Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Топ-Топ, Топает E-TOPSПоляризация активов Рунета у нескольких финансовых полюсов продолжается. Все основные онлайновые магазины и порталы уже нашли своих хозяев, и теперь настал черед поставщиков решений для электронного бизнеса. Вслед за покупкой RedStars.com "оффшорного программиста" Actis Systems стало известно еще об одной сделке - инвестиционная компания ru-Net Holdings, известная такими приобретениями, как онлайновый магазин "Озон" (контрольный пакет) и поисковый портал Яндекс (35,72% акций), купила недавно контрольный пакет российского веб-интегратора eTopS Consulting за неизвестную сумму. Кроме того, слышны разговоры о возможной покупке крупного пакета акций медиабаингового агентства IMHO. Таким образом, ru-Net Holdings продолжает активно осваивать полученные инвестиции (около $20 млн.), одна половина из которых была перечислена компании сразу же после ее создания год назад, а другая получена в ноябре за счет первичной эмиссии акций. Помимо вышеназванных проектов "Рунет-холдинг" владеет интернет-инкубатором iXcelerator, который в конце января "выдал на гора" продукт iMulet - платформу для построения различных сетевых приложений по технологии peer-to-peer. Помимо iMulet в iXcelerator, ведется разработка ещё двух "не менее революционных" технологий, в каждую из которых, по данным "Коммерсанта", было вложено от $200 тысяч до $1 млн. Напомню крупнейших акционеров ru-Net Holdings: Baring Vostok Capital Partners, зарегистрированное на Нормандских островах совместное предприятие группы "Совлинк" (Россия) и Baring Private Equity Partners (дочерняя компания голландской ING Group), американский венчурный фонд Rex Capital и независимый российский инвестиционный банк "Объединенная финансовая группа", председателем совета директоров которого является бывший вице-премьер Борис Федоров. Компания eTopS Consulting , созданная на базе подразделения электронной коммерции системного интегратора TopS Systems Integrator (объем продаж в 1999 году - более $15 млн), объявила о начале деятельности в марте прошлого года. "Используя методы электронного документооборота, мы объединяем Интранет и Экстранет системы в единую бизнес-среду - корпоративный портал, который интегрирует все внутренние службы корпорации и обеспечивает мгновенный отклик на любые запросы извне", - на такой оптимистичной ноте директора по технологиям Леонида Новомлинского начиналось рождение новой компании. Осознание отсутствия интегрированности бизнес-процессов внутри компаний (торгово-учетной, складской, бухгалтерской и других систем) с системами ведения Интернет-торговли было сделано уже давно, однако что изменилось с тех пор? Кто может похвастать реальным сокращением издержек на организацию и поддержание торговых и производственных процессов? На практике часто случается так, что Сеть не только не помогает зарабатывать деньги, а наоборот, всячески вредит этому. Статистика утверждает: примерно половину своего рабочего времени работники корпораций, предоставляющих своим сотрудникам доступ в Сеть, тратят на свои личные нужды. Недавний сбой ПО для автоматизации поставок товаров корпорации Nike привел к скандалу между ней и разработчиком i2. У почти трети всех программ с «корзиной покупок» имеются "дыры", позволяющие манипулировать ценой покупаемых товаров. Но несмотря на все эти казусы, веб-интеграторы сегодня "в струе". Аналитики пророчат, что быстрорастущий рынок технологий для систем В2В, где интеграторам отводится не последняя роль, достигнет объема $7,3 трлн. к 2004 году, в то время как в конце 1999 года эта величина составляла $131 млрд. Вернемся к компании eTopS. Среди реализованных ею проектов - Интернет-магазины "Болеро" и Sony Style, виртуальные торговые ряды iPassage и Megalavka, система онлайн-продажи билетов на культурно-зрелищные мероприятия "РИАТеК", контент-проект E-commerce.ru, а также модули сопряжения с платежной системой CyberPlat и Сберкарт и др. Как же поживают ее детища? eTopS Consulting не располагает столь же раскрученным порталом, как, скажем, Port.ru, но также пытается сдавать в аренду онлайновые площади через iPassage (хостинг, витрина, база данных, системы обработки заказов и т.д.). В Megalavka, можно выкладывать обычные прейскуранты (стоимость создания Web-витрины - от $99, ежемесячная аренда - от $20). Об уровне прибыли ничего не слышно, так что можно предположить, что ее, собственно-то, и нет или почти нет. Интернет-система продажи и бронирования билетов "РИАТеК" работает через сервер kontramarka.ru; сайт "РИАТеК", который находится в стадии разработки, обещано было открыть в марте 2001 года, но этого не произошло. А вот мнение стороннего наблюдателя: "За eTopS явно переплатили. Торговый ряд iPassage существовал только в демо режиме, и сейчас существует также. Единственная ценная разработка - это Sony Style. Да и то не каждый знает об этом магазине, продвижения явно не наблюдается". Почему все-таки eTopS Consulting? В качестве причин выбора объекта инвестиций руководство ru-Net Holdings называет хороший менеджмент, сотрудничество с авторитетными зарубежными партнерами, нацеленное на длительный срок. Немалую роль сыграл и статус сертифицированного партнера Microsoft. А недавно из прессы просочился слух: ru-Net Holdings ведет переговоры о покупке крупного, но не контрольного пакета акций медиабаингового агентства IMHO. Последнее, впрочем, отказалось подтвердить или опровергнуть эту информацию; в ru-Net Holdings также не сочли нужным