На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок » Компании

Закрыто на учет? (Часть II)

Статистика знает все

Ну хватит разглагольствований, пора заняться цифрами. Анализировать деятельность российских интернет-магазинов - дело неблагодарное. Показатели по торговому обороту практически недоступны, а что такое капитализация компании при отсутствии фондового рынка в стране писалось уже не раз. Ну а прибыль (убытки) - это вообще коммерческая тайна за семью печатями (мало кому охота платить налоги или гневить инвестора убытками). Поэтому пришлось обратиться к рейтингам популярности ресурсов: Rambler Top Shop, Aport Top 1000, SpyLOG/Top, а также рейтингу интернет-магазинов за II полугодие прошлого года от РА "Экперт". Ведь говорят же, что между популярностью и выручкой существует заметная зависимость (корреляция - около 70%).

По оценкам "Эксперта" по крайней мере пять из шести магазинов категории "A" имеют потенциал роста (знак "+" в рейтинговой оценке). Из-за непрозрачности рынка сложно сказать, какая точно доля рынка приходится на элитную шестерку. Грубо - это около 40% от суммарной выручки шестидесяти магазинов, вошедших в рейтинг, то есть наиболее популярных проектов. Что касается других категорий, то присутствие магазина в рейтинге ни о чем не говорит. "Аркадия", почившая недавно в бозе, (книги, видео, музыка, подарки, лекарства, продукты питания) входила в категорию среднего класса B (размер выручки укладывается в среднерыночный диапозон, при средней или более высокой рыночной популярности). Однако тенденция стабильности элиты должна была, по мнению "Эксперта", сохранится и впредь. Что же мы имеем сейчас в сфере онлайновой торговли продуктали питания?

Продуктовый магазин XXL.Ru (пардон, пардон - гипермаркет!), попавший в рейтинг "Эксперта" в элитную категорию А+ (экспертная составляющая "+" выставлялась, если магазин имел явный потенциал роста), по неофициальной информации, собираются прикрыть. Так оно и случилось: сегодня, в последний день весны по адресу www.xxl.ru я обнаружил надпись "Извините, сайт на реконструкции". Изучаю историю болезни.

На момент начала написания статьи XXL в категории "Электронные супермаркеты" рамблеровского Топ-шопа находился на восьмом месте по посещаемости. В мае (до 27.05 включительно) магазин посетило 11338 человек или в среднем 420 человек в день, что на 15% меньше, чем в прошлом месяце (495 человек в день). А теперь прикиньте: чтобы иметь заявленный оборот $1 млн в год (более $83 ежемесячно) нужно, чтобы каждый(!) посетитель совершил покупку, более, чем на $5.

Средняя цена покупки, очевидно, зависит от вида продаваемого товара. Понятно, что онлайновый автосалон будет иметь среднюю цену сделки на порядки превосходящую аналогичную величину у торговца книгами (около $10 для Рунета). Если верить одному из руководителей "Супермаркета XXL" Георгию Ушакову, который в одном из интервью журналу "Мир электронной коммерции" сообщил, что XXL ежедневно привлекает в среднем 5 покупателей (эти данные кажутся мне правдоподобными, так как для Рунета процент покупателей от общего числа посетителей - так называемый conversion rate (CR) - составляет примерно 1% и при средней посещаемости 500 человек в день как раз и дает эти самые 5 человек!), которые тратят около 6000 рублей, то средняя цена покупки получается равной около $40. Согласно этим данным оборот магазина составляет около $200 в день или $6000 в месяц.

Кстати, из утверждения г-на Ушакова "...примерно каждый сороковой посетитель доходит до страницы подтверждения оформления заказа, каждый четвертый из дошедших до этой страницы совершает покупку" следует, что conversion rate для онлайнового супермаркета XXL составляет 0,625%. Валовая прибыль (без вычета налогов и пр.) XXL, если принять среднюю торговую надбавку за 30%, равна произведению месячного объема продаж ($6000) на эту самую наценку (0,3). В итоге получаем $1800.

