Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Мультисервисное завтра телекомаГлавной темой пятого международного рабочего совещания операторов связи "Интрус-2002", с 17 по 20 сентября 2002 года, традиционно проходившего в подмосковном городе Дубна, была "Интеграция сервисов в телекоме, ее перспективы и проблемы". Легко угадывающаяся уже на уровне названия ориентация на комплексные решения, призванные обеспечивать максимальное удовлетворение клиентских потребностей, не раз затем подтверждалась содержанием докладов. Если в первый день гвоздем программы стала завершающая дискуссия по хостингу и ASP, а во второй наибольший интерес слушателей вызвала тематика CRM, третий логично подытожил все ранее сказанное в процессе проведения круглого стола, на котором подробно обсуждались ключевые организационно-правовые вопросы. Пятилетие принято считать юбилеем промежуточным и малозначительным, но, наверно, никто из старожилов "Интруса" с этим мнением не согласился бы. Для них пятилетие -- весьма солидная цифра! С одной стороны -- многое уже видится в некой временной перспективе, а с другой -- нет никаких сомнений, что все еще впереди у молодого российского интернета. От предыдущих "Интрусов" нынешний отличался, увы, невиданной ранее холодной погодой, не сумевшей все же испортить собравшимся юбилейного настроения, а также некоторым перераспределением ролей: компания "Зенон НСП" (Москва), ранее числившаяся в участниках, теперь выступала соорганизатором мероприятия вместе с группой компаний "Стек" (Москва) и компанией "Контакт" (Дубна). Следует отметить, что организаторы "Интруса" никогда не преследовали целей провести очередное формальное мероприятие, или, напротив, достичь каких-то грандиозных масштабов путем приглашения сотен участников и всяческого расширения тематики. Наиболее подходящее определение здесь происходящему -- дружеское общение единомышленников. Приезжающие в Дубну из года в год люди давно и близко знакомы, но им, тем не менее, есть, что сказать друг другу, как с трибуны докладчика, так и в неформальной обстановке. Да и программа всегда составляется таким образом, чтобы участники ни в коем случае не посвящали эти дни только решению рабочих проблем. Их, как известно, никогда мало не бывает, поэтому для того, чтобы в Дубне можно было не только продуктивно поработать, но и полноценно отдохнуть, устроителями из года в год создаются все условия. Больше каналов за меньшие деньги Интеграция сервисов, -- давно определившаяся, массовая тенденция. Никого уже не поражает триединство передачи аудио, видео и данных, компьютеры вбирают в себя технологии телекоммуникаций, а мобильные телефоны, в свою очередь, приобретают функции органайзеров и мини-компьютеров. Если раньше всяк шел своим путем, теперь дорожки сплошь и рядом пересекаются. Интеграция, конвергенция и синтез стали чуть ли ни главными приметами времени -- практически каждый из докладчиков "Интруса", независимо от того, говорил ли он о продуктах или об услугах, прямо или косвенно подтверждал это. В совещании принимали участие представители самых разных, как по масштабам, так и по направлениям деятельности компаний: от мелких, занимающихся в основном домовыми сетями или оказанием очень ограниченного перечня услуг (Контакт, Русоникс, Некстер), до всем известных международных гигантов (Cable & Wireless, Sonera, Telia), но вопреки различиям, расхождений в оценках дальнейших путей развития российского интернета и телекома практически, не наблюдалось. Приятное оживление у всех присутствующих вызвала прозвучавшая в докладе А. Климова (Telia) информация о том, что завершение строительства Baltic Cable System (Стокгольм -- Хельсинки -- Котка -- Ручьи -- Санкт-Петербург -- Москва) должно состояться уже в 2002 году, и что компании Sonera и Telia предполагают объединиться, в связи с чем должны появиться новые возможности предоставления резервированных каналов связи из России в США и Европу по ценам, максимально соответствующим европейскому уровню. К числу хороших новостей также следует отнести сообщение компании Cable & Wireless о том, что 30 сентября этого года в Москве состоится запуск в эксплуатацию узла глобальной интернет-сети -- CWGlobalAS3561. Гарантия минимальных потерь при пересылке IP пакета, один из лучших показателей SLA, постоянное наличие емкостей и высочайшие скорости обеспечивают клиентами компании Cable & Wireless оптимальное соотношение количества мегабит на вложенный доллар. Спроса нет, а рынок растет Хостинг и ASP, естественно, входили в число главных тем "Интруса". С хостингом мы знакомы уже довольно давно, а вот что касается российского рынка услуг ASP, -- он пока еще молод. В настоящее время его развитие обеспечивается в основном усилиями тех, кто предлагает эти услуги -- крупными российскими Интернет-провайдерами, системными интеграторами и ведущими западными поставщиками решений, такими как Sun, IBM, Oracle, Microsoft и пр. В числе востребованных сервисов -- ERP, CRM, SCM, а также аренда биллинговых и некоторых других систем. Клиенты -- те средние предприятия, для которых стоимость владения и поддержки таких ИТ-решений слишком велика. Данные, приводимые в докладе В. Кутукова (Стек Софт), позволяли сделать вывод, что в России наибольший рост рынка ASP можно ожидать в области аренды биллинговых систем и офисного ПО. В настоящее время процентное соотношение арендуемых сервисных приложений: офисные -- 28%, электронная коммерция -- 24%, бухучет -- 27%, CRM -- 20%, E-mail -- 14%, HR -- 13% и БД -- 13%. Хотя услуги по накоплению и хранению данных пока не входят в число наиболее востребованных, тенденция роста налицо. Все больше и больше пользователей арендуют у провайдеров вычислительные мощности для организации собственных интернет-проектов, создаются новые и расширяют свою деятельность старые дата-центры. Такие, например, как у компании "Зенон Н.