Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Конец эпохи дирижаблейЭпоха дирижаблей открыла миру самолеты. Огромные, наполненные нагретым газом стальные каркасы, были слишком медленными и небезопасными. Уже в начале прошлого века люди хотели летать быстро, комфортно, а главное безопасно. Ситуация со статистикой в Рунете напоминает времена рождения авиации. Она слишком неточная, размытая во времени и самое главное некомфортная. Нужны самолеты - время зовет. С того времени, когда два студента Калифорнийского университета, соединили свои компьютеры пятиметровым кабелем и отправили по нему бессмысленный набор данных, то есть впервые обменялись, данными в режиме онлайн прошло 35 лет. Статистика в Рунете - один из последних сегментов, который практически качественно не обновился. Аксиома рыночной экономики - найдите и удовлетворите потребность. В отношении Интернет-ресурсов это означает, что производителю следует найти ответы на следующие животрепещущие вопросы: какое место сайт занимает в "табелях о рангах" поисковых машин, откуда приходят к нему посетители, как они переходят с одной страницы сайта на другую, и главное - почему они покупают или не покупают товары, которые выставлены, на его витрине. Не менее важно знать, какие страницы являются наиболее популярными, как ведут себя посетители, доходят ли до конечной цели сайта или нет. Ответить на все эти вопросы можно с помощью статистики посещений сайта. На данный момент существует два принципиальных способа отслеживания статистики посещений - счетчики и лог-анализаторы. Простой вопрос человека с не той стороны улицы: "А зачем нужно сразу два способа,- или проще - Ребята, а нельзя ли обойтись каким-то одним путем решения этой проблемы? Давайте просто определим, какой из них лучший - всего-то делов." На простой вопрос логично давать простой и ясный, как партийный лозунг, ответ: "можно, но как это сделать?". Как счетчики, так и лог-анализаторы имеют свои недостатки и преимущества, объединяет их одно - ни те ни другие не точны. Счетчики годятся для широкого круга пользователей, лог-анализаторы же используют более опытные веб-мастера. А нельзя ли попросту как-то соединить оба вида сбора информации? Можно, но такие сервисы пока редкость. Пользователи могут использовать оба вида услуг, таким образом, восполняя недостатки одной системы преимуществами другой. Вопрос в другом: насколько это удобно и главное согласовано? Начнем с недостатков. Главный минус счетчиков - это отсутствие учета посещений поисковых роботов, а для вебмастера, эта информация критически важная. Кроме того, подавляющее большинство счетчиков предоставляют недостаточно гибкий отчет по статистике, они ограничиваются общей информацией о посещаемости и о посетителях. Это все равно что в алкомаркете знать общее количество проданного, не имеет значение, что это дешевая бормотуха или коллекционный коньяк. Ни один счетчик не в состоянии ответить на вопрос о загрузке исполняемых мультимедийных файлов, флеш-объектов и др; не дает информации об исполнении скриптов в браузере при заходе на страницы. Нам, пользователям, хотелось чего-то большего, чем голые цифры, например, информацию о пользователе, пришедшем на наш сайт, время пребывания на каждой странице и т.д. Общая статистика посещаемости, желательно, с детальным распределением по времени. Плюс конечно информация о хостах, хитах и сессиях, время заходов, желательно полная информация о времени всей сессии. Грубо говоря "адрес квартиры, где деньги лежат". Самое больное место, место которому придается все большее значение - безопасность. Предоставление доступа к статистике третьему лицу крайне нежелательно, а, называя вещи своими именами, смертельно для бизнеса. К примеру, списки рефереров, если достанутся конкурентам, могут быть использованы ими для в собсвенных маркетинговых целях на ваших самых прибыльных ресурсах. Но это только начало фильма ужасов. Можно закрыть статистику, но жизнь, куда сложнее, и случай с продажей списков клиентов сотрудником такой профессиональной компании как AOL показал, что даже у таких монстров не всегда лады с конфиденциальностью. Кроме писаных правил, есть еще так называемый кодекс чести. Правила честной игры. Когда HotLog поставил чужую рекламу на своих кнопках, это не спортивно, это чужой район, чужая бизнес территория. Но это снова - не криминал. Таких примеров множество, и все они ведут к потере главного - доверия со стороны клиента - вещь, которую невозможно переоценить для компаний, занимающихся статистикой, так как они видят все наше нижнее белье. Тогда для чего это все, и не слишком ли