Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Интернет-коммерция. Подводим итоги.Любую коммерцию, в том числе и электронную коммерцию в рамках Internet, принято делить на две большие категории: business-to-consumer(В2С) и business-to-business(В2В). Число компаний, обслуживающих конечных потребителей неуклонно растет. Постепенно намечается тенденции к сегментации рынка В2С. При этом повышаются требования к обслуживанию потребителей, что приводит к слиянию розничных продавцов или их объединению с компаниями, работающими по традиционным схемам вне Сети. Рынок B2B не столь развит, и многие наблюдатели находятся в состоянии ожидания революционных событий на нем. Оправдаются ли эти ожидания - покажет время. Рождественский экзамен. Коммерция в Интернет продолжает развиваться стремительными темпами. Первоначально всеобщее внимание привлекали главным образом Web-узлы розничной торговли типа B2C - business-to-consumer ("компания-потребитель"). Сегодня уже смело можно говорить о том, что электронная коммерция этого типа уже получила в Cети широкое распространение. Скептикам стоит ознакомиться с отчетами аналитических центров Shop.org (www.shop.org) и Boston Consulting Group, в которых отмечается трехкратный рост доходов онлайновых торговцев за предрождественский период с 20 ноября по 19 декабря по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупатели виртуальных магазинов проголосовали своими деньгами в пользу расширившегося ассортимента товаров и более качественного обслуживания, потратив за два последних месяца года более $9 млрд. Всего же к концу 1999 года объем онлайновых продаж оценен в $36 млрд., а его среднегодовой прирост составляет 145%. 90 процентов онлайновых покупателей, если верить исследованиям аналитического центра Jupiter Communication, в основном удовлетворены своим опытом предпраздничного шоппинга. Для сравнения - в прошлом году их доля составила лишь 74%. Только 4% покупателей заявили об уменьшении своих онлайновых затрат на покупки в 2000 году, зато 35% отметили, что намерены покупать больше запланированного ранее. Неудовлетворенные онлайновые покупатели указывали на дефицит некоторых товаров, высокую стоимость доставки и обработки заказа, низкую производительность сайтов. На ряд серьезных проблем в испытательный рождественский период указывают также аналитики компании Giga Information Group. Они отмечают частые перебои в работе сайтов, плохое исполнение заказов, ошибки отделов по работе с клиентами. Все это говорит о сегодняшней незрелости Web-коммерции. "Забытая среди массовой истерии восхищенных разговоров об электронном бизнесе, эта неразбериха будет повторяться все чаще, а последствия ее будут все серьезнее по мере увеличения числа интернет-компаний", - считают эксперты Giga Information Group. Они связывают эти проблемы, в частности, с неправильной структурной и функциональной организацией Web-бизнеса. В качестве поучительного примера фигурирует лидер розничных продаж игрушек Toys"R"US, который некогда создал дочернее Web-предприятие Toysrus.com. Испытав в ноябре 1999 года ряд сетевых аварий, повышая надежность обслуживания, Toysrus.com увеличил число серверов. Несмотря на это, впоследствии компания столкнулась с новыми серьезными сбоями. Более того, исследования, проведенные агентством Andersen Consulting, показали, что более четверти из 100 обслуживаемых Toysrus.com серверов были просто недосягаемы во время проведения тестов. Касаясь более общих проблем B2C-бизнеса, аналитики Giga Information Group резюмируют: "Теоретически географические и политические границы не должны препятствовать международной электронной торговле. В действительности, однако, онлайновый шоппинг вполне может разочаровать покупателей, живущих за пределами США. Преимущества онлайновой торговли могут быть сведены на нет драконовскими таможенными пошлинами, налогами, регулирующими импорт законами, запретами на доступ к информации, языковыми барьерами и т.д." В другом отчете, изданном 30 декабря службой Nielsen//NetRatings, определены сайты-рекордсмены по трафику в пиковый период 12 декабря: Amazon.com посетили 5 млн. покупателей в день, eBay.com - 4 миллиона, eToys.com - 1,9 млн. К Рождеству наплыв покупателей постепенно снижался, достигнув минимума 25 декабря. Но уже на следующий день увеличение трафика составило 21,8%. Какова будет дальнейшая судьба мелких операторов на рынке B2C, дублирующих друг друга как по ассортименту продукции, так и по уровню качества, расценок и затрат? - на этот вопрос отвечает глава Shop.org Элайн Рубин. По ее словам, те компании, которые не попали в лидеры, вероятнее всего, будут поглощены более удачливыми конкурентами. Ален Вейнер, аналитик из Nielsen//NetRatings, считает, что аутсайдеры просто исчезнут (www.nielsen-netratings.com). Для неудачников, однако, существует и другой выбор. Это может быть, по словам Майка