Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Вся правда о телефонных линияхСотрудники провайдерских компаний могут рассказать немало историй о том, как в офис врывались разъяренные клиенты, сообщавшие о низкой (мягко говоря) скорости модемного соединения, частых разрывах связи и прочих “прелестях” доступа в интернет по коммутируемой телефонной линии. И требования их простираются от возврата неиспользованных часов пребывания в сети до возмещения морального ущерба в десятикратном размере. Но всегда ли провайдер виноват в этом? И от чего вообще зависят скорость и надежность связи? Чтобы разобраться в этом, давайте для начала проследим путь сигнала, идущего от провайдера к абоненту. Провайдер ставит свои модемы на АТС. Как правило, несколько модемов имеют общий телефонный номер, образуя так называемый модемный пул. От АТС, где располагается модемный пул, к АТС, услугами которой пользуется клиент, идет соединительная линия (СЛ). Из соображений экономии СЛ представляет собой пару проводов, по которой одновременно ведется несколько разговоров. Если их объединение на одном конце и разделение на другом осуществляется цифровой аппаратурой – все нормально. Но до сих пор на многих АТС используется устаревшая аналоговая аппаратура, вносящая в передаваемый сигнал искажения. Они не всегда заметны на слух, но очень сильно влияют на работу модема. Кажется, провайдер оказывается ни при чем? На самом деле, здесь есть вина и провайдера. Некоторые из них применяют внешне эффектное решение: делают один-два гигантских модемных пула на одной АТС. Конечно, удобно, когда у провайдера всего один-два номера – в странах, где качество телефонной связи не в пример лучше нашего и большая часть АТС - цифровые, так в основном и делают. Но в условиях, например, Москвы, такое решение только плодит ряды недовольных пользователей, сколь бы совершенной ни была АТС, к которой подключен провайдер. Тут уж как повезет: если на СЛ между вашей АТС и провайдером стоит аналоговая аппаратура, иногда соединение вообще не удается установить, каким бы хорошим ни был модем. Однако, иногда дело бывает не только в стремлении к эффектным решениям. Телекоммуникационные фирмы, имеющие в своей собственности АТС, сейчас тоже ринулись на рынок предоставления доступа в интернет и крайне неохотно выделяют номера модемным пулам своих конкурентов. Провайдеры, как правило, подключаются к современным АТС – на устаревшее коммутационное оборудование установить модемный пул практически невозможно. А вот клиенты подключаются к АТС самых разнообразных типов. Самые старые из эксплуатируемых сейчас – шаговые АТС, выпускавшиеся в 50 - 60-х годах. В них «соединение» осуществляется вращающимися контактами, крайне ненадежными и создающими много помех. Более современные телефонные станции – координатные, их коммутирующие контакты не вращаются, а прижимаются друг к другу - выпускались в 70 – 80-е годы, а с конца 70-х начался выпуск квазиэлектронных АТС, в которых коммутирующие контакты очень надежны, так как помещены в вакуум. Наконец, с середины 80-х годов для телефонизации применяются электронные АТС, созданные на основе цифровых технологий. В них коммутация осуществляется электронными устройствами, почти не вносящими помехи. Большой вклад в качество связи вносит линия, соединяющая АТС с абонентом – так называемая абонентская линия (АЛ). Сейчас это трудно себе представить, но были такие времена, когда полиэтилен не умели делать, и местами до сих пор сигнал перемещается по кабелям, жилы которых изолированы друг от друга бумагой особого сорта, пропитанной специальным составом. Качество связи по такому кабелю очень низкое. Начиная с 70-х годов, жилы в кабелях изолируют полиэтиленом. Это значительно лучше, чем «бумажный» вариант, но если внутрь кабеля попадает вода, то его характеристики ухудшаются. Дело более или менее наладилось только в 80-х годах, когда придумали заполнять пространство между жилами и внешней оболочкой кабеля (а в нем сотни пар жил) специальным веществом, выталкивающим влагу. Подобные кабели могут обеспечить не только 56 кбит/с, но и больше – до нескольких Мбит/с. Проблема качества связи с провайдером уже успела обрасти множеством мифов. Из уст в уста передаются всевозможные рецепты переделки телефонной проводки в комнате, подчас просто курьезные. На самом деле, к этому участку линии предъявляется три простых требования: чтобы