На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок » Электронное право

Интернет-услуги и право


Согласно сведениям, приведенным в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации (Опубликована на сайте Правительства Российской Федерации по адресу: http://www.government.gov.ru/2000/12/21/977381416.html), на сегодняшний день количество активных пользователей Интернет в России насчитывает около 2,5 миллионов человек. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель составит 6,0 млн. человек, а к 2010 г. - 26,1 млн. человек.

Одновременно с ростом числа пользователей Интернет приобретает значимые для экономики России масштабы рынок услуг, связанных с передачей компьютерных данных по каналам Интернет (далее - Интернет-услуги). Так, в 1999 году доходы от услуг по предоставлению доступа в Интернет, по данным упомянутой Концепции, составили в России 190 млн. долларов США. Согласно исследованиям компании "Комкон-2" за 2000 год в российский рынок Интернет-услуг инвестированы суммы, по разным оценкам, эквивалентные от 200 до 350 млн. долларов США.

Массовый характер отношений по оказанию Интернет-услуг, немалые обороты материальных и информационных ресурсов в данной сфере, а также важное значение отрасли Интернет-услуг для развития российской экономики в целом, ее перспективности и конкурентоспособности, вызывают необходимость правового регулирования данной сферы общественных отношений.

К сожалению, современное правовое регулирование в этой области отстает от реальных потребностей государства, граждан и организаций, оставляя в правовом вакууме целый ряд перспективных современных услуг.

Для решения этой проблемы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на начало 2001 года внесено девять законопроектов, касающихся правового регулирования отдельных групп общественных отношений по поводу оказания услуг с использованием каналов Интернет. Предметом данных законопроектов являются общественные отношения по поводу электронной цифровой подписи, сделок, совершаемых при помощи электронных средств (электронных сделок), предоставления электронных финансовых услуг, электронной торговли.

В связи с рассматриваемым в этой статье проектом Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" возникает вопрос: зачем же нужен десятый по счету законопроект и в чем его принципиальное отличие от остальных?

Дело в том, что внесенные ранее в Государственную Думу законопроекты посвящены либо вопросам заключения сделок путем передачи данных (сделок в электронной форме) либо отдельных видов услуг, при оказании которых используется Интернет (электронной торговли, финансовых услуг). Иными словами, ранее внесенные законопроекты касаются правовых проблем использования Интернет в традиционных отраслях экономики, таких как торговля, финансы и т.д. и не регулируют отношения на рынке телекоммуникаций, то есть упускаются из виду первичные, базовые услуги, без которых невозможно использование Интернет (подключение к Интернет, электронная почта, размещение информационного ресурса (сайта) в сети Интернет и т.д.).

Предлагаемый законопроект призван в целом восполнить пробелы в правовом регулировании оказания нового вида телекоммуникационных и иных услуг, которые предоставляются путем передачи компьютерных данных по каналам Интернет.

В проекте не затронуты вопросы, связанные с электронной формой документов, заключением электронных сделок и электронной подписью, так как эти вопросы должны являться предметом отдельного Федерального закона, где будут установлены единые правила для всех видов сделок, включая и сделки по оказанию Интернет-услуг. Такой подход избран потому, что процесс заключения сделки на оказание Интернет-услуг с помощью обмена документов в электронной форме, заверенных электронной подписью не имеет значимой специфики по сравнению с заключением иных сделок.

К сожалению, действующее законодательство России содержит ряд несоответствий и пробелов, которые существенно затрудняют развитие цивилизованного рынка Интернет-услуг, приводит к ухудшению инвестиционного климата, а также различным нарушениям прав граждан и юридических лиц: злоупотреблениям свободой массовой информацией, особенно при распространении политической информации, незаконным ограничениям тайны сообщений, отправляемых по каналам Интернет, сбору и хранению персональной информации о гражданах - пользователях Интернет без их согласия и т.д.

Среди наиболее часто называемых проблем законодательства в области использования Интернет - почти полное отсутствие легально определенной терминологии.

Такие категории, как "Интернет", "сайт", "электронная почта", "хостинг" и другие не получили своего закрепления в законах Российской Федерации несмотря на то, что они носят базовый характер. Существуют также и заведомо неработающие нормы, в частности, обязывающие регистрировать каждый информационный сетевой ресурс (сайт) в Интернет в качестве средства массовой информации (Статья 24 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации". Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г., N 7, ст. 300), вне зависимости от того, сколько человек знакомится с его содержанием.

