На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок
Разделы в "Рынок":
Компании РунетаТуризмКомпанииЭлектронное правоAmazon, eBay и YahooТенденции и цифрыНовое в разделе "Рынок"

Тише едешь, дальше будешь

В нём было столько блеска,
Была такая спесь,
А он воды и мыла
Раздувшаяся смесь.
"Пузырь", С.Я. Маршак

Поучительная история

Можно ли относиться ко всеобщему увлечению Интернет и стремительному росту Интернет компаний как к экономической аномалии, которая взбудоражив умы и рынки внезапно пройдёт? Всё встанет на свои места. У некоторых, удачно "поймавших волну", останется лёгкое головокружение от внезапного богатства, а у остальных горький привкус невезения, какой бывает при разглядывании кучи невыигравших лотерейных билетов. Вновь, как и прежде, прибыль стает главным признаком успешной экономической деятельности, а реклама перестанет занимать первое место в статье расходов. Тем, кто надеется, что всё увлечение Интернет экономикой пройдет и всё будет по-старому, стоит послушать печальную историю одного из самых старых и во многих смыслах лучшего потребительского продукта, сокровищницы знаний, энциклопедии "Британника".

Дени Дидро посвятил свою жизнь созданию энциклопедии как явления. Издание, которому суждено было стать самой авторитетной энциклопедией всех времен, появилось в Эдинбурге в 1768. В течение веков, ученые и обычные читатели полагались на "Британнику" как на истину в последней инстанции. Её репутация была так прочна, что легко выдержала перенесение штаб-квартиры в Чикаго, последовавшее за приобретением в 1920 г. энциклопедии компанией "Сирс Робак", занимавшейся продажами по почте. В 40-е годы доходы от продажи Энциклопедии способствовали развитию Чикагского Университета и превращению его в одно из самых престижных учебных заведений мира. В 1989 году доходы Энциклопедии составляли 650 млн. долларов и в компании работало 2300 продавцов, известных своей способностью убеждать родителей, что лучшее, что они могут купить своим детям - это Энциклопедия. В 1993 году Майкрософт выпустил CD энциклопедию "Энкарта". "Британника" ответила выпуском своей CD версии. Это мгновенно отразилось на продажах бумажной копии. В 1995 году Энциклопедия досталась новым хозяевам, почти даром. В компании осталось всего 350 работников. Повсеместное распространение Интернета вынудило новых владельцев сделать Энциклопедию бесплатно доступной в Сети. Реклама на сайте осталась последним источником дохода. Очень небольшого. Так что неизвестно, есть ли у "Британники" будущее.

Уроки? Выводы? Интернет здесь. Повсюду. За каждым углом. И для любого бизнеса есть угроза, что в одночасье Интернет разрушит устоявшуюся модель, перевернет вверх ногами ценообразовательную цепь, поменяет местами продавцов и покупателей и разрушит то, что создавалось поколениями. Поэтому, каждый бизнес должен хорошо осознать какие изменения несёт с собой Интернет, как использовать эти новшества и как изменить сложившийся уклад. Иначе это сделает кто-то другой.

Смутный объект желания

Решено, Интернет повлияет на все экономические процессы и существенно изменит многие из них. Приложения Интернет для бизнеса нужно развивать, в Интернет стоит инвестировать. Глобальные цели которые стоят за инвестициями в Интернет нетрудно перечислить:

