На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Web-дизайн

Extremальный DeSign III

Из всего ранее сказанного вытекает понятие "творческого процесса" как цикла во времени, со своим началом, серединой, пиками, паузами и прочим. Я умышленно опустил понятие "результат" (не стоит путать с понятием "объект", то есть картина, плакат или проект как таковой) , так как до такового добирается далеко не каждый творец, и не каждый результат в полной мере раскрывает изначальную идею как таковую. Давайте попытаемся разложить этот процесс по фазам, разумеется, весьма условно... Опять же, для полноты цикла мы введем понятие "результат", но не "сам по себе", а с его собственным минициклом, в котором изначальная идея выливается вовне, то есть ее осознает не только сам творец, но и те, кому, собственно говоря, она предназначена.

Для этого необходимо ввести три базисных фазы:
- фаза идеи как таковой в ее развитии;
- фаза воплощения идеи до объекта;
- и фаза работы идеи через объект до достижения результата.

Третьей фазой мы , собственно, и придаем смысл "результату" (и всему процессу творчества) как таковому.

1 этап - Зарождение идеи как таковой, в достаточно неопределенной форме или наоборот, с ярко выраженным базисным понятием.

Я не рассматриваю в качестве первой фазы "желание творить", "самовыразиться", или "сделать что-то к такому-то числу", потому как это остаточные или этапные понятия предыдущих (или сопутствующих) процессов. И при рассмотрении этого процесса нам менее важно "ЧТО" мы делаем, скорее, нам важно "КАК"...

В самом начале первого этапа идея фактически неотделима от причины, породившей ее, и часто осознается как ее естественное продолжение. Обычно это вариант, появляющийся абсолютно внезапно и естественно, но часто на базе прошлого опыта (с привкусом банальности). И часто этот вариант имеет достаточно большую активность, дабы быть принятым за основу и "без всяких возражений". Если автор сумеет выдержать паузу и дождаться появления других вариантов - то возможен более творческий переход ко второму этапу. При отсутствии дополнительных вариантов (а следовательно, и возможности какого-либо выбора на данном этапе) следует "вынужденный" переход на второй или третий этап (а то и вообще попытка выскочить сразу на реализацию во второй фазе) без вариантов на этих этапах, что удобно в целях экономии времени, но сильно сказывается на качестве идеи.

Если же вы озадачитесь разработкой идеи как таковой именно на первом этапе, то сразу почувствуете некую возможность изменять идею в ту или иную сторону. Обычно такая разработка заключается в выборе точки зрения на идею (критерий - появляется фраза "это как на это посмотреть"...), что и является стимулом разработки ее на этом этапе.

"БЫСТРАЯ" идея, реализуется "как есть", в лоб. Обычно это то, что первым приходит в голову, самое первое проявление идеи. Выражение её идет спонтанно и малоуправляемо. Как правило, одна-две жесткие схемы, мысль выражена очень жестко и звучит предельно вульгарно ("купи - а то проиграешь"...). Контрастные формы разделения реальности, воздействие также на уровне "либо-либо"... Либо агрессия, либо блокировка. Полное отсутствие психологической глубины, воздействие сводится к внешним воздействиям и элементарным психологическим реакциям. Эта точка наиболее полно реализуется в рекламе, живописи "для самовыражения", музыке, построенной на жестких монотонных ритмах (и "бормоталки" типа "Пейджер, пейджер, MTV - подключайся!!!").

"СТИЛЬНАЯ" - резкая "индивидуализация", стильность, пусть даже и неуместная, но "лишь бы стильно"... При творческой разработке это очень сильное влияние стиля автора, его установок, настроек на суть идеи и на ее реализацию, узнаваемость "авторства" в конечном результате. Во внешнем варианте идея подчиняется какому-либо стороннему, сиюминутному или стабильному модному течению, либо она сама просится в определенную стилевую среду.

"КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ" - такая идея может породить очень интересный, необычный результат, а то и целое направление (но это очень уж редко). В своих проявлениях это обычно неординарное и малопонятное для стандартного восприятия выражение идеи, которое основная часть среды принимает за выпендривание и оригинальничанье.

"РАСКРЕПОЩЕННАЯ" идея - для такой точки характерно выражение идеи свободно, раскованно, без штампов (и без активного выражения первых трех точек). Идея не стремится влиять на ситуацию или адаптироваться к ней, она реализуется вполне искренне и открыто. Реализация такой точки обычно производит впечатление полной внутренней свободы и простоты.

При подобных точках любой автор должен понимать, что существует суть идеи и возможность ее выражения, а также самовыражения автора. Но огрехи самовыражения автора гораздо легче исправить, чем искажение сути самой идеи.