С учетом этих факторов, а также взятых Россией на себя международные обязательств, в том числе предусмотренных принятой 2 июля 2000 года Окинавской Хартией Глобального Информационного Общества (см. http://www.pravo.lnet.ru/okinava.htm), разработан проект Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" (далее - законопроект, см. http://pravo.lnet.ru/comp.shtm?Laws/Internet-services-proj1).

Сфера действия законопроекта. Подготовленный проект Федерального закона будет устанавливать правовую основу деятельности по оказанию Интернет-услуг, оказываемых под юрисдикцией Российской Федерации.

Услуги считаются оказанными под юрисдикцией Российской Федерации в случае, когда местом оказания услуги, является территория Российской Федерации.

Местом оказания Интернет-услуги считается место регистрации по месту жительства или месту проживания потребителя услуги - физического лица или место государственной регистрации потребителя услуги - юридического лица, если иное не указано в настоящем законе либо ином Федеральном законе.

Концепция проекта Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" исходит из принципа минимального государственного вмешательства в отношения по поводу Интернета и установления жестких правил лишь в тех случаях, когда неурегулированность создает угрозу информационной безопасности Российской Федерации, соблюдению прав граждан и юридических лиц. Учтены также рекомендации международных организаций, согласно которым является нецелесообразным правовое регулирование отношений по поводу конкретных информационных технологий в виду их быстрого изменения и замены новыми.

Целью предлагаемого законопроекта является "... создание условий для устойчивого развития объемов и качества Интернет-услуг, обеспечение информационной безопасности государства и муниципальных образований, защиты законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, прав физических и юридических лиц при оказании Интернет-услуг."

Закон будет решать следующие основные задачи:
  1. Определения основных понятий в сфере правового регулирования Интернета (таких как "Интернет", "Интернет-услуги", "компьютерные данные", "электронная почта" и т.д., статья 1 проекта).

    В настоящий момент в федеральном законодательстве эти основные понятия не закреплены, что затрудняет толкование норм права при их применении или использовании в правоотношениях, связанных с Интернет.

    Понятия определяются в законопроекте в соответствии с положениями Федерального закона "О связи" от 16.02.1995 г. № 15-ФЗ, Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ, Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" от 13.06.1996 г № 5-ФЗ и других.


  2. Установления общих подходов к лицензированию и сертификации в области оказания Интернет-услуг. Чрезмерное вмешательство государства при развитии новых отраслей на базе Интернет-технологий оказывает пагубное влияние на темпы их роста, однако и отсутствие всякого контроля может привести к массовым нарушениям прав граждан, угрозе информационной безопасности Российской Федерации. Законопроектом предусмотрено по сравнению с действующим законодательством введение обязательного лицензирования деятельности по оказанию услуг электронной почты.

    Отсутствие в настоящий момент обязанности лицензирования деятельности по оказанию услуг электронной почты приводит к бесконтрольности соблюдения организациями, оказывающими такие услуги как технических параметров качества этих услуг, так и соблюдения законных интересов граждан, в т.ч. соблюдения тайны связи и сроков доставки сообщений, предотвращения использования электронной почты для незаконной, а то и просто преступной деятельности.


  3. Закрепления основных правил, касающихся обязанностей по передаче компьютерных данных по сетям (статьи 9-12). При возникновении спорных ситуации по поводу передачи каких-либо документов или иных компьютерных данных по сетям электросвязи ряд вопросов не урегулирован законодательством Российской Федерации. Среди них наибольшую практическую значимость имеют вопросы порядка установления требований к форме передаваемых данных и последствия несоблюдения требований этой формы, а также определение момента, когда обязанность по передаче данных считается исполненной.

    Законопроект предлагает устанавливать требования к форме данных на основе договора. При отсутствии в договоре оказания Интернет-услуг требований к форме данных, лицо, передающее данные, обязано представить их в форме, соответствующей требованиям, предусмотренным законом или иным правовым актом, а в случае, когда такие требования не установлены - обычным требованиям, предъявляемым для такого рода данных.


  4. Обеспечения возможности подтверждения фактов передачи или получения каких-либо компьютерных данных по каналам сети Интернет. В настоящее время одной из основных проблем в сфере Интернет-услуг является сложность доказывания фактов передачи каких-либо данных, поскольку передаваемые данные нигде не фиксируются и операторы связи не обязаны их сохранять.

    Однако сплошное фиксирование всех отправлений электронной почты видится нецелесообразным, так как большинство отправлений не относятся к официальной переписке и подтверждение факта их отправки или получения, как правило, не требуется.

    Кроме того, сплошное документирование всех отравлений приведет к дополнительным затратам операторов связи, что скажется на уровне потребительских цен на соответствующие услуги.

