Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Palm на распутьеВ Palm назревают большие перемены: продажи падают так, как не представлялось даже в самых пессимистичных прогнозах, выручка падает еще большими темпами, а в ближайшее время необходимо провести реформирование компании. Менеджменту предстоит решить сложную задачу: согласно мнению большинства аналитиков, компании в ближайшее время придется отказаться от части своих подразделений. Ни одна компания в high-tech не совмещает сейчас столько функций как Palm, а она является не только производителем карманных ПК, но и разработчиком операционной системы для них, интернет-провайдером и создателем интернет-портала. К тому же компания пытается в одиночку заниматься как корпоративными клиентами, так и домашними пользователями. После объявления катастрофического падения продаж, которые оказались почти в 2 раза ниже, чем несколько раз сокращенные прогнозы, СЕО Palm Карл Янковский сообщил, что компанию решено реформировать, и руководство уже рассматривает несколько вариантов, причем некоторые из них включают полное или частичное изменение бизнес-модели. Возможно, это - конец истории одного из лидеров американского high-tech, который всего 14 месяцев назад разместил свои акции на NASDAQ. В первый же день торгов рыночная стоимость компании составила $53 млрд. Всего шесть месяцев назад Palm была одной из самых успешных корпораций "новой экономики". Продажи ее составляли $1 млрд. в год, а их годовой рост никогда не опускался ниже отметки в 100%. Сейчас же компания столкнулась с резким сокращением выручки при чрезмерно раздутом модельном ряде. После объявления о начале реформирования, акции Palm упали еще на 30%, а большинство аналитиков рынка делают только пессимистичные прогнозы развития ситуации. Капитализация составляет всего $3 млрд. . "Я никогда не видел такого оглушительного падения, - признается финансовый аналитик CIBC World Markets Том Сепензис, - когда один из лидеров всего за полгода превращается в компанию с сомнительным будущим". Однако Карл Янковский не видит необходимости переубеждать специалистов, на последней пресс-конференции он отказался давать какую-либо информацию, касающуюся плана реформ. При отсутствии официальной информации, остается только гадать о путях развития Palm Inc. Компания может развиваться в нескольких направлениях. Она может отбросить интернет-бизнес – свое подразделение Palm.net, которое является не только интернет-порталом, но и единственным провайдером для Palm'ов, имеющих беспроводной доступ в сеть. Также возможно и отделение части, которая занимается разработкой и лицензированием операционной системы от бизнеса по производству и продаже КПК под маркой Palm. На первый взгляд, наиболее удачным решением видится передача производства сторонней фирме – ведь именно это подразделение принесло наибольшие убытки. Это довольно популярный ход в индустрии, в 1999 г. Qualcomm, а в 2000 г. и Eriksson решили отдать изготовление сотовых телефонов тайваньским фирмам, оставив себе только дизайн и маркетинг продукции. Но в случае с Palm это может не сработать, более 95 центов от каждого доллара прибыли приносит компании продажа КПК. Более того, доля отчислений за использование в карманных компьютерах Palm OS является одной из самых низких в отрасли. Если брать усредненные данные, хотя от соглашения к соглашению они могут сильно варьироваться, то компания получает 4-6% прибыли от продажи КПК с установленной Palm OS в качестве платы за лицензию. Например, если компания А использует в своем устройстве Palm OS, и оно принесло 150$ прибыли, то Palm из них заберет только 5% - $7,50. Даже принимая во внимание тот факт, что корпорации принадлежит наибольшая доля рынка, бизнес, построенный только на разработке лицензировании операционной системы, не сможет выжить при таких низких отчислениях в условиях замедления американской экономики. В последнее время увеличилось использование Palm OS в мобильных телефонах, что, казалось, представляет собой отличную возможность нарастить прибыльность этого подразделения. Но компания сообщила, что лицензионные сборы у производителей телефонов установлены ниже, чем у производителей КПК, "в целях повышения популярности и завоевания доли рынка". Бизнес, основанный на производстве компьютеров, тоже не будет привлекательным сам по себе из-за непонятных перспектив с разработкой программного обеспечения под эту платформу. С похожей проблемой борется на протяжении 20 лет Apple, производящая как Макинтоши, так и ОС для них. В середине 90-х она даже выдала лицензии другим компаниям на производство Mac-клонов, но через пару лет вынуждена была аннулировать их из-за снижения продаж и прибылей. Существует и такой вариант, как продажа компании. "При существующей ситуации на рынке Palm окажется лакомым кусочком", -утверждает аналитик Lehman Brothers Джозеф То. Он думает, это будет не сколько "жест отчаянья", столько продуманная стратегия менеджмента, который, по его данным, "очень серьезно отрабатывает этот вариант". Но, при любом варианте развития событий, главное - это быстрота. Из-за катастрофического падения продаж объем доступных денежных средств уже сократился вдвое. Если ситуация не изменится, то к ноябрю Palm может остаться без денег. Финансовый директор (CFO) компании Джуди Брунер не захотел отвечать на вопрос, насколько быстро у компании могут иссякнуть оборотные средства, но признал, что ситуация близка к критической. Он также заявил, что "очень вероятно, что Palm в ближайшем будущем попытается привлечь дополнительный капитал". Хотя это будет сделать непросто, все же раскрученный брэнд и высокая доля рынка в своем сегменте, вероятно, помогут отыскать банк, согласный открыть кредитную линию, или стратегического инвестора, способного профинансировать убытки корпорации. Но фондовый рынок как минимум до начала осени останется закрытым – большой поток негативной информации отпугнул инвесторов. Некоторые шаги Palm начал выполнять уже сейчас. Сразу после объявления о падении продаж, Palm отменил сделку по покупке Extended Systems, а сейчас собирается вводить программу продвижения Palm'ов корпоративным клиентам через своих партнеров. Эта программа сразу же приобрела массовую поддержку. "Когда экономика падает, люди не могут позволить себе купить пятисотдолларовую игрушку, - говорит Сепензис из CIBC. - Тогда твоя цель - продать ее тем, кто сможет себе это позволить, большим корпорациям". Другой частью антикризисного плана Palm явилось сокращение издержек. Уже сейчас компания уволила 15% работников, отказалась от строительства нового здания головного офиса. На очереди другие инициативы. Но, тем не менее, все ждут появления плана реформирования компании, над которым трудится ее CEO Янковский. Недавно он объявил, что план будет обнародован после того, как в конце июня объявят результаты за второй квартал 2001 г. "Работа будет идти до самого последнего дня".
Ян Фрайд, Cnet.com (перевод Александра Орлова) |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|