С.П." (зеноновский Data Center существует с 1996 года, и в настоящее время предоставляет практически полный перечень услуг в области размещения ресурсов и оборудования). Успехи проекта Data Fort (IBS) тоже весьма впечатляют, и, несомненно, заслуживают внимания перспективы развития Data Center компании "Голден Телеком". Хотя все докладчики сходились во мнении, что полноценного платежеспособного спроса на услуги хостинг-провайдеров в России еще нет (ввиду отсутствия средней прослойки клиентов, готовых платить за подобного рода услуги и наличия развитой инфраструктуры), они, тем не менее, так же единодушно утверждали, что темпы роста рынка платного хостинга должны быть примерно такими же, что и по всему отечественному ИТ-рынку в целом. Любопытный факт -- в одном из докладов компании "Зенон Н.С.П." аббревиатура -- ASP имела несколько иное значение: речь шла об использовании Active Server Pages (Microsoft) -- активной серверной странице, обеспечивающей новые возможности настройки Web-сереров. ISP + ASP + … Постепенно происходит переориентация клиентских приоритетов -- значимость цены все более начинает уступать значимости удобств. Многими докладчиками упоминался также рост влияния на клиентский спрос таких факторов, как качество и лояльность и в тоже время заметное снижение роли брэнда (Е. Соломатин -Коминфо Консалтинг, М. Аншина -- TopsBI, Д. Соколов -- Телеком -Эксперт). Выгоды выстраивающейся ситуации очевидны для обеих сторон: чем шире спектр услуг, которые компания-оператор может предложить своим клиентам, тем прочнее ее положение на рынке, и в то же время, тем больше выигрывает клиент, получая сразу несколько сервисов из одних рук и в одной упаковке. Потребности бизнеса в сетях, обеспечивающих связь между пользователями (business-to-business network), и одновременно выход в сеть ОП сегодня могут быть удовлетворены многими поставщиками. В процессе создания и эксплуатации таких сетей должно учитываться множество параметров: пропускная способность, надежность, масштабируемость и пр. , но только этими сложностями дело не ограничивается. Чтобы полно и качественно удовлетворять потребности клиентов, компания оператор должна располагать обширным набором технологических решений, то есть, быть в известном смысле "многостаночником". Но только связью потребности бизнеса, естественно, не ограничиваются, и поэтому направления ISP и ASP с некоторых пор идут, что называется, рука об руку. Их взаимоотношения нельзя назвать простыми, как, в общем-то, большинство взаимоотношений в современном интернет-сообществе, поскольку законодательное обеспечение рынка информационных технологий по-прежнему в большом долгу перед провайдерами: немало ярких примеров противоречивости законодательной и нормативно-технической базы было приведено в выступлении А. Богатова (Некстер). Каждому по потребностям Сколько бы ни говорилось о разнообразных услугах связи, которые так нужны современному бизнесу, исходными точками и продуктами первой необходимости для всех групп пользователей пока по-прежнему остаются обычные телефоны, корпоративные телефонные сети и модемное соединение с интернет. Только после или одновременно с удовлетворением этих нужд возникают такие потребности, как корпоративная сеть ПД, высокоскоростной доступ и т.п. Среди пользователей услуг связи представителей крупного бизнеса меньшинство, -- в основном это средний и малый бизнес, а также индивидуальные пользователи. Рост конкуренции на рынке корпоративных клиентов приводит к тому, что интерес телекоммуникационного оператора к частному пользователю постепенно усиливается, и этому также стоит порадоваться. Хотя отчеты американской исследовательской компании NetRatings в который уж раз подтверждают, что мировое лидерство США по числу инернетизированных граждан бесспорно (их там сегодня -- 166 млн., что составляет 31% от общего числа населения), те, значительно более скромные показатели, которые может продемонстрировать Россия, тоже вселяют определенный оптимизм. Рунету за последние два года удалось увеличить свою аудиторию втрое. Данные, которыми располагает Rambler, свидетельствуют, что их количество в нашем родном Отечестве составляет сегодня 5% всего населения страны, причем в Москве этот процент достигает 25, а в Петербурге -- 10. По прогнозам экспертов, уже в ближайшие полгода увеличение аудитории должно составить приблизительно 6--7 млн. человек, что в случае сохранения темпов будет соответствовать 40% приросту в год. Могло бы, наверное, быть и больше, но ограниченные сетевые и сервисные возможности регионов продолжают выступать существенным тормозящим фактором. Не вызывает сомнений, что удовлетворение неохваченного спроса на телекоммуникационные услуги и доступ к WWW в российских регионах в ближайшие несколько лет будет одной из главных задач наших провайдеров и операторов. Татьяна Зотова |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|