Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
"Что-то страшное грядет..." О проекте изменений в российском законодательстве об авторском правеВсем известно, как обстоят у нас дела с соблюдением авторского права. Оно нарушается настолько повсеместно, что человек, стремящийся его соблюдать, рискует показаться смешным. В определенный момент бытовало даже мнение, что авторское право вообще не распространяется на Интернет. И хотя подобные «ошибки молодости», кажется, уже позади, положение с соблюдением прав пока не улучшается. Все знают, что нарушают, но продолжают это делать. Это очень нехороший признак. Если нельзя добиться соблюдения закона, его надо менять. Существуют разные мнения, в какую сторону должна меняться защита авторских прав. Однако у разных мнений разные шансы повлиять на реальное законодательство. Предлагаемая статья отражает одно из наиболее вероятных направлений изменения действующего законодательства. Именно эти предложения уже переданы на рассмотрение Государственной Думы РФ. С проблемами правового регулирования Интернета общество столкнулось, едва только Сеть получила широкое распространение, и за прошедшее время успело в корне поменять свою позицию по этому поводу. В настоящее время большинство активных деятелей Сети признали необходимость правового регулирования. Это подтверждает участие многих из них в создании и разработке законопроектов, регулирующих использование цифровой подписи, Рунета и т. д. Итак, правовое регулирование в Сети необходимо, и необходимо научиться применять ныне действующее законодательство к новым отношения, возникающим в Сети. Это отношения адекватного и оперативного регулирования, но, к сожалению, наши законодатели еще не готовы к быстрому принятию новых законодательных норм, регулирующих все аспекты этих отношений. Я предлагаю в качестве примера рассмотреть вопрос применения действующего закона об авторском праве и смежных правах к отношениям, возникающим в Сети. В соответствии с ныне действующим законодательством, а именно законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», авторам произведений науки, литературы и искусства, а также и исполнителям, производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания принадлежит определенный набор правомочий – соответственно, авторские права и смежные права. В их состав входят:
То есть правообладателю (автору) дается достаточно широкий перечень правомочий, которые можно свести к одному – праву на получение гонорара за использование его творческого труда. Более того, необходимо отметить, что перечень, указанный в законе, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Ни у кого не вызывает сомнения, что размещение в Сети – это использование произведения или фонограммы. Но возникает вопрос, какие права имеет автор при использовании его произведения в Интернете? Все без исключения новые информационные технологии основываются на преобразовании произведений и фонограмм в цифровую форму. Уже оцифрованные произведения фиксируются, а проще говоря, записываются в памяти компьютера (сервера), и только потом появляется возможность предоставлять их для всеобщего обозрения. Таким образом, мы приходим к однозначному выводу: при оцифровывании и записи в память затрагивается правомочие автора на воспроизведение (см. выше, а также ст. 4 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Такое понятие воспроизведения принято во всех международных конвенциях, международных договорах, законах других стран. Но является ли использование на сайте ранее оцифрованного произведения воспроизведением? В начале обсуждения этих проблем (при обсуждении проекта договора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в 1995 году) было признано, что существуют три правомочия, которые могут быть затронуты при использовании произведения в цифровых сетях, а именно: 1. Распространение. За этот вариант голосовали американцы. В американском законе об авторском праве понятие «распространения» трактуется достаточно широко, чтобы использование произведений в Интернете можно было определить именно этим термином. Наше законодательство, как и законодательства многих других европейских стран, под «распространением» всегда понимало только продажу, сдачу в прокат или другое отчуждение конкретного экземпляра произведения, фонограммы (то есть материального носителя), что, по понятным причинам, не может подходить под использование объектов авторского права и смежных прав в цифровых сетях. 