![]() |
Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
||
![]() ![]() |
Архитектура гиперссылок("User-Centered URL Design". Jesse James Garrett - AdaptivePath.Com)В последние несколько лет гиперссылка стала неотъемлемым элементом любого веб-сайта. Сложно себе представить электронный документ, который не был бы пронизан многочисленными гиперсвязями. Вместе с тем, немногие помнят те времена, когда отсутствие унифицированной системы представления гипертекстовых ссылок считалось камнем преткновения в развитии любого электронного проекта. Однако, несмотря на некую универсальность гиперсвязей, мы часто забываем о том, что URL - это не просто способ переадресации пользователя к тому или иному Интернет-ресурсу. Ссылки также выступают в качестве коммуникационного средства, помогая пользователям ориентироваться в строении и содержании веб-сайтов, разъясняя им назначение различных функциональных возможностей, присутствующих на сайте. Эдвард Тафте (Edward Tufte) в своей книге "Визуализация информационных данных" ("The Visual Display of Quantitative Information") упоминает необоснованную символьную насыщенность многих информационных элементов, выполняющих коммуникативную функцию по отношению к пользователю. В настоящее время преобладающее большинство гиперссылок выглядят именно так: бесконечные запросы всевозможных параметров, способных удовлетворить любопытство технического специалиста, но отнюдь не простого посетителя вашего веб-сайта. В те времена, когда каждой учетной записи соответствовал конкретный файл или директория, расположенные на веб-сервере, мы давали им понятные, читабельные имена, например, products.html или bookcover.jpg. Прежде всего, это было сделано для нашего собственного удобства: при необходимости анализа файловой системы веб-сервера или поиска нужных документов мы ориентировались по алфавитному списку, легко находя в длинном перечне существующих файлов необходимый документ. Такая практика со временем выявила еще одну положительную сторону - на этот раз для самих пользователей: по понятным гиперссылкам они имели возможность представить, куда приведет их URL в пределах исследуемого веб-сайта. Вопрос "понятности" гипертекстовых ссылок обсуждается давно и весьма активно. К примеру, многие базы данных не позволяют присваивать файлам читабельные имена, зато заметно выделяются своей эффективностью и функциональностью. Именно последнее преимущество считается основополагающим в аспекте спора насчет понятности адресов URL. Вот некоторые из примеров подобных нечитабельных гиперссылок: http://www.globeandmail.com/servlet/ArticleNews/PEstory/TGAM/20020909/ Это был пример указания адреса URL на сайте "Globe and Mail". А вот как представлены те же гиперсвязи на том же сайте, возвращенные пользователю внутренней поисковой системой: GIS.Servlets.HTMLTemplate?current_row=3 &tf=tgam/search/tgam/SearchFullStory.html &cf=tgam/search/tgam/SearchFullStory.cfg &configFileLoc=tgam/config &encoded_keywords=dvd&option= start_row=3&start_row_offset1= &num_rows=1&search_results_start=1&query=dvd Разумеется, не все сотрудники проекта "Globe and Mail" могут быть повинны в таком беспорядке. Однако, среднестатистическому пользователю будет проще простого "заблудиться" в дебрях нескончаемых точек, вопросительных знаков и нижних подчеркиваний, присутствующих в приведенной выше структуре. Теперь давайте сравним эти ссылки с гиперсвязями на сайтах газеты "New York Times" и "USA Today":
Эти варианты тоже, несомненно, требуют корректировки, но пользователь по крайней мере понимает, куда приведет его такая ссылка, и даже может продиктовать ее адрес по телефону. Другие корпоративные сайты идут еще дальше и строят адреса URL таким образом, что пользователь не только понимает, куда приведет его такая ссылка, но и может самостоятельно подставить другое значение в параметрах гиперсвязи: http://www.macromedia.com/software/dreamweaver/productinfo/product_overview/http://www.apple.com/powerbook/specs.htmlhttp://www.adobe.com/products/photoshop/newfeatures.html Каждая из этих ссылок включает в себя наименование программного продукта. Обладая информацией о другом продукте компании-разработчика, пользователь может вписать в строку запроса браузера другое имя; при этом ссылка будет работать. Некоторые сайты еще больше совершенствуют структуру своих гиперсвязей. Поэ этой причине никогда не приходится переходить из раздела в раздел на сайте Microsoft: проблемы с Visio? Набираем microsoft.com/visio. Нужны драйвера для новой оптической мыши? По адресу microsoft.com/mouse вы сможете найти всю необходимую информацию. При этом набираемые пользователем адреса физически не существуют, а просто переадресовывают на страницу с искомой информацией. Соответственно, происходят следующие редиректы:microsoft.com/visio microsoft.com/mouse Такой подход к организации системы гипертекстовых связей не является нововведением корпорации Microsoft: подобная переадресация встречается на многих других сайтах. В завершение хочется заметить, что некоторые разработчики утверждают, что в мире высоких технологий анализ архитектуры адресов URL - прерогатива вычислительных машин, недоступная обычному пользователю. Но в нашем несовершенном мире пользователи зачастую зависят от структуры гиперссылок, выполняющих роль ключевых моментов в процессе перехода по разделам веб-сайта. Системы, не принимающие во внимание поведение пользователя, заведомо теряют в их лице потенциального сторонника, потребителя, клиента или партнера. Поэтому вопрос разработки интуитивно понятных пользователю гипертекстовых архитектур, согласующихся с мышлением обычных людей, остается на сегодня одним из наиболее важных и актуальных тем в мире ИТ. Алексей Петюшкин |
|
![]() |
![]() |
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |