Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Очередной мегапроектМногие не понимают интернет индустрию. Но российскую ее часть, кажется, вообще не дано никому понять. В чем характерная особенность русского человека? На медведя - с рогатиной, на целину - с лопатой, а в глобальную Интернет-экономику - "пальцы веером": круче нас только вареные яйца! Сколько их было, громких проектов, которые так раскудахтались о предполагаемых доходах и доле на рынке... Декларация будущих заоблачных прибылей - дешевый PR, пустое сотрясение воздуха. И вот еще один мегапроект родился. Хотя, может быть, все вышесказанное к нему не относится?
В день своего 10-летния холдинг R-Style, включающий в себя сеть розничной торговли, производство ПК и ПО, сервисные центры и дистрибутора RSI, анонсировал проект e-Style, в который на сегодняшний момент входят десять компаний. В каждой из них минимум 75% + одна акция принадлежит e-Style, но львиная доля инвестиций в новый проект пришла от R-Style. e-Style и R-Style позиционируются как две независимые группы, но подчеркивается, что e-Style является "продолжением" R-Style и между ними существует достаточно "тесное переплетение". Бизнес будет делиться, по словам президента группы компаний R-Style Василия Васина, следующим образом: "R-Style двигается со стороны поставок техники, и если в результате возникают интернет-проекты, то компания будет их выполнять. e-Style Systems занимается преимущественно программным обеспечением, услугами, а в случае необходимости поставок техники в качестве подрядчика может выступать R-Style". О создании холдинга заговорили осенью прошлого года, когда в R-Style прошла очередная реструктуризация. Тогда же было сделано заявление о том, что результатом расширения канала сбыта компьютерной техники через дилерскую сеть RSI стало "увеличение объема реализации персональных компьютеров производства R-Style Computers на 117%, серверов - на 34%". Холдинг R-Style, согласно рейтингу российских hi-tech компаний, опубликованному в журнале "Компания" в конце прошлого года - лидер российской hi-tech индустрии. Объявленная сфера интересов нового проекта, который занял работой 400 сотрудников, чрезвычайно многогранна: разработка и дистрибуция ПО, консалтинг, системная интеграция, производство мультимедиа-контента, издательская деятельность, создание и эксплуатация канала широкополосного вещания, предоставление доступа в интернет, продажа авиабилетов и резервирование гостиниц, и, конечно, продажа вычислительной техники и ПО через интернет. Но самое интересное - в течение ближайшей пятилетки руководство планирует довести число компаний в холдинге до 25 и прогнозирует ежегодную прибыль на уровне $30-50 млн., а суммарную капитализацию - $1 млрд. (для сравнения: IBS оценивал себя в $250 млн.). Я конечно понимаю - прочный оффлайновый бизнес (группа все-таки просуществовала одну декаду), наличие интеллектуальной собственности и т.д., но миллиард баксов, извините! Такого, кажется, еще не было среди Рунет-компаний, даже Порт кажется жалкой букашкой! Хотя, что тут удивительного - при фактическом отсутствии фондового рынка в стране капитализацию можно объявить какой угодно (тонкий момент: в e-Style считают, что основой для таких оценок должна стать не товарная масса, а - "услуги и технологии"). Василий Васин как-то в одном из своих интервью сказал: "На мой взгляд, главное, чего мы достигли за это время - это даже не цифры, которые в наших условиях зачастую берутся "с потолка", а некоторые более "осязаемые" вещи". Да, к цифрам у руководства R-Style-e-Style отношение своеобразное. С одной стороны, верить им нельзя, а с другой не помешает громко крикнуть: "Миллиард!" На чем же зиждутся столь амбициозно-оптимистические прогнозы? Может быть на "нестандартных бизнес-моделях", которые должны заставить e-Style "развиваться гораздо быстрее классических компьютерных фирм"? Действительно, г-н Васин объясняет предполагаемую капитализацию тем, что "e-Style строится изначально по-другому, холдинг создается по новой модели". Суть разработанных бизнес-моделей и стратегии весьма и весьма туманна. В любом издании, посвященном e-бизнесу, вы без труда найдете все эти принципы и черты "новой экономики": главный капитал - интеллект и знания, наукоемкие продукты - определяющий фактор экономического развития, ключевой ресурс экономики - человек, возрастание роли Интернета и глобализация экономики, смещение акцентов с товара на услуги, усиление фактора времени в процессе принятия решений и доведения идеи до стадии продукта, ориентация на удовлетворение индивидуальных потребностей и т.д. А что же конкретного? Авторы проекта e-Style делают выводы о том, что для компаний, связанных с оффшорным программированием и предоставлением решений для корпораций, наступают золотые времена - в e-Style надеются хорошо заработать именно на попытке других компаний сократить издержки при размещении заказов у сторонних организаций. Руководство e-Style позиционирует свое детище как своеобразный "инкубатор", в котором компании "выращиваются" не "сами по себе", а в конкретной среде реального бизнеса. Реальность же, по словам президента e-Style Вячеслава Рудникова, на сегодняшний момент такова: сейчас некоторые предприятия холдинга являются прибыльными. (Васин про проект R-Style: "все компании группы являются прибыльными и занимают заметное место в своих сегментах рынка"). Со временем могут появиться еще одна программная компания, так как это "бизнес с хорошей маржой", провайдер приложений, а также компания, которая будет заниматься рекламой и маркетингом. При этом в e-Style не исключают возможности появления в холдинге сторонних компаний. Активные действия холдинга послужили поводом для слухов о том, что R-Style собирается выходить на фондовый рынок. А тут еще Васин говорил о том, что "e-Style будет обязательно проходить аудит". Вячеслав Рудников не отрицает, что у e-Style есть планы выхода на биржу: "IPO - это прекрасная форма бизнеса, это нормальный бизнес, к тому же новая группа компаний собирается работать не только на российском рынке. При этом e-Style является уникальным образованием, у которого на российском рынке нет аналогов, хотя у отдельных компаний группы конкуренты существуют". Чем не пиар в преддверии грядущего IPO? Оценки нового холдинга неоднозначны. Мнение Владислава Улендеева, исполнительного директора холдинга eHouse, вряд ли можно принимать всерьез: "Ни один из существующих русских интернет-проектов ему не конкурент... Все "порталы" могут отдыхать...Они Допустим даже, что e-Style обладает самым большим инвестиционным потенциалом. Но не стоит забывать, что в Рунет за последний год были сделаны весьма серьезные по российским меркам вложения. Но что стало с проектами, которые открывались с безумной помпой? Многие из них не догнали даже анекдот.ру, который фактически делается силами одного человека без каких-либо ощутимых вливаний. А что, касается семисот сотрудников КМ, то это, очевидно, явный перебор. По словам А. Полякова, представителя eStyle, в KM работает "на порядок меньше, если считать штатных". Правда внештатников, по его оценке, намного больше.