Стоит ли объяснять, что затраты интернет-магазина несоизмеримо больше? Только на рекламу, по словам Александра Бурмистрова, руководителя проекта Co@Libri уходит порядка $2-3 тысяч в месяц. А что каксается XXL, то он, как отмечено многими наблюдателями, денег на рекламу не жалел. Кроме того, людям надо платить зарплату и расходовать немалые средства на развитие самого магазина. Так что пока получается, что даже самые крупные интернет-магазины не могут выйти хотя бы на минимальную рентабельность. Хотя есть исключения - eHouse рапортовал недавно о том, что ему удалось получить скромную, но прибыль.

Для большей объективности обращусь к другому рейтингу SpyLOG/TOP. По состоянию на 28 мая коэффициент роста XXL, который характеризует увеличение недельной аудитории за последнюю неделю, потерял почти 2%, среднее число уникальных посетителей в день за последние две недели упало на 0,2% и составило 537 человек. Не спешат на сайт и новые посетители: процент посетителей, которые в течение последних 2-х месяцев ни разу не были на сайте, составил 68.71% (-0.1%).

Есть кто живой?

Не стоит забывать, что XXL опирается на реальный оффлайновый бизнес, так как был создан при участии СП "Юнион" - владельца сети московских магазинов. А что будет, к примеру, с "Авоськами"? Кстати, Авосек наплодилось как минимум три штуки - две столичных (одна торгует продуктами, другая - компьютерами) и одна тольяттинская. Но речь пойдет о продуктовом интернет-магазине.

Индекс популярности Авоськи по SpyLOG/TOP почти в три раза ниже, чем у XXL - 11832, коэффицент роста в глубоком дауне - минус 35.43%, а среднее число посетителей (108) упало более чем на 5%. В рейтинге Aport Top 1000 Авоська с ее 46 посетителями в день заняла 2900 (!) место в общем зачете. В рейтинге Rambler Top Shop в разделе "Гастроном" Авоська находится на 10-ом месте, имея всего лишь 40 посетителей. Не пора ли ей заказывать гроб и искать место на кладбище дот-комов?

Есть еще один продуктовый магазин, который попал в рейтинг "Эксперта" - bfg.ru. Он, правда, не так крут, как XXL, так как попал в категорию C+ со следами роста (удовлетворительные результаты, выручка или популярность ниже среднего или какой-то из критериев не был подтвержден должным образом). Может быть за прошедшее время ему удалось поправить свое положение?

Результаты по рамблеровскому рейтингу кажутся не таким уж плохими - 14-ое место в разделе "Электронные супермаркеты", 9813 хостов за текущий месяц. Но посещаемость, увы, падает: за 27 дней мая магазин посетило 9616 человек или 356 человек в день, что почти на 4% меньше, чем в предыдущем месяце (370 человек в день). В рейтинге Aport Top 1000 bfg.ru занял 446 место и имеет в среднем 527 посетителей в день.

Гораздо хуже дела обстоят у Быстронома, который скорее мертв, чем жив. В Rambler Top Shop он занял 79-ое место (4-ое место с конца). Статистика для просмотра закрыта, и гордиться действительно нечем - всего 1 хост за день. В рейтинге SpyLOG/TOP Быстроном, также как и Ложка, отсутствуют.

Кажется, я кого-то пропустил. Да, это Служба 77 - 11-ое место по Рамблеру в категории "Электронные супермаркеты", которая стартовала с такой услуги, как телефонный заказ и доставка продуктов и сопутствующих товаров на дом. Рамстор, работающий по схеме магазин-склад, и меющий поэтому весьма привлекательные цены, занял 15 место. Однако по количеству хостов - 273 и 143, соответственно, эти электронные супермаркеты значительно проигрывают Магазу.ру, который со своими 1367 хостами занимает лидирующую позицию в категории "Гастроном" и "Транспицце" (2-ое место, 828 хостов).

Таким образом, электронные супермаркеты проигрывают в популярности более мобильным гастрономам. А закрытие XXL - одного из крупнейших и раскрученных брэндов и предсмертная агония других старожилов онлайнового продуктового рынка является тревожным сигналом для всех участников этого сегмента рынка.

Виталий Солонин

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100