На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок » Туризм

И-тур-бум

В последнее время всех охватила электронная тур-лихорадка - не проходит и дня, чтобы не родился очередной туристический Интернет-проект. Масла в огонь подливает Gartner Group, согласно исследованиям которой объем продаж туристического бизнеса через Интернет может вырасти с $5 млрд. в 1999 году до $30 млрд. к концу 2001 года. 75% веб-серферов интересовались расписаниями поездов, системами заказа авиабилетов и туристскими серверами, 16% бронировали и оплачивали авиабилеты. Ну а те туристические компании, которые вовремя не откроют свои Интернет-службы, понятное дело, вымрут как динозавры. Ведь более низкие тарифы и удобство бронирования делают Web-серверы для путешественников лучшим средством планирования поездок. Такое ощущение, что все это мы уже проходили.

Онлайновый туризм овладел умами на территории от Канады до Китая. Не верите? В прошлом году 59% канадцев использовали Сеть в качестве источника информации о возможных способах проведения отпуска, 8% делали в онлайне сопутствующие покупки, 25% планируют в ближайшем году заказать тур в онлайне (по прогнозам к 2003 году эта цифра увеличится до 50%). А китайцы лепят туристические сайты как рисовые лепешки - за прошлый год в стране их зарегистрировано порядка трехсот при средней посещаемости около 10 тысяч человек.

Россия, между прочим, не хочет отставать от остального мира. Маленький штрих - на Informer.ru появились предложения турфирм по "горящим" путевкам. "Готовь летом сани, а телегу зимой", - этой мудрой поговоркой руководствуются топ-менеджеры турагентств, стремящиеся в разгар летних отпусков не упустить своего клиента. И сейчас - на пороге весны - в сфере онлайнового туризма началось заметное шевеление.

К примеру, в Сети появился такой игрок, как UTS Group со своим сайтом OmnisRussia, посвященном туризму по России и всему, что с ним связано. OmnisRussia является российским представителем международного холдинга Omnis-Online (учредители и акционеры - Lufthansa Systems Berlin GmbH и Deutsche Bank), продвигающего на мировом онлайновом рынке услуги в области туризма и отдыха. Этот глобальный интернет-магазин работает как по B2B, так и по B2C бизнес модели - для пользователей Сети портал предлагает услуги туризма и отдыха более чем в 60 странах мира; в свою очередь поставщиками услуг являются туристические компании, отели, рестораны, музейные комплексы и проч.

С сентября 2000 года OmnisRussia проходил испытания, точнее проходила испытания система интернет-платежей. Переход в онлайн, как справедливо полагают в UTS Group, не означает автоматического пополнения кассы - на заметное увеличение прибыли, по словам руководителя Omnis-Russia Сергея Нагорного, в компании пока не рассчитывают. Первые покупатели, по его прогнозам, появятся не раньше начала лета.

Да-да, надежда на простого российского пользователя невелика - сайт целиком на английском языке. И их можно понять - платежи через Интернет в России пока не овладели массами, а русский веб-серфер, увы, весьма небогат. Впрочем, в UTS Group не исключают, что ряд отечественных компаний всё-таки проявит заинтересованность в новом рынке.

Другой пример - дочерний проект туроператора "Ванд Интернейшнл" RusGuide.ru, рассказывая о прелестях путешествий по территории России, также не особенно рассчитывает на тощий кошелек ее обитателей. В RusGuide.ru делают ставку преимущественно на более зажиточных русских эмигрантов, коих, по некоторым оценкам, около 21 млн голов.

Замученные ностальгией (знакомый профессор, кстати, жаловался по приезду на родину, что ухабная тряска уже по дороге из аэропорта напрочь выбивает всякие патриотические чувства), эмигранты должны по всем законам логики прямехонько идти на RusGuide.ru и заказывать тур на бывшую родину.

Однако RusGuide.ru наверняка столкнётся с серьёзной конкуренцией на Западе, где идет драка за каждого отдельного клиента. Ведь именно там, в Штатах, и будут, в основном, рекламировать портал. Остается утешаться лишь тем, что создателям сайта (не без помощи Фонда Сороса с его программой "Малые города России") удалось собрать довольно много справочной информации. Возлагаются надежды и на компанию "STB-платёжные системы", одного из партнёров RusGuide.ru, которая, как предполагается, внедрит на сервер возможности онлайн-платежей.

Как полагается, отметив недостатки конкурентов (большое число существующих сейчас российских сайтов, посвящённых "внутреннему" туризму, не централизовано, поскольку предоставляют услуги отдельных фирм, и рассчитаны на узкие информационные ниши), руководитель RusGuide.ru Сергей Крячков, представил проект как обобщённый и даже некоммерческий ресурс, призванный способствовать развитию внутреннего туризма в целом.