была выполнена кабелем, специально предназначенным для этого; чтобы все контакты были пропаяны или хорошо прикручены; чтобы между жилами пары не было электрического контакта. И все. Чем определяется скорость соединения? Вспомните, как вы разговариваете по телефону. Если на линии много помех или наблюдается эффект “эха“ (“звук через подушку” – не все частоты нормально воспроизводятся), то вы говорите медленнее и чаще переспрашиваете. Если же качество хорошее, то можно говорить скороговоркой, и ваш собеседник вас поймет. Точно так же и у модемов. Если качество связи настолько низкое, что разговор вести невозможно, или же вы неправильно понимаете произносимые собеседником слова, то приходится класть трубку. Вы не поверите, но модем рассуждает точно также. Теоретически предел скорости передачи информации по телефонному каналу, соответствующему стандарту, равен 36 кбит/с. С учетом реальных условий максимальная скорость передачи в модемах до недавнего времени была 33,6 кбит/с. А как же модемы на 56 кбит/с, спросите вы? Если от провайдера до АТС, к которой подключен клиент, идет цифровая линия, то такая скорость вполне достижима, но только в направлении к от провайдера к клиенту. В направлении же от клиента к провайдеру скорость не превышает 33,6 кбит/с, впрочем, больших неудобств данное обстоятельство не создает: обычно основной информационный поток идет от провайдера, а клиент лишь посылает запросы на веб-страницы. Обычные модемы в ближайшем будущем не смогут преодолеть предел 56 кбит/с. Дело в том, что речь с высоким качеством передается цифровым потоком со скоростью 64 кбит/с - именно такой поток коммутируется на цифровых АТС. Так что сигнал, проходящий через АТС, не может передавать информационный поток со скоростью, превышающей 64 кбит/с. Погрешности преобразования цифрового сигнала в аналоговый и помехи, всегда присутствующие в АЛ, снижают скорость передачи на 12% по сравнению с верхним пределом, т. е. до 56 кбит/с. Чтобы стабильно иметь скорость соединения не ниже 28,8 кбит/с, нужны СЛ хорошего качества (хотя бы усовершенствованная аналоговая), АТС не хуже координатной и АЛ с полиэтиленовой изоляцией жил. Такой набор оборудования есть в районах, телефонизировавшихся начиная с середины 70-х годов. Если ваш район телефонизировался до середины 50-х годов, то первоначально установленное оборудование и кабели, скорее всего, уже выработали свой ресурс, и их заменяли. Значит, качество связи тоже будет высоким. А вот там, где телефоны устанавливали в период с середины 50-х по середину 70-х годов, качество плохое – оборудование еще не настолько старое, чтобы его заменять, но и не настолько новое, чтобы модем работал без проблем. На качество связи оказывают влияние все участки сети, через которые проходит сигнал. Например, если вы подключены к квазиэлектронной АТС через АЛ с жилами в полиэтиленовой изоляцией, а на СЛ между вашей АТС и АТС провайдера стоит устаревшая аналоговая аппаратура - даже скорость 9,6 кбит/с будет для вас пределом мечтаний. Вот почему трудно наперед сказать, с каким из провайдеров связь будет хорошего качества. Большинство из них сейчас имеют тестовые входы – входите бесплатно под соответствующими логином и паролем и получаете возможность побродить по сайту-другому, оценив тем самым качество связи. Скорость соединения зависит от времени суток – в часы наибольшей нагрузки на телефонную сеть (примерно с 18 до 23 часов) много помех, и модем снижает скорость. Иногда в эти часы приходится принудительно снижать его скорость, во избежание частых разрывов связи. Так что протестируйте соединение в разное время суток. Ну и, конечно, многое зависит от модема. Здесь тоже немало легенд. Например, иногда считается, что, если в инструкции по эксплуатации, напечатанной производителем (а не в переводе, вложенном в коробку дилером), есть русский перевод или она вся написана на русском языке – это плохо, так как “для нас хорошую аппаратуру делать не будут”. На самом деле, самый лучший модем – этот тот, который адаптирован конкретно к условиям телефонной сети страны, где он эксплуатируется. Соответственно, следует отдавать предпочтение модемам, специально сделанным для России – они, как правило, имеют отпечатанные производителем руководства на русском языке и коробку с русскими надписями (тем не менее, даже наличие русского текста совершенно не гарантирует качественной работы приобретенного