Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Новая широкополосная экономикаКак в бизнесе, так и в быту потребителям нужен все более скоростной доступ к широкополосным мультимедиа-услугам. Буря миллениума буквально разметала по житейскому морю еще вчера стройный и могучий флот высокотехнологичных компаний новой экономики, в том числе и сектор высокоскоростных коммуникаций. Она похоронила главный тезис последних лет: "Технология - царица всего". Время радужных надежд и безудержного оптимизма сменилось эпохой Страха, Неопределенности и Сомнений (СНС-эпоха). Ситуация очень напоминает ход маятника: сколь сильны и преувеличенны вчера были надежды и восторги, столь же гипертрофированны сегодня отрицательные эмоции.
Наиболее трезвые умы понимали и понимают, что средне- и долгосрочные перспективы широкополосной связи (так же, как и передачи информации по волоконно-оптическому кабелю) просто блестящи. Как в бизнесе, так и в быту потребителям нужен все более скоростной доступ к широкополосным мультимедиа-услугам - интернету, базам данных, видео и играм, - которые могут быть доставлены по IP-коммуникациям или по кабельным ТВ-сетям. Бизнесу такие возможности жизненно необходимы для связи удаленных офисов и ведения дел с клиентами, партнерами и поставщиками.
Несмотря на недавний глубокий кризис высокотехнологичного сектора экономики, широкополосные услуги развиваются и преобразуют телекоммуникации. По мнению экспертов компании Gartner Group, к 2004 году широкополосный доступ в интернет будет у 30 млн. американских семей (households - домовладельцев), притом что сегодня их 2,8 млн. Компания Forrester Research дает цифру 46,7 млн. семей на 2005 год.
Как мы дошли до СНС-эпохи?
"Пузырь" интернет-экономики привел к тому, что на рынок выходили компании, в число главных целей которых не входила забота об интересах пользователей. Именно поэтому новые услуги на основе самых современных технологий не были оптимизированы и справедливо вызывали разочарование у тех, кто ими пользовался. Компании стремительно развивали сферу своей деятельности "вширь", но не "вглубь", думали о количестве, но не о качестве - это и привело к краху. Один из примеров таких услуг и технологий - DSL (digital subscriber line). Недостаток технической поддержки, выход из строя оборудования, неудачные услуги - в США все это привело к многочисленным жалобам в адрес федеральной комиссии по телекоммуникациям. И тем не менее ни у кого не вызывает сомнений , что этот сектор рынка будет быстро расти: по прогнозам исследовательской компании New Paradigm Resource, к 2005 году он достигнет $5 млрд., т. е. вырастет в три раза по сравнению с сегодняшним днем. А ведь это всего-навсего одна технология в одной стране!
В последнем докладе английской телекоммуникационной консалтинговой компании COMSYS отмечается, что к 2010 году потребность в широкополосных соединениях в Европе и Азии будет выше, чем в США. В этом же докладе предсказывается, что к 2010 году в США будет около 14 млн. малых и средних фирм, нуждающихся в широкополосных соединениях, а объем мирового рынка в этом секторе превысит $580 млрд.
Широкополосная связь - надежда крупных корпораций
Не меньшие надежды возлагают на широкополосную инфраструктуру и крупные корпорации: она может полностью изменить структуру B2B-взаимоотношений между ними. В частности, новые структуры SCM (supply chain management) основываются на потоках мультимедиа-информации, которые позволяют доставлять информацию тем, кому она действительно нужна. Выйти из кризиса первыми смогут те, кто научится правильно управлять этими потоками. До сих пор потоки информации в цепи поставок ограничивались стандартными форматами передачи данных, которые часто были неудобны и поставщикам, и получателям. Жесткая конкуренция на современном этапе развития бизнеса требует персонализации всех контактов, поисков индивидуальных путей общения, что, естественно, приводит к резкому увеличению объемов передаваемой информации и потребности в широкополосной инфраструктуре.
Технология широкополосного доступа при условии разумного использования предоставляет уникальные конкурентные преимущества в сфере организации эффективной цепи поставок и общения с клиентами. При этом провайдеры должны не только демонстрировать преимущества новой технологии, но и с цифрами в руках показывать, как именно она позволяет зарабатывать деньги. Само по себе обеспечение доступа перестает быть источником денег для провайдеров, им приходится создавать специальные приложения.
Ключевые технологии широкополосной сети следующего поколения
Чтобы широкополосная сеть завтрашнего дня смогла эффективно работать, необходимо выполнять ряд важных условий.
По мере развития широкополосной инфраструктуры и подключения к ней самых разных устройств поставщики контента должны адаптировать к ним свои предложения. По прогнозам экспертов, уже к 2003 году широкополосный контент будет сильно дифференцирован. В 50% случаев в качестве устройств доступа будут выступать ПК, оставшиеся 50% поделят между собой телевизоры и игровые приставки. На ПК пользователям будет поступать потоковое аудио и видео и программное обеспечение, на телевизоры и игровые приставки - разнообразные развлечения.
Беспроводная широкополосная связь
По мнению аналитиков компании Strategis Group, прибыль рынка беспроводных услуг в 2005 году достигнет $6,3 млрд., что означает ежегодный рост на 60% и полную прибыль за "пятилетку" в размере $17 млрд. Три сектора рынка - транспорт, финансы (страховка, недвижимость) и профессиональные бизнес-услуги - обеспечат примерно три четверти прибыли беспроводной передачи данных. По прогнозам Insight Research, этот рынок вырастет с $1 млрд. в нынешнем году до $8 млрд. к 2006 году, ведь в США 48 млн. работников - водители грузовиков, страховые агенты, наладчики оборудования, адвокаты, риэлторы, разнообразные консультанты - проводят часть своего рабочего времени вне офиса.
В настоящий момент беспроводная передача данных составляет всего 2% рынка беспроводной связи, львиную долю которого пока обеспечивает передача голоса. Но ситуация быстро меняется: появление разнообразных мобильных устройств и постоянное стремление людей ко все большей мобильности к 2006 году превратит 2% в 27%.
Мобильная связь из экзотики очень быстро становится нормой. Хотя мобильный интернет сегодня даже в развитых странах распространен столь же мало, как 10 лет назад сотовый телефон , есть все основания предполагать, что еще через 10 лет и он станет общепринятой нормой.
Широкополосная экономика
В ближайшем будущем широкополосная инфраструктура настолько глубоко проникнет в бизнес, что станет основой экономики не только отдельных компаний, но и целых стран, и управление ею выйдет на государственный уровень. С точки зрения нынешнего экономического положения России можно лишь с сожалением вздохнуть: "Хорошо быть здоровым и богатым!"
Широкополосная связь и широкополосная экономика начинаются уже сегодня. Американский широкополосный провайдер Tractus уже предоставляет пакет услуг, в который входит доступ в интернет со скоростью гигабит в секунду. Некоторые американские производители оборудования, например компания ON Semiconductor, разрабатывают устройства для доступа со скоростью 40 гигабит в секунду и приступают к разработке устройств, работающих на скоростях до 100 гигабит в секунду. Пока даже трудно себе представить, что можно передавать по такой колоссальной полосе. Но, как показывает опыт, была бы возможность, а потребности возникнут. Всего 10 лет назад скорость процессора в мегагерц казалась более чем достаточной, а сегодня уже и гигагерца не хватает.
Александр Семенов |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|