  • Захват части рынка (материального или ментального)
  • Установление торговой марки
  • Создание сообщества преданных клиентов
  • Повышение эффективности существующих экономических процессов
  • Но как и куда направить инвестиции? Если бы каждый бизнес, проанализировав свою модель, нашёл бы способы её улучшения с использованием новых информационных технологий и самостоятельно профинансировал бы такую модернизацию, то развитие происходило бы равномерно и размеренно. Завод не будет вкладывать деньги в новый конвейер, если экономическая выгода от его использования не очевидна. Однако в действительности всё не так. Разные люди обладают различной предприимчивостью и энергичностью, и поэтому Джеф Бейзос открывает Амазон.ком почти на два года раньше, чем книжный гигант Барнс&Нобл приходит в Интернет. Вокруг новых интересных идей формируются Интернет проекты, которые не связаны со существующими бизнесами, их называют "pure plays". Такие проекты в силу их новаторства и явного отличия от традиционного бизнеса долгое время имели особый статус и поэтому оценивались по другим правилам, чем те, которые используются в традиционной экономике. Не поддающиеся точной количественной оценке ожидания качественных перемен позволили проектам "новой экономики" некоторое время не обращать внимания на основные показатели разумной экономической деятельности. Основной мерой качества таких начинаний являлась оригинальность или необычность используемой бизнес модели. Однако традиционный бизнес, обеспокоенный бурным развитием технологий новой экономики и увидевший способы внедрения новых информационных технологий, начинает использовать Интернет и открывать Интернет подразделения, так называемые "Click&Mortar". Казалось бы, "Click&Mortars" имеют все преимущества над "Pure plays": известные торговые марки, отлаженные отношения с поставщиками, функционирующие дистрибъютерские цепи. Но оказалось, что не все преимущества очевидны: продажи через Интернет негативно повлияли на традиционные каналы сбыта, существующая система дистрибуции оказалась неприспособленной к работе с индивидуальными клиентами, и, наконец, фондовые рынки оценивали деятельность таких компаний по традиционным меркам и не были готовы смириться с убытками, вызванными Интернет начинаниями. Но появление "Сlick&Mortars" сыграло одну важную роль – в словосочетании "новая экономика" акцент был перенесён со слова "новая" на слово "экономика". Использование стандартных способов оценки бизнеса при анализе Интернет проектов лишило многие из них футуристического очарования и смутных надежд. Оказалось, что некоторые не только не приносят прибыли, но и не смогут приносить её никогда, во всяком случае в сроки, которые имеют физиологический смысл для тех, кому сегодня больше 20. Что и приводит нас к простому и очень важному выводу: независимо от целей проекта и особенностей бизнес модели основной его характеристикой являются способы получения дохода. У Интернет бизнеса их три:

  • продажа рекламы
  • платная подписка или членские взносы
  • прямые продажи товаров или комиссии
  • Прежде, чем решить развивать проект необходимо тщательно изучить преимущества, недостатки и особенности каждого из этих способов генерации доходов. Я не буду приводить свое мнение об их относительной привлекательности. Однако есть некие особенности экономики Интернет бизнеса, которые необходимо учитывать при анализе. Назовём их принципами Вэбономики:

  • Затраты по организации и поддержке надёжного веб сайта, решению логистических вопросов и маркетингу могут долгое время превосходить стоимость традиционного решения этих же проблем в офф-лайновом бизнесе
  • Интернет представляет собой механизм, обеспечивающий прозрачность ценообразования и поэтому торговые наценки в Интернет проектах изначально ниже, чем в офф-лайновом бизнесе. Более того, конкуренция в Интернете оказывает сильное влияние на ценообразование и поддерживает тенденцию постоянного уменьшения маржи
  • Многие сложившиеся бизнес цепочки с введением новых способов распространения информации пересматриваются и упрощаются. Обычные посредники заменяются посредниками информационными. Этот процесс ставит под угрозу многих участников рынка и поэтому вызывает их активное сопротивление.
  • Итак, Вы решили, что пришло время использовать Интернет в Вашем бизнесе или развивать новый информационный проект, услуги которого будут активно востребованы. Вы внимательно изучили ситуацию на рынке и теперь постепенно развиваете свой проект, привлекаете инвестиции и формируете команду. К сожалению, у Вас на это мало времени, потому что не всех интересует экономическая осмысленность Интернет бизнеса.