Мея из Jupiter Communication, ориентация на более узкий слой богатых покупателей с изысканными потребностями, либо партнерство с обычными розничными торговцами. Интерес последних к онлайновой торговле подогревается успехами онлайновых компаний, деятельность которых приводит к ощутимому оттоку потребителей и прибылей от обычных розничных торговцев. На повестке дня очередная революция. Между тем, рынок B2B (business-to-business - компания-компании), созданный для организации и поддержки взаимодействия между компаниями и их поставщиками, производителями и дистрибуторами, открывает, по мнению специалистов, намного более широкие возможности, чем сектор В2С-торговли. Вообще говоря, Интернет оказывает настолько значительное влияние на мировой бизнес, что многие заговорили о мировой Internet-экономике. Так, в документе "Основы международной электронной торговли" вице-президент США Альберт Гор заявил: "Мы находимся на пороге революции, которая по своему влиянию на экономику сопоставима с индустриальной революцией. Скоро электронные сети позволят людям преодолеть барьеры времени-пространства и пользоваться преимуществами глобальных рынков и деловых возможностей, которые даже невообразимы сегодня. Наступает новая эра экономических возможностей и прогресса" Область Business-to-business всегда приносила большую часть доходов в Интернет. Еще одним подтверждением этого факта стало новое исследование Goldman, Sachs\', давшее оценку размера сегмента е-коммерции B2B на следующие несколько лет. Если верить аналитикам, за 2003 год доходы B2B составят около $1,5 триллионов. Forrester еще более оптимистичен, прогнозируя для B2B свыше $1,6 триллионов, в то же время, как эксперты International Data Corporation ожидают от 2003 года $1139 миллиардов. E-Market отмечает, что это действительно оптимистичные прогнозы, значительно превышающие его собственные оценки - $1082 миллиарда. По его данным, доходы от B2B во всем мире составили: 1997 год - $7,8 млрд., 1998 год - $28,1 млрд., 1999 год - $75,6 млрд. Прогнозируемые компанией E-Market темпы роста действительно впечатляют: в этом году доходы В2В-компаний возрастут до $156,2 млрд., в 2001 году - до $314,3 млрд., 2002 году - до $596,7 млрд. Откуда такие прибыли? Типичный пример: по оценкам компании ProcureNet, один заказ на покупку товаров, связанных с профилактикой ремонтом и эксплуатацией оборудования (от создания заявки до оплаты по счету), "отнимает" у средней компании от $120 до $150. Автоматизация хотя бы части этих операций с использованием сетевых технологий позволит значительно сократить эти издержки и увеличить прибыль компании за счет упрощения и ускорения подобных операций. Менеджеры по продажам могут рассматривать такие сетевые решения еще и как источники информации о покупках. Такая информация позволит им лучше консолидировать поставщиков и обеспечить эффективное ценообразование. Тем не менее, многие из этих решений нельзя рассматривать как панацею. Данные электронных каталогов принципиально не могут охватить всей информации по каждой единице товара, который может быть востребован организацией. ProcureNet представляет новое поколение решений, позволяющих интегрировать заявки, размещенные в Интернет, приложения по закупкам, электронные рынки, порталы по закупкам товаров, связанных с профилактикой, ремонтом и эксплуатацией оборудования и профессиональными закупочными службами. Такие интегрированные решения, по утверждению ProcureNet, дают предпринимателям возможность делать закупки стандартных товаров от проверенных поставщиков, получать консультационную помощь от внешних покупателей и использовать обширные источники информации о ценах по нестандартным товарам. А как же реклама? Из аналитического отчета компании ActivMedia за 1999 год можно заключить, что доля доходов Интернет-компаний, полученных от рекламы крайне мала по сравнению с продажей продуктов и услуг. Оказалось, что 75% компаний типа B2C, и 61,5% компаний типа B2B, рассчитывают получить доход от продажи продуктов и услуг, и лишь 9% Web-сайтов этих компаний предоставляют за соответствующую оплату место на своем сайте для рекламы (или установку ссылки на сайт рекламодателя). Некоторые итоги. Электронная коммерция типа "business-to consumer" в рамках Интернет вступает в новый этап. Он характеризуется слияниями мелких компаний или их поглощением более крупными конкурентами. Главная проблема - обеспечение надежности. При этом подразумевается как надежность доступа к Internet-магазинам по сети, так и надежность служб доставки заказанных товаров. С компаниями, работающими по схеме "business-to-business" все обстоит несколько иначе. Здесь продолжается пора ожиданий очередной революции. На сколько оправданы эти ожидания, покажет время. По крайней мере, большинство прогнозов вселяют оптимизм. Виталий Солонин |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|