    Законопроект построен исходя из аналогии услуг по передаче данных в рамках электронной почты и услуг почты обычной. Соответственно, проектом предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации Правил оказания Интернет-услуг электронной почты, где должны быть установлены различные категории отправлений. Среди этих категорий можно будет выделить как обычные отправления не требующие документирования факта их отправления, так и заказные, об отправки которых можно будет получить справку или иной документ установленного образца, по аналогии с обычными и заказными почтовыми отправлениями.


  5. Отграничения информационных сетевых ресурсов (сайтов) распространяющих продукцию средств массовой информации от прочих информационных сетевых ресурсов. Согласно статье 24 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети.

    Таким образом, законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлены правила, позволяющие распространить его положения на любой информационный сетевой ресурс мира, даже если информацию с него получает только его владелец в России (Учитывая, что статьей 6 закона "О средствах массовой информации" действие закона распространяется в том числе и на зарубежные средства массовой информации в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации).

    Количество сетевых информационных ресурсов, зарегистрированных только в Российском научно-исследовательском институте развития общественных сетей (РосНИИРОС), фиксирующим адреса информационных сетевых ресурсов с суффиксом .ru на конец 2000 г. составляет 47717 адресов (По данным, опубликованным на сайте РосНИИРОС по адресу http://www.ripn.net:8080/nic/dns/list). Общее же количество информационных ресурсов в мире по оценкам компании Inktomi (http://www.inktomi.com) составляет на январь 2000 года более четырех миллионов девятиста пятидесяти тысяч ресурсов.

    В результате обязательная регистрация информационных сетевых ресурсов как средств массовой информации сегодня фактически не действует и в России зарегистрировано всего около ста ресурсов (По сообщению заместителя начальника Управления регистрации и лицензирования МПТР России Александрова А.// "Российская газета" от 15 августа 2000 г. № 158(2522) С. 3).

    Такое положение приводит к грубым нарушением прав и законных интересов как государства, так и граждан и организаций, политических партий и объединений. Посредством сети Интернет распространяются компроментирующие материалы, сведения о ходе выборов и другая информация, наносящая ущерб информационной безопасности.

    Однако приостановление или запрет деятельности информационных сетевых ресурсов, осуществляющие распространение данной информации затруднительно либо невозможно, в том числе и по причине отсутствия у них регистрации, при которой указываются ответственные лица и местонахождение редакции.

    В настоящем проекте предусмотрены критерии признания данных массовой информацией, в результате установления которых будут признаваться средствами массовой информации и подлежать обязательной государственной регистрации только информационные сетевые ресурсы, ежедневная аудитория которых составляет не менее 1000 человек, находящихся в момент получения информации на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 и статья 18 проекта).

    Порядок определения ежедневной аудитории устанавливается органом, осуществляющим государственную регистрацию средств массовой информации (пункт 2 статьи 17 проекта). Данный порядок позволит выделить несколько сотен российских информационных сетевых ресурсов, которые имеют значительную аудиторию для признания их средствами массовой информации и распространения на них соответствующего правового режима.


  6. Сохранения конфиденциальности сведений о пользователях Интернета. Законопроект устанавливает, что сбор, хранение и распространение сведений о пользователе Интернета допускается только с его согласия, а также по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом (пункт 1 статьи 20 проекта). Оператор связи вправе хранить сведения о пользователе Интернета, которому он оказывает Интернет-услуги связи.

    Сведения о пользователе Интернета могут выдаваться только самому пользователю или его представителю. Иным лицам указанные сведения выдаются оператором связи только на основании судебного решения (пункты 2 и 3 статьи 20 проекта).


  7. Конкретизации обязанности оператора связи сохранения тайны сообщений, содержащихся в компьютерных данных. Согласно статье 21 проекта оператор связи обязан соблюдать тайну сообщений, содержащихся в получаемых, хранящихся и отправляемых им данных потребителя услуги. Информация о передаваемых по сети Интернет сообщениях, а также сами эти сообщения и могут выдаваться только отправителям и адресатам или их представителям. Любые ограничения тайны связи, в том числе задержка, осмотр, копирование данных и сведений об их отправителях и адресатах допускаются только на основании судебного решения в порядке, установленном Федеральным законом.

    Данное положение конкретизирует нормы Федерального закона "О связи" в части сохранения тайны сообщений, содержащихся в компьютерных данных.


  8. Детализации правового регулирования договорных отношений по поводу оказания Интернет-услуг. Законопроект включает в себя нормы, касающиеся особенностей правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг, в которых даются понятия договоров на оказание отдельных услуг, требования к форме таких договоров, их обязательные и дополнительные условия и т.д.