2. Воспроизведение. И это правомочие было исключено по причине того, что если произведение уже находится в памяти компьютера, который осуществляет предоставление доступа к произведению другим лицам, владелец этого компьютера больше не создает дополнительных экземпляров произведения. Загрузка на компьютер посетителя страницы копий произведения или фонограмм не является нарушением авторского права, поскольку в соответствии со ст. 18 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» это воспроизведение допускается без согласия автора и без выплаты ему гонорара. В таком случае пользователь сам изготавливает и записывает в память своего компьютера один экземпляр произведения, исключительно в личных целях. Но необходимо помнить, что на основании этой же статьи исключением из этого правила являются программы для ЭВМ. Копии программ разрешается создавать только для архивных целей и для замены правомерно приобретенных экземпляров (ч. 2 ст. 25 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). 3. Сообщение для всеобщего сведения по кабелю или в эфир (в зависимости от способа подключения) является именно тем полномочием, которое затрагивается при размещении информации (произведения) в Сети. Это полномочие понимается как сообщение произведений или фонограмм для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью иных аналогичных средств. Чем не Интернет? Ведь к конечному пользователю информация, размещенная в Сети, в частности, объект интеллектуальной собственности, попадает именно через эти носители. Страны, подписавшие Договор об авторском праве ВОИС (ДАП, официальный текст на английском языке на www.wipo.com; на русском языке тексты договоров www.cpyright.ru), закрепили это положение. В частности, ст. 8 Договора закрепляет право автора на сообщение своих произведений для всеобщего сведения (а значит, право на разрешение и запрет такого сообщения) по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору. Здесь хотя и было введено право на доведение до всеобщего сведения, под которым, естественно, понимается использование произведения в Интернете, оно входит в состав понятия сообщения. Справедливости ради надо сказать, что в договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) доведение до всеобщего сведения было выделено в отдельное правомочие. Особо надо отметить то, чего ранее никогда не было: договоры вводят обязательства присоединившихся к ним государств по техническому обеспечению авторских прав на произведения, находящиеся в Сети. Уже давно известны блокираторы копирования, применяемые, прежде всего, в цифровых звукозаписывающих приборах (DAT), цифровых подписях. В настоящее время создаются и другие системы, позволяющие осуществлять обеспечение авторских прав, например, в рамках проекта VERDI (Very Extensive Rights Data Information) – www.verdi-project.com. Незаконными признаются действия, которые позволяют, способствуют или скрывают нарушение авторских прав, а именно устраняют или изменяют любой элемент электронной информации о принадлежности прав. Международные договоры, разработанные экспертами ВОИС, были обсуждены на Дипломатической конференции по некоторым вопросам авторского права и смежных прав, проходившей в Женеве в 1996 году. В настоящее время Договор по авторскому праву подписали 50, а ратифицировали 19 стран. Договор по исполнениям и постановкам подписали 30, а ратифицировали 16 стран. Данные договоры показывают позицию мирового сообщества по проблеме незаконного использования объектов авторского права в Сети. ВОИС подчеркивает, что этими договорами не введено ничего принципиально нового, они лишь помогли уже устоявшимся правилам Бернской конвенции адаптироваться к современным реалиям. Россия, насколько мне известно, в ближайшее время не собирается ратифицировать данные договоры, однако их положения учитывались при подготовке изменений к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах», которые были подготовлены межведомственной рабочей группой по совершенствованию законодательства об авторском праве и смежных правах. Рабочая группа была создана при Российском ведомстве по патентам и товарным знакам (Роспатент), которому постановлением Правительства РФ было дано полномочие по организации совершенствования законодательства в области авторского права и смежных прав. В настоящее время законопроект был согласован с министерствами и ведомствами и направлен в Правительство. В ближайшее время он будет опубликован на www.copyright.ru. Новой редакцией предлагаются следующие изменения. Вводится новое правомочие автора – доведение до всеобщего сведения произведения, исполнения или фонограммы. Используется приведенная выше формулировка из ст. 8 Договора об авторском праве ВОИС, в которой, как мне кажется, учтены все особенности использования произведения в Сети. Еще одно важное изменение законодательства, касающееся цифровых технологий, – введение нормы, позволяющей заключать договор о передаче авторских прав с помощью цифровой подписи. Напомню, что в ныне действующей редакции закона форма авторского договора обязательно должна быть письменной (исключение составляет размещение статей в средствах массовой информации). Конечно, в предлагаемых поправках к закону были затронуты и другие вопросы, например, предлагается следующее. Увеличить срок охраны