Владимир Белоусов "Лето в деревне"

2 этап - Второй этап - это попытка связать идею (в виде общей концепции, эскиза, наброска) с окружающей средой на уровне сосуществования двух этих понятий. Любая среда активно принимает сильные свежие идеи и безразлична к банальным повторам. Идея обладает условиями, среда обладает возможностями (и наоборот). Обычно среда вносит искажения в идею на уровне ограничений, и эти ограничения среды обязательно должны быть учтены на уровне идеи, ибо вносить это все на уровне результата означает исказить (изменить) выражение идеи (когда средства не смогут обеспечить полноту выражения). Иногда идея заставляет изменять или расширять набор средств (для особенного мазка художник может отказаться от использования стандартных кистей и заказать специальные, либо использует мастихин, пальцы или что-то еще). В общих чертах - это ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИДЕИ СО СРЕДОЙ.

"ПРИМИТИВНАЯ" (практическая) точка зрения. Из среды извлекается максимум возможностей для реализации идеи, при этом идея не дает практически ничего для становления самой среды (не вносит в среду ничего нового на этом уровне развития). В полиграфии используются готовые технологии, в живописи - ставшие достоянием истории манеры и набившие всем оскомину приемы. Общий смысл - реализовать идею имеющимися средствами, а что дальше - полный пофигей... Из идеи выжимается только ее материальный смысл, дающий практическую пользу. Обычно это - естественное продолжение аналогичной точки первого этапа.

"РАЗУМНАЯ" точка... При попытке связать среду и идею взвешиваются все "за" и "против", поиск точки "равновесия", баланса между качествами идеи и средой. На этом этапе это все происходит формально, "механически". Но даже очень ограниченная возможность выбора уже вскрывает некие проблемы как в среде относительно идеи, так и в самой идее.

"ОРГАНИЧНАЯ" (очень сомнительный по звучанию термин) - максимальное сотрудничество идеи со средой. Идея как таковая стремится органично писаться в среду, стремясь при этом не разрушиться в основной своей сути. Для живописи это полноценное использование пространства холста, грамотное использование цветовых и смесевых свойств масляной краски или акварели. Как полноценный пример - работа на тонированном картоне углем и мелом.

"ЭКСПАНСИВНАЯ" - тот самый момент, когда идея сразу начинает с попыток изменения среды в пользу сохранения своих основных качеств. Она требует от среды гармоничного сотрудничества на уровне создания новых материалов, средств, инструментов. Так в Голливуде ради трехсекундного момента строятся декорации безудержных масштабов и такой же стоимости, художники начинаются использовать средства, совершенно для этого не предназначенные, дизайнеры определяют пространство таким образом, что пользователь вынужден будет следовать прихотям идеи для того, чтобы как-то понять или ощутить ее самое.

Майкл Паркес "Ожидание"

3 этап - Третий этап - этап ОСОЗНАНИЯ ИДЕИ как таковой на фоне среды и других идей, родственных и не очень. Это пока еще не внедрение в среду (идея все еще сама по себе), но уже происходит оценка идеи с точки зрения ее уровня ценности для среды, информативности, интеллектуальности как таковой. Об эстетике идеи, ее гармонии пока говорить еще рано, ибо эти свойства идея приобретает немного позже, на последующих этапах (вполне допускаю возможность одновременного развития нескольких разных этапов, вернее, техническое возвращение с какого-то этапа на предыдущий и обратно...).

"ПРОФАНИРУЕМАЯ" - идея сама по себе, без сравнительной оценки... Когда автор не знаком со средой (наличием аналогичных идей, то есть полный "фан"), он растит идею по своему усмотрению, учась на собственных ошибках (на этом этапе просто совершая их из-за отстутствия своего прошлого опыта или учета опыта других). Совершенно непрофессиональный подход к делу, поэтому развивать его суть не имеет смысла, разве что рассмотреть ошибки, совершаемые на этом этапе "профанами" (из-за их непредсказуемости количество может измеряться миллиардами).

И в этом беда свободного общества со свободным волеизъявлением (и Интернета как такового) - наличие безумного количества недоношенных идей с ошибками на первой фазе развития идеи (непрофессионализм). Разумный (и быстрый) способ избежать ошибок на этом этапе - призвать на помощь профессионала, который укажет на суть ошибки и более вероятный способ дальнейшего развития идеи.

"КЛИШИРУЕМАЯ" идея - это не клон и пока еще не плагиат ... Это более развитый вариант работы с идеей, когда уже изучены другие аналоги, но из-за лени, боязни "пролететь" на нестандартном варианте или неспособности шевелить мозгами автор выбирает некий устоявший стандарт воплощения в среде. И в итоге вполне ценная идея превращается в банальный вариант уже кем-то "пережеванного". В реальной жизни этим очень страдает работа на "заказ". Угодить клиенту ("а он себе это представляет так-то и так-то"), а то и вообще подчиниться его всем требованиям. А где гарантия, что заказчик, пусть даже очень продвинутый в торговле чем-либо - не "профан" в дизайне с эстетических или художественных позиций этого самого дизайна). И дай Бог, чтобы это понимали сами заказчики !!!

