Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Равновесие (СОразмерность)Понятие "равновесие" в изобразительном искусстве (равно как в дизайне) относится к принципам, то есть понятиям, которые просто обязаны присутствовать в работе в том или ином виде, вернее, во всех видах. Это вовсе не означает, что темного и светлого в работе должно быть одинаково... Нужна именно точка равновесия, определяющая баланс именно в конкретном случае. Пример, весьма отвлеченный от изобразительного искусства. Чашка кофе... Кофе, сахар, кипяток. Избыток сахара сделает напиток излишне сладким, недостаток сахара сделает кофе горьким. Недостаток воды сделает кофе излишне крепким, а избыток - слабым. Ну и тот же вариант с количеством самого кофе. Нужные пропорции продуктов определят тот самый неповторимый для вас (именно для Вас) вкус. Понятно, что если вы пьете кофе вообще без сахара, то любое, даже самое малое его количество окажется неуместным. Равновесие продуктов и есть та самая гармония (симпатия). Так же и в остальном. Равновесие между работой и отдыхом, получением денег и их тратой... и т.д. Равновесие между необходимостью и свободой. Пример из области веб-дизайна. Количество графики и текста на страничке. Недостаток графики придает тексту монотонность и некоторую скучноватость, эмоциональную невыразительность. Избыток графики отвлекает, мешает сосредоточиться на мысли, выраженной текстом. Одно дело, если у вас графика дополняет текст, иллюстрирует... и Совсем другое, если у вас текст служит пояснениями к картинкам. Пользуясь тем же принципом равновесия (точки баланса) будем считать, что для вступления в данной статье написано вполне достаточно, и переходим к основной части. Формальное равновесие.Это равновесие, определенное равными долями, полная симметрия. Горизонтальная, вертикальная, по тону, по цвету или еще как...
Разумеется, в третьем примере равновесие соблюдено не полностью, т.к. красное (более тяжелое и плотное) тянет вниз и на первый план, а белое (более свободное и легкое) - вверх и вдаль (по отношению к красному белое всегда будет казаться более холодным - иллюзии). И в результате пластика третьего формата начинает визуально искривлять пространство, хотя с точки зрения геометрии и математики все более-менее... Динамика равновесия
По логике равновесие - это состояние покоя, образованное двумя качествами, взаимно уравновешивающими друг друга. При этом качества не обязательно должны быть одинаковыми (маленькое, но мощное по цвету пятно может уравновесить достаточно большую по форме, но безликую по цвету массу). В ограниченном пространстве, в формате листа или холста и само окружение может влиять на равновесие.
По большому счету визуальное равновесие находится не на листе бумаги, которому глубоко безразлично, как расположены пятна на нем. Это чувство прячется у нас в голове... К следущим трем картинкам у нас могут возникать разные ощущения (ассоциации) типа "перекос", "падение", "полет", но в силу одинаковости формы мозг будет считать эти объекты однотипными (проще говоря, одинаковыми) и подключать к ним в первую очередь пространственную ассоциацию (размер предмета уменьшается по мере его удаления от наблюдателя. Следовательно, и реакция на "движение" будет соответствующей нашим ощущениям-ассоциациям. Например, на первой картинке ПРИБЛИЖЕНИЕ ВЛЕВО или ОТДАЛЕНИЕ ВПРАВО. Ну и на других картинках вы сами как нибудь... Баланс тонаКак видите, я заменил слово "равновесие" на слово "баланс". Почему? Или зачем? Хотя изначально это одно и тоже, в слове "равновесие" я вижу некую готовую статичность. "Баланс" же подразумевает некий поиск этой точки. В творческой работе художника основной фактор - это и есть тот самый поиск баланса, выбор... Но выбор не просто между черным и белым, или "да" и "нет", а в какой то мере именно точка приложения, точка баланса. Если серый, то насколько он серый... Если красное пятно - то насколько оно красное (или насколько оно пятно, в смысле размера). Художник сам определяет величину или активность пятна, ту самую гармонию между элементами. Еще одна фраза из начала статьи - "Равновесие между необходимостью и свободой", баланс между требуемыми в конкретном случае качествами (нужной формы для выражения идеи) и свободой творчества (придания форме дополнительных качеств, работающих на идею).
Видно, что один и тот же объект может определять разные решения. Есть какое-то минимальное решение (необходимость), при которой объект обладает нужными качествами для нужной среды, а есть свобода, при которой эти качества стремятся к полному самовыражению объекта, но опять же при полной его гармонии со средой. Если по-человечьи, то для белого фона странички благоприятна правая картинка, а для черного - это еще надо посмотреть... И в данном случае я имею ввиду под "балансом тона" не настройку картинки как таковую, а творческое ее внедрение в среду. И чем точнее баланс (ваш выбор настройки картинки), тем эффективнее картинка раскроет свои истинные качества. Баланс цветаПрактически тоже самое происходит при балансировке цвета. Мало того, что картинка должна быть настроена сама по себе, она еще должна гармонировать со средой, наиболее полно раскрывать как свои качества, так и среды. Это и определяет выбор художника. Элементарно определить насыщенность (соотношение между формой и цветом), затем определить цветовой баланс самой картинки, и опять таки гармонично вписать ее в среду окружения - это и есть выбор (по-моему, даже целых три). Поэтому и не может быть всеобъемлющих детальных рекомендаций о том, как правильно настроить картинку по тону или цвету. Потому что у художника всегда есть такой выбор - как настроить именно эту картинку именно для этой среды, чтобы она создавала именно это впечатление. Другая картинка или другая среда попросит другой балансировки.
Баланс между консерватизмом и оригинальностью.Этот момент больше касается сферы дизайна. Как пример - фирменные бланки компаний. Современная полиграфия, а также широкий выбор практически любой бумаги сподобляет некоторые фирмы поиметь рабочие и представительские бланки на цветной бумаге, с цветным фоном. И если дизайнер от начала до конца продумал вариант с учетом всех позиций, то может получиться сказочно красивая вещь. Но иногда бывает и по другому. Художник готовит бланк как бланк, без учета наполнения, и после тиража имеется прекрасный образец дизайна. Но как только появляется наполнение, тексты, подписи и печати - бланк становится похожим не на документ (каковым он задуман изначально), а на дешевую рекламную листовку, а то и афишку. В моей практике был случай, когда клиент за большие деньги купил крутую цветную бумагу и бабахнул весь тираж на этой крутой бумаге. Изначально разработка бланка велась для белого фона, и в итоге его бланк выглядел как из старой тетрадной обложки. Для правильного выбора нужен опыт и умение представить себе результат хотя бы в общих чертах. Баланс между заключительной частью статьи и резюме.Работа художника - это выбор, это постоянный баланс между разными вариантами, создающими разные впечатления. И его задача - найти путем многих решений единственно верный в конкретном случае результат. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|