На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок » Электронное право

Эра клонирования: закон бессилен?

Недавно в Рунете открылся очередной сайт, посвященный пиву. Казалось бы, ничего особенного в этом нет: любой поисковик выдает множество сайтов про этот древний напиток, а появление нового "пивного" ресурса - событие не такое уж знаменательное, хотя для многих и приятное. Но, впервые посетив недавно открывшийся сайт BeerOnline , может создаться впечатление иллюзорности происходящего: пользователь попал на сайт Beeonline, но вместо персональных цифровых услуг ему предлагают персональные пивные.

Но даже несмотря на очевидные сходства в дизайне с сайтом Beeonline иллюзия мгновенно исчезает, когда посетитель осознает, что предлагаемые на сайте www.beeRonline.ru "пивные" услуги носят вполне серьезный коммерческий характер: здесь присутствует каталог пива и баров Москвы.

Все бы ничего, если не то самое пресловутое сходство в дизайне. Создатели клонированного сайта согласились ответить несколько вопросов Internet.ru, но при условии, что их имена не будут разглашаться.

Как у вас появилась мысль о создании сайта Beeronline?

- Ну мы сидели, "квасили", и увидели надпись - Beeonline. А почему бы и не сделать "Beer?" А домен свободный. Мы и купили. Все создавалось исключительно "по приколу".

А не является ли это какой-либо PR-акцией?

- А зачем?

Скажите, приходили ли вам письма из "Бионлайн"?

- Нет. А с какой "радости" им присылать? Как бы с одной стороны - это легкое нарушение авторских прав, прав на торговую марку, а с другой - ничего не нарушается. Мы немножко проконсультировались на эту тему…

Когда был дан старт проекту?

- Неделю назад (4 февраля).

Можно ли уже говорить о каких-то результатах? Пользуется ли он популярностью?

- На самом деле первую неделю шел легкий "прикол", но сейчас посещаемость где-то человек 200 в день, по пятницам побольше, где-то человек 500.

Ожидаете ли вы в ближайшее время предъявление каких-либо жалоб, претензий со стороны АО "Вымпелком"?

- Надеюсь.

Почему?

- А это, все же, хороший Пиар. Принять участие в хорошем скандале еще никому не мешало. Принесет деньги проект- хорошо, не принесет, да и бог с ним.

Поступают ли заявки на рекламу?

- Ежику понятно…

Что касается контента сайта. На сайте можно найти информацию о различных заведениях Москвы. Как вы достали информацию о заведениях?

- Отчасти по личному опыту. Вернее то, что с рецензиями - то по личному опыту. В этих местах мы "квасили". А так мы взяли московские каталоги, бизнес справочники…Важен был тот факт, что эти заведения существуют.

А что касается дизайна. Сколько времени он "разрабатывался"?

Ну, скажем так, мы его, в основном, не разрабатывали, а копировали в соответствии с концепцией. Где-то недели полторы мы на это дело убили. Там ведь основная "фишка" следующая: название, плюс легкий "закос" под логотип, плюс цветовое решение и конструкция страницы…

Весьма интересно сделан раздел сайта, предназначеный специально для АО "Вымпелком". Цитирую: Если Вы считаете, что мы нарушаем чьи-либо права. Можете попробовать послать письмо по этому spam@beeronline.ru адресу, но мы его скорее всего проигнорируем.

- Мы ж "прикаловались"…Хотя этот юморной сайт-прикол должен приносить деньги. И обязан.

Пресс-служба АО "Вымпелком", в свою очередь, отреагировала на появление клонированного пивного "сайта-прикола" следующим образом:

К появлению копии сайта БОЛ наш портал не имеет прямого отношения. Дизайн и наполнение были "скачены" неизвестными нам авторами клона. Такая практика в интернете не редкость - технологически защитить сайт от подобный вещей не представляется возможным.

Точка зрения маркетинга: несмотря на то, что это своеобразный комплимент нашему сайту - мы относимся к подобной практике отрицательно, хотя сам факт копирования не скажется на деятельности БОЛ негативным образом. Вопрос скорее имеет юридический уклон.

После появления сайта "Биронлайн" мы обратились к Денису Лазареву, сотруднику компани "Паркмедиа", профессиональному юристу, давно занимающегося вопросами Интернета, чтобы на примере этого проекта выяснить, что можно предпринять в отношении таких "заимствователей".

Денис, скажите, насколько создатели пивного сайта правы, уверовав в свою безнаказанность?

- Это, как я понял, вопрос риторический. У нас была практика разрешения подобной ситуации, правда исключительно путем переговоров. Соответственно, есть аргументы, которые могут возыметь действие. Другое дело, что здесь мы столкнулись скорее не с плагиатом, а со стилизацией (включая название сайта). Именно на этом и может строиться защита. Думаю, что едва ли приходится рассчитывать на успешное судебное разбирательство в данном случае ввиду неявного сходства.

Какие меры уместны в такой ситуации?

В случае нарушения авторских прав, т.е. неправомерного использовании произведения, можно требовать применения следующих санкций к нарушителям:
Статья 49. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав
1. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:
1) признания прав;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;
3) возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.
Указанные в подпунктах 3,4,5 настоящего пункта меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.
2. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

Можно ли подавать на плагиаторов в суд?

В суд можно подавать на кого угодно и когда угодно, даже если нет полной уверенности в успехе предприятия.
В данном случае претензию можно основывать на неправомерном использовании дизайна первой страницы, включая решение существенных его элементов - кнопок, фона, макета страницы в целом. То же, в какой-то степени имеет отношение и к дизайну _некоторых_ внутренних страниц. С большой долей вероятности можно утверждать, что потребуется проведение экспертизы. Повторюсь, в данном случае я рассматриваю успешное завершение процесса скептически.

Были ли подобные прецеденты?

Были прецеденты, когда через суд удавалось привлечь к ответственности нарушителей авторских прав, причем нарушение прав происходило именно с использованием средств Интернета. Точно таких же дел в России мне не известно.

Действительно, история появлений и последующих исчезновений сайтов-клонов в Рунете довольно богатая. К примеру, несколько лет назад доменная зона маленького тихоокеанского государства Науру ознаменовалась появлением сайтов-клонов политического содержания. В частности, в этой доменной хоне можно было найти "альтернативный" сайт Примакова и клон сайта Льва Черного. Однако в последнем случае юристам, представляющим интересы Л.С Чернова (В России 45-летний Лев Черной известен как крупный алюминиевый магнат, совладелец холдинга TransWorld Group) удалось добиться закрытия сайта только после длительных переговоров и подачи официальной жалобы в компанию Internet Users Society-Niue. Но многие сайты-клоны существуют и по сей день. Например, помимо официального сайта Юрия Лужкова еще существует и антиофициальный, чему посвящен не один материал в Лента.ру. Кстати, "клоны" не обошли и Internet.Ru, при этом (кто бы мог подумать) в роли плагиатора выступил небольшой итальянский католический храм.

Получается, что на самом деле риск поплатиться за содержание подобных ресурсов крайне невелик, даже несмотря на то, что в отношении этого существует буква закона, а истинным владельцам проектов остается принимать альтернативные меры воздействия к владельцам сайтов на свое усмотрение.

Антон Уласик
Internet.ru

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100