    Указанные нормы позволят уточнить юридический статус Интернет-услуг, закрепить минимальный набор прав и юридических гарантий граждан и юридических лиц - потребителей этих услуг.


  9. Распределения ответственности между оператором связи и пользователем сети Интернет за передачу по каналам Интернет данных, содержащих сведения, распространение которых ограничено или запрещено на основании Конституции, федерального закона или иного правового акта либо договора.

    В результате того, что нередко оператор связи не обладает информацией о личности и местонахождении отправителя сведений, распространение которых ограничено или запрещено возникают спорные ситуации, касающиеся ответственности оператора связи за действия по передаче данных, содержащих упомянутые сведения.

    Статьей 35 проекта предусматривается что, оператор связи несет солидарную с пользователем Интернет имущественную ответственность, если не докажет, что при предусмотрительности, указанной в законе или договоре он не знал и не должен был знать о содержании такой информации, а также принял все меры для нераспространения данной информации после того, как ему стало известно о ее содержании.


  10. Ответственность пользователей Интернет за систематическую отправку по адресам электронной почты не запрошенных данных рекламного характера. Деятельность по рассылке не запрошенных данных рекламного характера, получившая в международной практике название спамминг, приносит значительный имущественный ущерб пользователям Интернета.

    Огромное число рекламных сообщений нередко блокирует получение необходимой информации по электронной почте. Расходуя оплаченное время, пользователи Интернет получают в автоматическом режиме рекламные сообщения и фактически вынуждены оплачивать их получение.

    Однако действующее законодательство не позволяло привлечь к ответственности за такие действия даже когда деятельность по рассылке не запрошенных рекламных сообщений осуществлялась коммерческими организациями и частными лицами открыто.

    Проектом предусматривается административный штраф и возмещение убытков лиц, пострадавших от такой деятельности.
Структура законопроекта. Данный законопроект включает в себя четыре главы:
  1. Общие положения.
  2. Особенности правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг.
  3. Ответственность в сфере оказания интернет-услуг.
  4. Заключительные положения.
Глава первая законопроекта содержит статьи, определяющие основные термины, цели, сферу действия, принципы деятельности в области оказания Интернет-услуг, принципы и основные направления государственной политики в данной сфере, общие положения о лицензирования и сертификации в области оказания Интернет-услуг, общие правила исполнения обязанности по передаче данных и другие положения.

Среди основных направлений государственной политики указаны принципы, направленные на обеспечение информационной безопасности при оказании и потреблении Интернет-услуг, определяет основные термины, цели, содержит сокращение разрыва в информатизации между различными слоями общества и отдельными регионами России, улучшение качества Интернет-услуг, увеличение доступности информационных ресурсов государственных органов, не имеющих ограниченного доступа, поддержку дистанционных форм образования и другие направления (статья 7 законопроекта).

Глава вторая, "Особенности правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг" устанавливает особые правила для Интернет-услуг:
  1. Электронной почты;
  2. Подключения к сети Интернет;
  3. Хостинга;
  4. Рекламных Интернет-услуг;
В данной главе изложены: общая характеристика соответствующих договоров, условия, которые в них должны или могут быть включены, отдельные нормы, учитывающие специфику оказания тех или иных услуг.

Глава третья "Ответственность в сфере оказания Интернет-услуг" устанавливает ответственность пользователей Интернет и операторов связи за противоправную деятельность в сфере оказания Интернет-услуг.

В заключительной, четвертой главе указываются сроки вступления в силу законопроекта и предложения к органам исполнительной власти по разработке нормативных актов для реализации Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" и приведению их нормативных актов в соответствие с положениями данного Федерального закона.

Важно отметить, что реализация законопроекта не потребует дополнительных материальных и финансовых затрат за счет федерального бюджета.

Завершая краткую характеристику законопроекта "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" следует подчеркнуть - проект более, чем многие другие нуждается в широком обсуждении специалистами различного профиля, поскольку затрагивает интересы организаций связи, граждан и юридических лиц - потребителей услуг, владельцев информационных сетевых ресурсов, средств массовой информации, торговых и других организаций, оказывающих иные услуги с помощью Интернет и т.п.

Для действительно эффективного регулирования рынка Интернет-услуг необходимо активное участие в совершенствовании законопроекта всех заинтересованных лиц.

Данный законопроект является приглашением к дискуссии по поводу правового регулирования оказания Интернет-услуг и его автор будет благодарен за отзывы, критические замечания и предложения, которые можно направлять в адрес редакции.

Станислав Петровский
Pravo.Lnet.ru

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100