором в замедлении роста веб-аудитории. По существу некоторые исследования свидетельствуют о том, что аудитория интернета вообще почти перестала расти. В результате обложенные со всех сторон долгами телекоммуникационные компании, которые рассчитывали на постоянное увеличение трафика как со стороны потребителей, так и со стороны предприятий, испытали настоящий шок. Крупные производители, такие, как Lucent и Nortel, недосчитались десятков миллиардов дохода и сократили численность своих сотрудников на многие тысячи человек, а компания JDS Uniphase, крупнейший поставщик специализированных компонентов оптоволоконного оборудования, недосчиталась целых $45 млрд. дохода и уволила в 2001 году 55% персонала. Несладко пришлось и операторам. И традиционные операторы, например AT&T и WorldCom, и новички, такие, как Level3 Communications и Global Crossing, в 2001 году серьезно страдали от падения цен на свои акции и снижения доходов. RHK, консультационное агентство по телекоммуникациям утверждает, что расходы на продукты телекоммуникационной индустрии в 2002 году опустятся на дно. Прилив Однако следом за этим ужасным отливом вскоре может начаться прилив. RHK также предсказывает, что через несколько лет вновь появится недостаток пропускной способности -- после того как интернет-коммуникации, показатели роста которых остаются двузначными, поглотят излишки телекоммуникационных емкостей операторов. Похоже, что сегодняшний мрак предвещает скорый рассвет и приход нового дня. Дня, когда распад дотком-компаний полностью прекратится и начнется их рост. Не до конца понятно, что именно готовит нам этот новый день, однако многие аналитики считают, что первоначальный неоправданный оптимизм и сменивший его затем крайний пессимизм помогли нам яснее представить себе, какого будущее интернета. Потенциал Сети по-прежнему огромен, и она вполне способна заинтересовать крупных инвесторов, если сумеет доказать свою состоятельность в соответствии с традиционными критериями бизнес-успеха - такими, как продажи и доходы. Сеть больше никогда не будет привлекать своими революционными возможностями, однако она все еще продолжает предлагать реальные преимущества для бизнеса.
Осознание этого факта корпоративными пользователями явно не за горами. И это заставляет таких менеджеров, как Альфред Спектор, вице-президент IBM по продажам и услугам, придумывать новые модные термины. Сегодня он не устает повторять слова "непрерывная оптимизация" (continual optimization). Спектор имеет в виду постоянный процесс регулирования, при котором предприятия, подключенные друг к другу через интернет, могут видеть не только то, что покупают их клиенты, но и то, что заказывают клиенты их клиентов и соответственно регулировать свои процессы. И если подобные разговоры не вызывают у аудитории истерического смеха или смертельной скуки, значит, прилив по сути уже начался. ИТ вернется Практически то же самое творится и в масштабах всей ИТ-индустрии. Большинство руководителей считают, что в информационные технологии сегодня вкладываться глупо. Однако это абсолютное заблуждение, миф, тяготеющий над индустрией ИТ. Очень многие экономисты и аналитики полагают, что, несмотря на сегодняшнее сокращение ИT-расходов, есть масса причин продолжать использовать технологические возможности. Одна из точек зрения состоит в том, что сокращение расходов на ИТ произошло не потому, что технологии, использованные компаниями, не оправдали ожиданий. Скорее компаниям понадобилось время, чтобы систематизировать то оборудование и ПО, которое они спешно приобрели в стремлении получить доступ в интернет и защитить свои предприятия от "проблемы 2000". Вторая причина - компании боятся тратить много денег на ИТ, когда наблюдается общее снижение доходов. Третья - уже навязшее в зубах разочарование от интернет-бизнеса. И так далее. Тем не менее, когда рынок и доходы окончательно рухнут, считает Рик Шерлунд, аналитик фирмы Goldman Sachs, более выдержанные руководители компаний перестанут сокращать расходы на информационные технологии. Гордон Ричардс, экономист Национальной ассоциации производителей (National Asscociation of Manufactures), формулирует еще четче: ИТ вернется. Почему? Председатель Федерального резервного фонда США Алан Гринспэн дает такой ответ: "Технологические нововведения, в особенности распространение информационных технологий, революционизировало методы ведения бизнеса за последнее десятилетие и привело к повышению доходов и производительности". Фактически Гринспэн считает, что 3%-ный ежегодный рост производительности, наблюдающийся с 1995 года, на две трети зависит от информационных технологий внутри компаний. Но ведь внедренные корпоративные информационные системы не исчезли внезапно в 2001 году. Они по-прежнему продолжают повышать производительность компаний и снижать издержки. И достигнутая посредством информационных технологий высокая производительность может, а по некоторым весьма оптимистичным оценкам, просто обязана продолжить стимулировать экономический рост в США. А значит, и рост дальнейших затрат на ИТ. Почему? Потому, что хорошо управляемые компании оправдают капиталовложения в развитие информационных технологий на предприятии. Это означает, что нужно вкладывать деньги в технологии, а не ужимать бюджеты. "Сегодняшние времена требуют от нас, чтобы мы вели свою деятельность максимально эффективными методами", -- подтверждает эту мысль Майк Принс, ИТ-директор компании по продаже одежды Burlington Coat Factory. Принсу удалось снизить расходы Burlington посредством использования новых технологий. Burlington одной из первых среди крупнейших компаний стала использовать беспроводные сети, причем сделала это еще в то время, когда беспроводное оборудование стоило вдвое дороже, чем сегодня. Тем не менее этот шаг себя оправдал: Burlington удалось избежать прокладки кабелей в своих магазинах -- в результате их подключение к сети обошлось на 20% дешевле. Принс находит сегодняшнюю тенденцию по сокращению ИT-расходов странной и неразумной. "Я уверен, что народ скоро спохватится", -- говорит он. И некоторые слабые намеки на то, что все это -- не просто умные рассуждения, 2001 год все-же принес. Доход с акций компании Cisco Systems в третьем квартале 2001 года на 2% превысил ожидания аналитиков. Плохо лишь одно: весь этот доход составил крошечные 4% с акции. Но на общем фоне и это выглядит выдающимся достижением. И компании, которые продают оборудование для инфраструктуры интернета, могут ожидать аналогичного постепенного восстановления. Внушающим надежду показателем может служить и востребованность консалтингового бизнеса. Так, биржевая стоимость IBM в 2001 году выросла примерно на 9% по сравнению с соответствующим периодом2000-го, в основном благодаря достижениям на рынке услуг, а акции консультационного агентства по ИT Accenture за 13 недель третьего квартала 2001 года выросли на 20%. Компании по-прежнему активно пользуются услугами ИТ-консалтинга, и это не может не внушать оптимизма. "Отрицательное отношение к расходам на компьютеры -- дело временное, -- подытоживает Гордон Ричардс, экономист из Национальной ассоциации производителей. -- Мне даже представляется, что это всего лишь модная причуда". Все рассуждения о ненужности информационных технологий - пустая болтовня. А падение ИТ-индустрии -- просто миф. Глеб Галкин |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|