много мы хотим в этом грешном мире? Нет, без этого нам не взлететь. Только располагая этими данными, вебмастер может анализировать эффективность рекламной стратегии, проще говоря, честно ответить на элементарный вопрос - а стоит ли вообще продолжать это дело - рекламироваться на той или иной площадке. Возможно, проще пристрелить старую лошадь? Решение данной проблемы заключается в том, что всю роботу, которою не потянет счетчик, в состоянии проделать лог-анализатор. Гибкая система отчетности, распознавание как можно большего количества поисковых роботов, распознавание заходов с поисковых систем, распознавание географии пользователей, настраиваемая система отчетов - все это стандартные функции лог-анализатора. Однако, лог-анализатор имеет и ряд недостатков - на нем не отследишь всех пользователей, работающих через прокси, один и тот же диалапщик при каждом новом заходе на сайт будет иметь другой IP, словом, опять же - неточности, иногда весьма ощутимые. Подведя черту можем констатировать. Пока не появятся сервисы, объединяющие глобальные статистические возможности счетчиков (сравнение посещаемости, аудитории нескольких сайтов и др.) и тонкие возможности лог-анализаторов (визиты роботов, загрузки объектов, хакерские атаки), веб-мастерам приходится пользоваться двумя инструментами и находить среднее арифметическое. Но при чем тут дирижабли и самолеты? Все предельно просто. Сегодня в бескрайнем небе Рунета висят два дирижабля, две метода просчета Интернет-статистики: счетчики и лог анализаторы. Компании HotLog и SpyLOG, которые доминируют на российском рынке платных счетчиков с упорством, которое заслуживает лучшего применения, стараются совершенствовать дирижабли, и не помышляя о создании чего-то принципиально нового. Подбить кого-то из игроков согласится на чужие стандарты невозможно, все упирается в амбиции. Расчет больших китов статистики слишком простой. Мы сильные и нам некого боятся в нашем болоте. Для примера. SpyLOG, предоставляет целый ряд услуг как платных, так и бесплатных декларирует 400 тысяч клиентов, HotLog, - 200 тысяч. Менеджер проекта HotLog Галина Жукова, в статье "Особенности национальной Интернет-статистики", заявляет, что "основная задача на сегодняшний день - предоставлять максимально точные и подробные данные всем нашим пользователям. Уже сейчас в системе есть возможность получения статистики по каждому отдельному посетителю, а также просмотра полных отчетов без каких-либо ограничений. В бесплатном доступе представлена достаточно детальная и подробная информация, в том числе и по географическим параметрам". Подобный оптимизм излучают, и представители SpyLOG'а свято веря, что они в состоянии это сделать при соотношении количества сотрудников 20 к 400 тысячам клиентов. Ничем не лучше соотношение в HotLog. Но чтобы уделить хотя бы минимальное время каждому клиенту нужно иметь либо гигантский штат, но это вряд ли разрешит проблему обслуживания каждого клиента, либо придумать, что-то из ряда вон выходящие, например ракету. Вопрос только в том, а зачем это нужно тем, кто и так чувствуют себя комфортно? Более того, единственной задачей является устранение конкурента, то есть внутриотраслевая война и дрязги, а не решение каких то творческих задач. Поэтому ситуация мрачная. Киты продолжают усовершенствовать дирижабль: увеличивая его объемы, вес, цвет и прочие детские игрушки для больших дядь. Как бы дико это не прозвучало, но факты вещь жесткая. Никто из крупных и серьезных фирм не делал даже попыток зайти в этот бизнес. Исключение составляет компания NetPromoter, которая заявила о начале разработки программы, которая могла бы стать прообразом будущего самолета. Спрашивается, а чего еще хотеть, вон он такой желанный золотой ключик. Но "умом Россию не понять" и приходится констатировать прискорбный факт, что дальнейших шагов не последовало. Вывод из вышесказанного один. На рынок Рунет-статистики, должны прийти новые игроки, игроки которые предложат профессиональный платный сервис, а не будут усовершенствовать усовершенствованное, по той простой причине, что другого пути для решения насущных проблем нет. Уроки истории - дирижабли погибнут. Клиент стал разборчив, так как может себе это уже позволить. Его желание иметь эксклюзивный набор услуг, в четко фиксированном временном отрезке, имея при этом гарантированную полную конфиденциальность, законно и обосновано. Летать на дирижаблях: счетчиках и лог анализаторах, в принципе на сегодняшний день уже невозможно. Нужен самолет. И этот самолет будет построен, рано или поздно. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|