Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
О порталах, инвестициях и иже с ними...Я вообще-то человек добрый, но череда банкротств интернет-проектов на диком Западе, наблюдающаяся в последнее время, меня очень порадовала. И эта тенденция продолжится. Потому что здоровый бизнес зарабатывает деньги реальными продажами, имея в качестве основы реальные товары и услуги. А большинство существующих сегодня интернет-проектов заработали свои миллионы на спекуляциях и ажиотаже. На что "покупаются" инвесторы? Надо сказать, до недавнего времени они были не очень-то разборчивы: в большинстве случаев план авторов был гениально прост - "делаем портал, привлекаем побольше посетителей, а зарабатывать будем от рекламы". От того, насколько высока посещаемость, соответственно считается, будет зависеть и прибыль от рекламы. Например, авторы амбициозного проекта eStart.Ru планируют охватить 30 % аудитории сети. Давайте-ка поразмыслим над этим. Где деньги лежат? Мерилом "крутизны" и эффективности проекта в Рунете по-прежнему являются клико-показы. Я так часто это повторяю, что уже просто устал. Заметьте, что в пресс-релизе PR-службы eStart ничего не сказано о том, какую сумму и как скоро они планируют заработать - там говориться только о том, какой процент Рунета планируется охватить, и это подверждает то, о чем я говорил - мерилом успеха являются количественные показатели, которые не спешат переходить в... качественные. Реклама! Кто дает рекламу? Производитель или продавец, который выделяет на нее процент из прибыли, полученной от реализации продукции розничному покупателю (модель B2C). Задумывались ли Вы над тем, есть ли розничный рынок в нашей стране? Тот, кто задумывался, наверное скажет: "Не очень большой". А кто попробовал "розницы" в интернет, уже убедился в том, что ее практически нет. Тот розничный рынок, который имеется в нашей стране не в состоянии оплатить ни создание портала, ни рекламу на нем. Да и нет в этом необходимости. Тем не менее порталы (я называю "порталами" места высокой концентрации пользователей) продолжают загребать наибольшее количество инвестиций по простой, на мой взгляд, причине - слепой перенос западного опыта на реалии наших стран... Безусловно, интересные розничные рынки в нашем Интернете есть, но их немного. Поиск таких рынков связан с известными трудностями: требуется знания традиционных технологий маркетинга и интернет-инструментов, их эффективная интеграция с целью получения хорошего уровня доходности в оптимальные сроки. Поэтому те, кто находит эти рынки, тот просто начинает осваивать их самостоятельно. На самом то деле на освоение этих рынков больших денег не надо - их можно без проблем получить и в нашей стране, где уже наблюдается избыток свободных финансовых средств у предпринимателей. В то время как западные фонды, "натренированные" аппетитами "обнаглевших стартапщиков" в собственных странах, приходят на наш рынок и устанавливают "минимальный уровень инвестирования" в 100 тыс. дол. и при этом считают, что это они "удачно зашли". И это действительно так - я посмотрел один из аукционов для продажи интернет-ресурсов и просто оторопел - за проект, который у нас может сделать у нас мало-мальски продвинутый школьник, там просят от 100 тыс. (по минимуму) до 5 млн. долларов. Ну а от 5 до 50 тыс. можно получить только за удачно зарегистрированное доменное имя. В результате такой позиции фондов у нас уже начал наблюдаться точно спрогнозированный недавно А. Носиком и Русскими Фондами "переизбыток капиталов при остром недостатке перспективных коммерческих идей". Ну а что же наши стартапщики? Наши стартапщики, обалдевшие от такого к ним внимания, как поется в популярной нынче песне "носятся с горящими глазами, открытыми ртами и жадными руками". "Дайте мне 100 тыс. долларов, или 200. А лучше - 500. И я найду, куда их потратить! Вы спрашиваете, что Вы за них получите и когда они вернуться? У-у! Это сложно, сложно сказать... вы ведь знаете, Интернет почти не поддается прогнозированию. Но если не дадите - можете вообще ничего