"УНИКАЛЬНАЯ" - "бледная немочь" всех авторов, сделавших ставку на средства и владение профессиональными техниками. Результат неверного саморазвития и скособоченного обучения, когда речь идет в основном о материалах и средствах, и абсолютно молчит о необходимости развития личности автора как такового, о наличии его творческих мук, переживаний, в общем - личного жизненного опыта. Творческие переживания вокруг плагина Blur или аналогичных в счет вообще не идут, потому как их переживают 98% имеющих Photoshop (какая уж тут уникальность :o).

На самом деле это просто неверная точка зрения на идею на самом первом этапе (или "размытый", и потому малоосознаваемый кисель из нескольких точек). Кисти есть, краски есть, ЧТО бы такое УНИКАЛЬНОЕ (идеальное, суперсовершенное) нам нарисовать?

"ОПТИМАЛЬНАЯ" - точка, учитывающая все тонкости и особенности (если такое вообще возможно) предыдущего авторского опыта, его наработки для будущих произведений, опыт других аналогов (под словом "аналоги" я подразумеваю очень похожие, но вовсе не тождественные вещи или идеи). Это точка идеи, постоянно стремящейся к совершенству через обучение и творческое развитие. Максимально выражена творческая составляющая и минимизированы личные амбиции (которые в общем-то одинаковы у всех и отличаются только величиной этих самых амбиций), негативные эмоции, раздражение. (PS Наиболее заметно такие негативные порывы психики сказываются на живописи и графике, особенно модерново-авангардистских и абстрактных направлений, но через композиционные, цветовые и другие составляющие могут присутствовать и на вполне обычных реалистичных или не очень произведениях. Разве мало было сайтов с черепами и костями?).

Такая точка стремится учитывать не только основную суть идеи, но и сопутствующие, может даже паралелльные, выделяя и усиливая наиболее важное и существенное.

 

4 этап - Переходный этап от идеи к фазе реализации. На этом этапе определяется основа идеи, ее хребет, основная составляющая. В композиции это может быть определение схемы, выбор пластического мотива, отображающего суть идеи. Основная схема может быть сокрыта, глубоко завуалирована под поверхностными наслоениями элементов, но она должна быть продумана и четко определена, и на последующих этапах проявлена при помощи средств. Эта основа и определяет суть идеи, ее пластическую цельность (не будем забывать, что мы говорим все-таки об изобразительном искусстве).

На сайте - основная модульная сетка, каркас, максимально адаптированная под задачи странички. Конкретно это все можно выразить словом "ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗЫ, НЕСУЩЕЙ ОСНОВЫ". При отстутствии такой схемы или каркаса все композиционные построения, даже доведенные до финальной стадии реализации, будут рассыпаться в труху или изображать "амебное" состояние.

"ХАОТИЧНАЯ" - если не подставлять само понятие "хаос" в качестве основного принципа идеи (!!!), то такая точка зрения на композицию может называться также "безхребетной", "безликой" и еще много чего "без...". Результат работы такой идеи обычно также явлен "без зрителя", за исключением случайных косых взглядов.

"БАНАЛЬНАЯ" - очень вялая точка, обычно использующая распространенный, массово пользуемый каркас и стыдливо прячущая эту серость под внешне броскими эффектами, лозунгами в надежде каким-то образом "размочить" сухую скучную банальность эмоциональными всплесками. Иногда может выглядеть очень эффектно, но также очень быстро набивает оскомину.

"КРЕПКАЯ" (классическая) - уверенная, твердая база из четкой, хорошо читаемой схемы. Она может быть не очень оригинальной или очень конструктивной, но четко определена и проработана. Даже при неуверенном размещении структурных элементов композиции (о которых речь пойдет чуть позже) базовая схема все равно будет крепко держать общий формат.

В изобразительном искусстве базовая схема определяется обычно конструкцией из нескольких геометрических фигур с разной степенью сложности такой конструкции.

"РАЗВИВАЮЩАЯСЯ" - Точка, активно базирующаяся на творческих возможностях автора, и крепкая, и подвижная одновременно. В какой-то мере используя интуицию и опыт автора, такая точка как бы "смотрит в будущее", готовя на крепком каркасе гнезда для последующих элементов, определяя их параметры и не сковывая их в качествах.

В каких-то определенных творческих направлениях может являться конечным творческим результатом ("Черный квадрат" Малевича и некоторые другие авангардные работы)... Остановленный на таком уровне результат предоставляет всю остальную творческую работу проделать зрителю (если тому не лень, конечно). Учитывая индивидуальные особенности многих зрителей, можно предположить возникновение многовариантных продолжений до бесконечности.

MrDeSign "Из памяти исчезнет след..."

На последующих четырех этапах идея перерастает в объект со свойствами (реализуется). Я не думаю, что это также можно назвать результатом, ибо в любой творческой работе важна не сама вещь (картина, сайт, концепция), а ее воздействие на зрителя, потребителя. Только в этом случае можно говорить о каком-то достигнутом результате, и совсем не обязательно он будет положительным...



Продолжение

Виктор Вязьминов
mrdesign

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100