вами девайса, к сожалению - прим. ред.). Распространенное мнение, что модемы ZyXEL (в просторечии – “зухели”) обеспечивают очень высокое качество связи, имеет под собой реальную почву. Однако высокие параметры достигаются, если между собой соединяются два модема этой фирмы. Если же “зухель” соединяется с модемом другой марки, то результат может быть не столь впечатляющим. Та же история - с модемами 3Com/USR Courier. Все вышеперечисленное относится к так называемым коммутируемым линиям - связь между вами и провайдером осуществляется через АТС так же, как между двумя абонентами. Модем вынужден “играть по правилам”, установленным для обычных телефонов: узкая полоса частот, жестко ограниченная мощность передаваемого сигнала... Но сама по себе пара медных проводов, приходящая к вам в дом, способна на большее, если провайдер подает на нее сигнал, минуя АТС. Тогда открывается возможность установить полосу передаваемых частот без оглядки на параметры человеческого голоса. И мощность сигнала можно установить побольше – тогда помехи будут совершенно незаметны. Причем, если на АЛ установлено подобное оборудование – так называемая цифровая система передачи по абонентским линиям (ЦСП АЛ) - то ее можно продолжать использовать по прямому предназначению, для телефонных разговоров. Кстати, говорить по телефону и пользоваться интернетом через ЦСП АЛ можно одновременно. Для телефонных разговоров АЛ продолжает оставаться коммутируемой, а для доступа в интернет – выделенной (некоммутируемой). Применяемая сейчас аппаратура ЦСП АЛ делится на три класса: DSL (Digital Subscriber Line - цифровая АЛ), HDSL (High-Speed DSL - высокоскоростная цифровая АЛ) и ADSL (Assymetrical DSL - ассиметричная цифровая АЛ). Скорости передачи информации в оба направления для DSL и HDSL составляют соответственно 128 кбит/с (варианты: 192 или 256 кбит/с) и 2048 кбит/с. Иногда используется термин ISDN, которым обозначают комплексное решение для построения сети связи, включающее в себя DSL как составную часть. Кстати, аппаратура DSL и HDSL применяется не только для организации доступа в интернет, но и для решения проблем спаренных телефонов и дополнительных телефонных номеров в сложившихся районах города - благодаря этому оборудованию, к одной АЛ можно подключать до 15 телефонных номеров единовременно. ADSL, как следует из его названия, имеет разную скорость информационного потока, идущего к клиенту и от него – соответственно 8 Мбит/с и 512 кбит/с. Конечно, не на любой АЛ можно установить такую аппаратуру. Если в кабеле жилы изолированы бумагой, то ЦСП АЛ на нем не может быть установлена - в крайнем случае, титаническими усилиями удается получить 128 кбит/с, что равносильно стрельбе из установки «Град» по ма-а-аленьким таким воробьям. Если провода в полиэтиленовой изоляции, то можно установить HDSL. А если еще и со специальным наполнителем между жилами и внешней оболочкой, то уверенно можно устанавливать ADSL. Наибольшее распространение аппаратура ЦСП АЛ получила в США. Многие американские пользователи интернета вообще не представляют себе, что такое модем, так как получают с доставкой на дом цифровой поток, идущий по обычному телефонному кабелю (оптоволокно повсюду применяется для соединения АТС между собой, но АЛ на основе оптоволокна – пока редкость даже для США). И в России некоторые провайдерские фирмы предлагают услуги, основанные на ЦСП АЛ. Но, увы, пока что это – дорогое удовольствие. Расценки на подобный вариант доступа у нас значительно выше, чем в США, а, если учитывать соотношение этих цен со средней зарплатой в нашей стране, ситуация совсем уж грустная вырисовывается. К сожалению, высокие цены обусловлены объективными причинами: обеспечить устойчивую работу ЦСП АЛ на наших телефонных сетях, где господствует устаревшая аппаратура и архаичные стандарты, очень сложно, но возможно. В обозримом будущем у нас вырисовываются следующие способы подключения к интернету: по обычной коммутируемой линии (как и сейчас); при помощи DSL (цены на эти услуги будут падать по мере развития сервиса и увеличению числа абонентов); через спутники (спутники уже летают, и сервис уже работает). А чтобы вам пока не было скучно, приводим таблицу московских АТС, где вы сможете посмотреть, какого типа ваша телефонная станция, и какими проводами вы к ней подключены.
Алексей Васильев |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|