не получить!" В этом плане банкротства интернет-проектов, начавшиеся на западе очень показательны. И так будет во всех случаях, когда основой бизнесу служат не реальные продажи и технологии. Здесь нельзя не согласится с высказыванием того же Носика на конференции в Киеве: "Неоправданно большие деньги развращают рынок". В своем докладе он отметил, что компании, получившие чрезмерно большие инвестиции, не в состоянии правильно ими распорядиться - средства начинают направляться не на развитие собственного бизнеса а на, скажем, разрушение бизнеса конкурента путем сманивания у них квалифицированных сотрудников на высокую зарплату и неквалифицированный труд. И если сравнивать наш Интернет с городом, в котором мы строим здания в надежде, что они однажды наполнятся людьми, то наших стартапщиков при таком раскладе я бы озвучил фразой из кинофильма "Убить дракона": "Это не народ. Это хуже народа - это ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ГОРОДА!". И когда инициаторы "золотого дождя" поймут, как здесь осваивать розничные рынки и сколько на это требуется денег, нижняя планка минимального размера инвестиций сильно упадет. Взять, к примеру, того же Лебедева с его "бесконечно передовыми" нововведениями ("по-настоящему" горизонтальные порталы, "ушки", "революционные" графические форматы баннеров),который сам во многих случаях уже выступает инвестором. Мы видим лишь внешнюю сторону его деятельности - ну "укатал" еще одного богатенького Буратину на вертикальный, диагональный (или какой-там) портал, подзаработал еще денег. Но все то, о чем мы слышим в прессе - это наверняка лишь та часть, с которой он "имеет возможность платить налоги". Как в одном из интервью он сам однажды признался, у него есть несколько собственных неафишируемых проектов. И я думаю, что именно эти проекты, приносящие ему несколько тысяч (или десятков тысяч) стабильного дохода сделаны с в десятки раз меньшими инвестициями (выложенные из собственного кармана). О состоянии отечественной розницы может говорить хотя бы вот этот совершенно свежий факт из рассылки сайта SiteSale.Ru:
"Популярная в российском Интернете платежная система CyberPlat ищет инвестора. Делайте выводы: если один из ключевых механизмов в электронной коммерции - платежная система (причем - ведущая российская) - не может найти себе инвестора, то КАК можно говорить о прибыльности порталов, если весь огромный людской потенциал, который они планируют в себе концентрировать, не будет иметь возможности платить? Если сравнивать эту ситуацию с Украиной, то здесь ситуация еще хуже - у нас нет ни одной платежной системы. И я так думаю, что ПРИВАТБАНК очень вовремя приостановил свою инновационную деятельность в этом направлении. Зато "порталов" у нас (вертикальных, горизонтальных, параллельно-перпендикулярных) - завались. Потому что слово "портал" - это одно из немногих кодовых слов, служащих ключом от "квартиры, где деньги лежат". Вам, наверное, известно правило "80 к 20", которое характерно для разных областей: 80% прибыли предприятия приносится 20% его клиентов. Или - 80% рынка принадлежит 20% компаний на нем. Совершенно точно оно отражает и специфику интернет-коммерции: 80% шумихи создается вокруг компаний, имеющих всего 20% рынка. И уже давно говориться и говорилось о том, что основной процент оборотов электронной коммерции приходится на операции B2B.
Межкорпоративная торговля - это огромный рынок, огромные обороты, а соответственно прибыль и экономический эффект, но он почему-то остается незамеченным большинством инвесторов. И это при том, что это родная для них среда, поддающаяся планированию и хорошо предсказуемая. Чтобы зарабатывать на этом безграничном даже в нашей стране рынке, нужно сделать всего 3 шага: Цензура говорит, что я должен попросить с интересующихся некоторое количество денег за каждое из этих слов, чтобы заработать себе немного на пенсию, когда я не смогу держать в руках клавиатуру. :-) Если, конечно, до того времени меня не переедет трамвай. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|