прокомментировать предполагаемую сделку. Поводом для предположений послужил, по-видимому, тот факт, что IMHO просто понадобились деньги (предположительно около $500 тысяч) на покупку лицензии на систему управления интернет-рекламой DoubleClick DART, и агентство принялось искать инвестора. Итак, ru-Net Holdings спешит занять свое место под солнцем, корректируя свою рыночную стратегию. Печальные итоги бессменного лидера пятилетки 1995-2000 гг., лакмусовой бумажки портально-рекламного бизнеса Yahoo, который заявляет о доходах за третий квартал 170 млн. вместо 230 млн. прогнозируемых, массовые сокращения в сфере онлайновой торговли не прошли даром. "Рунет-Холдинг" "Рунет-Холдинг" ухватил долю на более модном рынке веб-интеграции и, по-видимому, намерен не обделять вниманием и рекламный. Ведь пока существует Сеть, рекламные агентства не останутся без работы, а востребованность услуг веб-интеграторов будет набирать интенсивность по мере выхода на Интернет-рынок все большего числа компаний. Пока же сильного стремления осваивать новые веб-технологии с целью оптимизации своего бизнеса у российских предприятий что-то не наблюдается. Объясняется ли недостаточный интерес к корпоративным порталам на российском рынке их высокой стоимостью (средняя цена от основных мировых производителей составляет от $100 тысяч; российские интеграторы оценивают строительство корпоративного портала в $50-80 тысяч)? Как утверждает первый вице-президент IBS Сергей Мацоцкий, "подавляющее большинство клиентов в состоянии профинансировать любой сколь угодно крупный проект. И если этого не происходит, то скорее всего потому, что отсутствует понимание ценности ИТ и, как следствие, реальная заинтересованность". Интересно то, что при явной неподготовленности большинства российских предприятий (многие еще не решили элементарных задач автоматизации) к внедрению Интернет-технологий, на российском рынке веб-интеграции появляются новые игроки. В частности, до недавнего времени "железная компания" "Руслан Коммюникейшнз" перепрофилировалась в строителя бизнес-приложений для корпоративных порталов. Конкуренция обещает быть довольно острой. На рынке присутствуют такие серьезные игроки, как, к примеру, компания Actis Systems, получившая недавно инвестиции от холдинга RedStars.com , или Ай-Ти, строящая партнерскую сеть по распространению делового ПО. Последняя, надо отметить, уже добилась определенных успехов - компания "Парус" официально отказалась от ряда собственных разработок и перешла на использование системы управления персоналом от Ай-Ти. Похожая история наблюдается и с компанией "ЭпикРус". Можно упомянуть еще и компанию Cognitive Technologies, которая вышла из недр института системного анализа РАН, а теперь сообщает, что на 40% увеличила оборот, реализовала более 40 крупных проектов по автоматизации предприятий и инвестировала в создание фабрики оффшорного программирования. По словам директора компании Ольги Усковой, реализованные проекты в области дистанционного обучения, системы электронной безопасности и Интерент-банкинга приносят 20-25% дохода. На рынок системной интеграции и разработки ПО выходят даже госпредприятия. К примеру, НИИ "Восток", входящее в Минсвязь, всерьез заявила о своих претензиях на рынке. Оно рассчитывает на крупные госзаказы, например, Государственный регистр населения, в котором заинтересованы такие структуры, как Минсвязи, Центризбирком, МВД, Минюст, налоговые службы...А заказы, по-видимому, будут - в бюджете страны на 2001 год появилась статья "Затраты на создание индустрии программных продуктов", в которой заложены достаточно серьезные суммы. Директор по маркетингу Ай-Ти Леонид Кляйман оценивает емкость рынка количеством предприятий с числом работающих более 1000 при условии, что компания работает на рынке не первый год. В России таких предприятий десятки тысяч, но наиболее типичный клиент - это трех-пятилетний холдинг, заинтересованный в территориальной и товарной экспансии при очевидных проблемах управляемости предприятием. Все чаще слышны разговоры о том, что заказчик начинает меняться в лучшую сторону (лучше было бы сказать "начинает появляться"). В частности, по мнению гендиректора Columbus IT Partner Владимира Демина, растет общий уровень восприятия проблем и понимания роли информационных технологий, что связано с изменениями в бизнесе в целом - крупные предприятия начинают опираться на более четкую рыночную стратегию и иногда даже готовы согласиться с приобретением ИТ-решений, не обещающих мгновенной отдачи инвестиций; формируется более доверительное отношение к интеграторам. Но и по сей день, наверное, самое сложное - определение смысла практически любого проекта: заказчик говорит о своем бизнесе, а поставщик расстреливает ему мозги очередями непонятных терминов (далеко не каждая компания может похвастать наличием CIO - chief information officer - ИТ-директора, контакты же с "айтишниками" зачастую мешеют, а не помогают в процессе внедрения какого-либо ИТ-решения). Согласно исследованиям компании Ай-Ти, на рынке автоматизации учета существуют перспективы развития максимум на два года. Те же предприятия, которые закончили у себя автоматизацию учета, должны перекроить свои бюджеты на поддержку бизнес-приложений. Что ж, выходит у интеграторов есть будущее? При подготовке статьи использованы материалы сайтов: internet.ru, novosti.online.ru, sitesale.ru, adaily.ru, cnews.ru, etops.ru, ibo.ru, netoscope.ru, osp.ru, utro.ru Виталий Солонин |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|