Тем временем, наряду с комплексными решениями со встроенными системами заказа и оформления тура, в Сети продолжают открываться представительства турагентств в виде обычных сайтов. Да еще дело это сопровождается помпой в виде попадания в строчки информагентств (эка невидаль, сайт создать!). Недавно, например, об открытии своего Интернет-представительства сообщил петербургский туроператор Nikos Challenger. По словам менеджера компании Александра Крутикова, решение создать сайт было вызвано тем, что Интернет сегодня - "самое популярное развлечение". Кроме того, в последнее время всё большее число конкурирующих с Nikos Challenger турагентств выходят в Интернет, и компания не хочет отставать. Никакой электронной коммерцией Nikos Challenger заниматься, скорее всего, не будет - по словам г-на Крутикова, его компании вполне достаточно размещённой на сайте контактной и справочной информации.

Итак, не иметь свой собственный сайт для турагентства считается дурным тоном. Сайты есть и у комитета по туризму Москвы, и у крупных игроков в сфере туризма. Компания "Бюро Интернет Mаркетинга" еще осенью объявила об открытии сайта Mitt.ru, посвящённого туристической выставке, которая должна пройти в московском Международном выставочном центре на Красной Пресне в марте.

Часто отечественные И-тур ресурсы ориентируются на западные модели, например, портал www.expedia.msn. com, продвигаемый Microsoft. Обычно на таких серверах посетителю предоставляется возможность самому "набирать" тур, то есть заказывать отдельно гостиницу, авиабилеты, трансфер и пр. через наиболее крупные туристические компании. Но такая модель, как показала практика, плохо приживается на русской земле. На сервере Travel-Net ("Российская туристическая сеть") компании "Демос-Интернет" был оформлен каталог ссылок на соответствующие ресурсы. Однако в итоге был все-таки создан каталог готовых туров.

Расходы на первой стадии туристического проекта обычно невелики. Travel-Net, к примеру, по словам его руководителя Сергей Павлова, израсходовал на техническую поддержку порядка $40 тыс., хотя это не весь объем расходов по проекту. При этом следует отметить, что проект не самый дорогой - в частности, на нем нет собственного раздела с расписаниями, подобно Expedia (есть ссылки на сайты компаний, дающих информацию об авиарейсах и движении поездов -"Сирена", "Экспресс-2")

Российские туроператоры как огня боятся прихода крупных западных игроков, которые, начав демпинговать, сумеют завладеть местным туристическим рынком. Ведь хотя бы теоретически (круг пользовательской аудитории в России невелик и не все могут воспользоваться западными платежными механизмами) Сеть предоставляет такую возможность, и проникнуть им к российскому потребителю туруслуг через Интернет довольно просто.

Среди методов борьбы с этим, к примеру, персонализация сервиса, индивидуальный подход к каждому клиенту. Крупным российским турфирмам, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, придется активнее пробиваться к индивидуальному пользователю, ликвидировать массу посреднических наценок.

А что еще остается - ведь рекламная модель бизнеса, как показала практика, не может служить надежным источником доходов, и использование туристических серверов в качестве рекламных площадок не сулит больших барышей. По оценке г-на Павлова объем продаж у стандартного проекта держится на уровне $8-10 тысяч в месяц, и в целом они до сих пор убыточны.

Другой источник - плата за размещение ссылок. Например, по оценке Travel-Net, 30% зарегистрированных в базе данных сервера фирм (около 200 туристических агентств) собирались воспользоваться платной услугой регистрации.

Не все еще понимают, что электронное турагентство - это не только представительство (какие мы хорошие и страны у нас интересные!), и даже не только удобная и понятная система заказа тура, авиабилетов, гостиницы, автомобиля и даже не только дружественная платежная система, но и, к примеру, страховое агентство. Для "диких" туристов очень желательна программа-планировщик, позволяющая оптимизировать маршрут как по стоимости, так и по личным предпочтениям. Еще лучше, если на сайте будет размещена нефильтрованная информация отдохнувших туристов, где бы они могли поделиться своими впечатлениями как о стране, так и о фирме, предоставившей сей прекрасный холидей. Не помешает и памятка из Закона о защите прав потребителей. И тогда к вам потянутся, вот увидите!

А предпосылки для открытия Интернет-служб туристических компаний налицо - все большее количество авиакомпаний и гостиниц поддерживают Интернет-сервис. Туроператоры, соответственно, могут планировать путешествия и заключать сделки удаленно, что экономит время и разнообразит сервис.

Виталий Солонин

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100