    Всегда в выигрыше

    Несколько фактов о компании Goldman,Sachs & Co, ведущем андеррайтере Интернет проектов. С тех пор как в апреле 1996 года Goldman провёл публичное размещение акций Yahoo, он вывел на фондовый рынок около 60 Интернет компаний. Четыре из них стремительно взлетели наверх и многократно увеличили свою капитализацию. Ещё около 15 сегодня пока ещё стоят больше, чем при размещении. А остальные 40? Каждой из них можно посвятить отдельную печальную песнь, но все истории примерно одинаковы. Например всего 15 месяцев назад компания iVillage при помощи Goldman,Sachs & Co привлекла $100 млн. во время публичного размещения. В тот солнечный день акции iVillage стоили $95,88, сегодня они стоят $7.67, всего лишь 8% от начальной стоимости. Любопытно отметить, что это почти столько, сколько получил за размещение Goldman,Sachs & Co, комиссия которого составила $8.4 млн.

    Что происходит сегодня на рынке NASDAQ хорошо известно. Можно спорить о том, имеет ли нынешнее критическое отношение инвесторов к Интернет проектам разрушительный или очистительный эффект и положительно ли это скажется на судьбе американской новой экономики. Но совершенно очевидно, что лишь одной истории аналогичной iVillage будет достаточно для того, чтобы надолго закрыть дорогу капиталу в российский Интернет.

    Помните рынок ГКО? Какой он был высокодоходный, и как важно было вовремя продать. Это была опасная, но в общем честная игра. Одни успели и выиграли, другие не успели, ну и ладно. Суть в том, что ущерб нанесённый российской экономике почувствовали и удачливые участники рынка, и не очень.

    Сегодня российским Интернет проектам нужны инвестиции. Нужны для того, чтобы развивать информационную инфраструктуру и повышать эффективность бизнес процессов, уменьшая количество посредников, увеличивая прозрачность транзакций, делая доступной необходимую информацию. Это не простые задачи. Для их решения необходимы профессионалы, которые хорошо понимают бизнес аспекты развития информационных технологий, которые могут оценивать экономическую целесообразность различных решений. Интернет возник как творческая нерегулируемая среда, открывающая новые возможности работы с информацией. Поэтому он развивался людьми, решающими свои творческие задачи, полными энтузиазма и благих намерений. Сегодня в Интернет нужно решать бизнес задачи, для этого требуется опыт и экспертиза. Наконец необходимо повышать популярность Интернет среди общества, содействовать его распространению и улучшение каналов связи. Лучший способ объяснить возможности открываемые Интернет - это предоставить в него доступ. Люди быстро определяет интересные ресурсы и сервисы. В условиях растущего Интернет спроса будет быстро возникать и развиваться предложение.

    А как же "раскрутка" проектов с тем, чтобы, припудрив и причесав, перепродать их менее опытным инвесторам? Такая деятельность конечно повышает заинтересованность общества в Интернет и его возможностях. Как в своё время МММ повысил интерес к инвестициям, банк "Чара" к недвижимости, Гербалайф к заботе о здоровье... Увы, всё это приводит к грустному финалу, когда опытные и умелые посредники кладут в карман комиссии, рынок оказывается без инвесторов и капиталов, а у доверчивой публики остается много ничего не стоящих бумажек. Но зачем ей они, у неё ведь должно было остаться ещё немного ГКО?

    Валерий Пушня

    Другие разделы
    Туризм
    Компании
    Электронное право
    Amazon, eBay и Yahoo
    Тенденции и цифры
    Новое в разделе
    I2R-Журналы
    I2R Business
    I2R Web Creation
    I2R Computer
    рассылки библиотеки +
    И2Р Программы
    Всё о Windows
    Программирование
    Софт
    Мир Linux
    Галерея Попова
    Каталог I2R
    Партнеры
    Amicus Studio
    NunDesign
    Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

    2000-2008 г.   
    Все авторские права соблюдены.
    Rambler's Top100