Напомню, что R-Style купила компанию "Кирилл и Мефодий" в сентябре 1997 года. В то время, по оценке Вячеслава Рудникова, последняя контролировала не менее 35% рынка мультимедийных программ. Расчет был сделан на то, что "Кирилл и Мефодий" поможет продвижению "домашних" мультимедиа-компьютеров от R-Style - согласно кредитному соглашению между компаниями, подписанному еще в 1995 году, R-Style проинвестировала создание мультимедиа-версии "Большого энциклопедического словаря" в обмен на возможность комплектации ПК "R-Style Proxima" мультимедиа-продуктами компании "Кирилл и Мефодий". Примерно тогда же был также куплен и проект New Media Generation (NMG), который теперь входит в e-Style. В прессе тех лет писали о наступлении на американский рынок российской мультимедиа-продукции, который оценивался в 2-3 миллиона русскоговорящих американцев.
А не так давно КМ ушел из рейтингов Рамблера, что породило волну самых разнообразных предположений. Точнее, их всего два:
1. Уход из рейтингов можно воспринимать как нежелание позориться. По мнению Алекса Экслера (проект exler.ru), КМ никогда не блистал приличными показателями в рейтингах (учитывая количество задействованных в проекте людей и денежные вливания): "Вот если бы КМ уходил с первых мест, тогда можно было бы гордо говорить: "Мы ушли из рейтингов, потому что слишком круты, чтобы там оставаться". В вашем же случае (случае с КМ - В.С.) не стоит щеголять этим уходом. Это от бессилия".
2. КМ ушел из Рамблера по своим собственным соображениям.
Информационная мини-война вылила на белый свет и такое явление Рунета, как "гвозди", в котором и обвиняют КМ. Приведу мнения противоборствующих сторон.
Поляков: "...насчет накруток - никогда и никто этим не занимался. Тем более что сейчас мы ушли из рейтингов и нам это вдвойне не нужно. Однако, чего греха таить, сотрудничали с гвоздями, но, кто скажет, что это накрутка, и что эта аудитория не активная?"
Экслер: "Участие в гвоздях - типичная недорогая накрутка счетчиков. То есть показатели ради показателей, а не ради развития проекта. Раскрутка с помощью порнотрафика - примерно из той же категории. Правда, на мой взгляд, порнотрафик дает хоть какую-то оставаемость, а гвозди дают только цифры и больше ничего...Зачем накручивать счетчик? Чтобы давать отчеты по "приросту посещаемости" начальству или инвесторам".
Яворский С.В.: "И начальство и инвесторы были в курсе, и хосты получаемые от гвоздей мы не учитывали ни в каких отчетах. А использовали их исключительно для получения дополнительных хостов с Рамблера".
Как бы то ни было, а вряд ли кто-либо начнет оспаривать тот факт, что нахождение в первых местах рамблеровского рейтинга дает довольно ощутимые поступления.
Что касается других компаний, входящих в e-Style то, к примеру, деятельность e-Style Software House (костяк которой, вероятно, составляет R-Style Software Lab) выглядит довольно успешной. В частности, в феврале стало известно, что эта компания завоевала призовые места на международном конкурсе "Бизнес-Софт-2001" сразу в нескольких номинациях. Были отмечены системы RS-Balance, "Зарплата/400" и RS-DataHouse. Оборот RSSL вырос в посткризисный год на 28%, с 6,1 до $7,8 млн., количество сотрудников - в 1,5 раза - до 180 человек.
Однако сегодня становится совершенно очевидно: ориентация только на отечественный рынок ПО потенциально не может принести серьезных дивидендов. Один из выходов, стало быть, - оффшорное программирование, на что и рассчитывает e-Style Software House. По оценкам IDC, в 2000 году объем рынка оффшорных заказов, размещенных в российских компаниях, составил $70 млн, а по данным Vesta Eurasia в этом году рынок достигнет величины $200 млн. Однако за эти деньги помимо e-Style Software будут бороться такие известные имена как IBS, Optima, SibIT, VDI, Сибинтек, Ай-Ти, Актис Системс и другие. Не слишком ли тесно на этом рынке? Хотя, если поверить прогнозам о 100-процентных темпах его роста, то, может быть, места всем хватит?
Виталий Солонин |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|