авторских прав с 50 лет после смерти автора до 70 лет. Эта поправка связана с подготовкой России к вступлению во Всемирную торговую организацию. Для этого необходимо присоединение к Соглашению по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Также это нужно для гармонизации законодательств стран мира. Предоставить ретроактивную охрану произведениям с закреплением в законодательстве допускаемых международными соглашениями исключений. При присоединении в 1995 году к Бернской конвенции об охране художественных и литературных произведений Россия сделала оговорку о том, что действие конвенции не распространяется на произведения, срок охраны которых истек. В новой редакции охраняются все произведения, созданные не ранее чем за 70 лет до вступления в силу поправок. Ретроохрана также является обязательной для стран-участниц ВТО. Установить новый порядок сбора вознаграждения за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях (так называемого «сбора за чистые носители» или «за домашнее копирование»). Как известно, допускается без согласия автора, исполнителя, производителя фонограмм, но с выплатой ему вознаграждения, воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях. Гонорар, причитающийся автору (правоообладателю), выплачивается лицами, осуществляющими изготовление или импорт оборудования и материальных носителей, используемых для такого копирования (CD, DVD, видеомагнитофоны, видео- и аудиокассеты и т. д.). Статья 26 закона «Об авторском праве и смежных правах» не дает полного перечня таких носителей, что делает ее практическое применение весьма проблематичным. В новой редакции закона перечень такого оборудования и материальных носителей, а также порядок выплаты гонорара изготовителями и импортерами подлежит утверждению Правительством РФ. Сбор такого вознаграждения по действующему законодательству осуществляется одной из организаций по коллективному управлению правами. Организация выбирается по согласованию с другими подобными организациями. До настоящего момента соглашения между организациями не было, что явилось еще одной причиной, по которой не была реализована эта статья. В соответствии с новой редакцией сбор такого вознаграждения должна осуществлять организация по коллективному управлению правами, уполномоченная на то Правительством РФ. Введение предлагаемого порядка приведет к повышению ответственности организации, осуществляющей сбор такого гонорара, перед правообладателями и к появлению дополнительных возможностей для контроля со стороны государства за осуществлением деятельности, предусматриваемой настоящей статьей. Эти поправки «реанимируют» законодательные положения, которые по ряду причин оказались недостаточно действенными. Существенным изменением законодательства также должно стать расширение сферы деятельности организаций по коллективному управлению правами. Как известно, в соответствии со ст. 44 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в случаях, когда практическое обеспечение имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм в индивидуальном порядке затруднено или невозможно, правообладатели создают организации, которые осуществляют сбор, распределение и выплату гонорара для правообладателей. В настоящий момент в законе в качестве таких затруднительных случаев было указано публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, тиражирование путем механической записи, репродуцирование. Теперь к ним предлагается добавить и доведение до всеобщего сведения. Таким образом, для соблюдения авторских и смежных прав в Сети просто необходимо получить лицензию (заключить лицензионное соглашение) в организации по коллективному управлению правами. В настоящее время такую лицензию уже можно получить в Российском обществе по мультимедиа и цифровым сетям (www.roms.ru). Такие организации, в соответствии с поправками, должны быть лицензированы государственным органом. Более того, согласно проекту, невозможно будет создать несколько организаций либо по одной категории авторов или иных правообладателей (художники, композиторы и т. д.), либо при одинаковых способах использования произведений/объектов смежных прав. Эта поправка была введена, по всей видимости, в связи с увеличением роли организаций по коллективному управлению правами в условиях развития цифровых технологий и для координации их деятельности. Новая редакция закона не затрагивает и не может затрагивать основной принцип авторского права – принцип контроля за использованием произведения и выплаты гонорара автору, поскольку именно он позволяет жить творческим людям. С другой стороны, новая редакция и новый взгляд на закон в части коллективного управления являются попыткой найти такой компромисс между интересами авторов и лиц, использующих их произведения, который бы в наибольшей степени соответствовал современным реалиям. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|