Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
В2В-решения на службе у традиционного бизнеса
"Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов."
Несмотря на приведенное изречение Гельвеция, некоторые факты все же следует знать:
Прогноз на 2004 г.:
Таким образом, мы наблюдаем следующие прогнозируемые тенденции: В настоящее время оборот В2С составляет по разным оценкам от 25 до 35 % оборота В2В и около 20-25% общего объема электронной коммерции. При этом большинство аналитиков сходится во мнении, что это второй показатель останется практически без изменений – примерно на уровне 25-30%. Это означает, что если сейчас абсолютный разрыв в объеме В2В и В2С коммерции – около $55 млрд. (для Северной Америки), то к 2004 г. он вполне может достигнуть цифры $2.0 трлн. В чем же причина? Ответ на этот вопрос легко найти: доля традиционной (не через Интернет) розничной торговли (retail sales) в марте этого года, например, в США составила $266 млрд. Общий объем традиционных бизнес-продаж (business sales), включающий помимо розницы еще и продажи производственных предприятий (manufacturers) и оптовых компаний (merchant wholesalers), достиг в том же месяце $889 млрд. Таким образом, доля розничной торговли в общем объеме бизнес-продаж соответствует примерно тем же 30%. Следовательно, структура онлайновой торговли почти полностью повторяет структуру офлайновой, что говорит о чрезвычайной устойчивости этого явления.
Чем же отличаются В2В-решения от В2С? Очевидно, что В2В-решения, в первую очередь, опираются на существующий бизнес: на отлаженные цепочки снабжения и сбыта, отработанные внутренние бизнес-процессы, поставленный документооборот, и, как правило, служат новым средством более тесной и интенсивной коммуникации предприятий. Не менее очевидно, что В2С-решения ориентированы на такой рыночный сегмент, как розничная торговля. При этом в настоящее время – только на ее часть. По прогнозам, к 2004 г. в США около 10% розничной торговли будет осуществляться с помощью Интернета (сейчас – около 1%). Вероятно, к тому времени уже будут функционировать бизнес-модели торговли практически любым товаром и в любом количестве (от фунта мяса до самосвала песка). Другой важной особенностью, отличающей В2В от В2С, является ощутимое превышение объема передаваемой при совершении сделки информации в первом случае. Это превышение тем выше, чем технически сложнее поставляемый товар и/или условия поставки. Действительно, сделки В2С обычно не сопровождаются объемными процессами контрактации, выставления счетов, организации перевозок, страхования, процедурами согласования платежей и т.п. Поэтому экономия на упрощении, ускорении и интенсификации этих процессов (т.е. снижение трансакционных издержек) – тот самый золотой ключик, который открывает сердца предпринимателей. Скептики скажут: "Но ведь если мы уже несколько раз провели сделки с этим партнером, все значительно упрощается, поскольку мы уже согласовали стандарты нашей деятельности (а, точнее, некоторые особенности в их применении), – дальше все пойдет как по маслу". Да, в традиционной экономике так и было: трансакционные издержки сокращались пропорционально времени работы в слабоизменяющихся условиях. Идеальной же представляется ситуация, когда все из года в год делают одно и то же, – трансакционные издержки сводятся к минимуму. Однако, все дело в том, что теперь вы не найдете этих "слабоизменяющихся условий" практически ни в одной отрасли. Наоборот, турбулентность, постоянная изменчивость окружающей предприятия среды ведут к росту трансакционных издержек. Еще один аспект, на который хочется обратить внимание. Необходимо понимать, что В2В-решения сами по себе не являются ценностью без увязки с целью, ради которой функционирует бизнес – удовлетворять потребности потребителя. Поэтому, я обычно пользуюсь "формулой" В2В2С, подразумевая под второй ее частью - В2С – не только и не столько онлайновые продажи, сколько сам процесс: каким образом конечный потребитель получит пользу от того, что компании, задействованные в производстве используемого им продукта, начнут использовать для ведения своего бизнеса В2В-решения. Такая "верификация" может сильно облегчить поиск ответа на вопрос: а зачем мне, моему бизнесу все это, и предостеречь от слишком ранних или слишком поздних шагов по этому пути, пути в один конец. Дмитрий Бондарев |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|