Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Рунет и Чайнанет"русский с китайцем братья навек" (из песен 50-х г.г.) Тысячи километров общих границ, необъятные просторы и большое количество людей, основная масса которых имеет доходы на один-два порядка ниже, чем положено в цивилизованном мире, социалистическое прошлое и принадлежность к "третьему миру" - вот некоторые общие черты России и Китая. Есть и различия - они любят рис, а мы предпочитаем картофель. А что объединяет и рознит нас по отношению к Сети? Ведь бытует же мнение, что развитие ситуации китайских Интернет-компаний во многом проявит настроение международных инвесторов к развитию Интернет-бизнеса на так называемых emerging markets (развивающихся рынках), к коим причисляется и Россия. Кого больше? Китайцев, как известно, много. Китайских Веб-серферов - не очень. Их количество хотя и выросло за прошлый год более, чем в два раза до 22,5 млн. человек (данные China Internet Network Information Centre), но растворилось в огромной массе и составило чуть более 1,5% всех жителей. Пик прироста пришелся на первое полугодие, в последние же месяцы рост числа пользователей значительно сократился. А по оценкам IDC китайских интернетчиков вообще насчитывается не более 9 млн. Хотя ещё в начале прошлого года IDC считала, что Китай в 2001 году потеснит Австралию, Японию - в 2002 году и займёт лидирующую позицию в Азии. Однако уже сейчас эти прогнозы сильно скорректированы в худшую сторону. Некоторые аналитики, правда, связывают рост китайских Сетян с недавним снижением платы за пользование Интернетом более чем на 50 процентов. Напомню, что в России, по данным Monitoring.ru, количество пользователей Интернета также выросло за последний год более чем в два раза. Несмотря на то, что общее число российских Web-серферов примерно в два раза меньше, чем в Китае, ситуация с Рунетом выглядит все же более благополучной - наших интернетчиков насчитывается 6-8% и даже по самым пессимистичным показателям в относительных цифрах мы все равно опережаем китайцев. Рост числа китайских пользователей сдерживает даже не относительная дороговизна доступа в Сеть (доходы китайцев и россиян и цены на Интернет примерно равны), а "разнесенный тотальный контроль" китайских властей. Неудивительно, что Китай попал в "черный список" "самых радикальных врагов Интернета" - в августе он объявил о создании Интернет-полиции, а с ноября стал контролировать новости и чаты в Интернете. С самого начала своего становления Чайнанет оброс объемнейшим сводом всевозможных правил и порядков, начиная от временного порядка регистрации названий Веб-страниц и заканчивая правилами контроля за помещением информации. Китайские правители узрели в Сети массу угроз и "свободному плаванию" предпочли зажать китайский Интернет в тиски, при этом еще стараясь не упускать экономических выгод его использования! А вообще посредством Интернет китайское правительство надеется увеличить интеллектуальный потенциал китайцев, которые должны в совершенстве овладеть всеми приемами работы в Сети и уметь использовать ее преимущества для получения информации, полезной для нации. По мнению некоторых китайских апологетов Интернета, Сеть должна стать ключом не больше не меньше как к мировому информационному господству. Отсюда понятен активно проводимый в жизнь лозунг: "Интернет - орудие работы, а не средство времяпрепровождения". Следуя ему, государство поощряет тех, кто использует Интернет для проведения научных изысканий и развития бизнеса. Зато на все, что касается развлечений и "праздного времяпровождения" в Сети наложено табу. Ну а тех, кто проявляет политическое инакомыслие, просто сажают за решетку. Однако при всем этом не стоит забывать - из исследований компании Nua следует, что каждый четвертый пользователь Сети - "лицо азиатской национальности", и китайцы среди них занимают не последнее место. Инвестиции Примерно год назад аналитики предполагали, что в последующие два года иностранные инвестиции в Интернет-индустрию Китая составят более $1 млрд, что почти на порядок больше, чем в России. 13-летний канадский бизнесмен Кейт Пейрис хочет открыть в Китае отделение своей фирмы Cyberteks design по анимации сайтов, германская Siemens AG намерена инвестировать в телекоммуникации Китая $2 млрд. в ближайшие несколько лет, крупнейший в мире производитель оптоволоконного телекоммуникационного оборудования канадская компания Nortel Networks вложит в Китай порядка $300 млн. - заголовки информагентств говорят сами за себя. Большой китайский рынок, безусловно, привлекает зарубежных инвесторов. Но последних, время от времени, бросает в дрожь. Так, в начале октября прошлого года в Китае помимо цензуры (владельцы ресурсов были объявлены ответственными за контент, который мог быть отнесен к категории "сомнительного" - порнографического или политически некорректного - и тогда нарушителям грозил штраф до $120 тысяч или закрытие ресурса) был фактически введен запрет на иностранные инвестиции в частные Интернет-компании. Требовалось особое разрешение Министерства СМИ, которое, как предполагалось, будет сложно получить даже компаниям, большая доля которых уже принадлежит иностранцам. Министерство заявляло, что до вступления Китая в ВТО иностранные инвестиции в китайские интернет-провайдеров являются незаконными. При вступлении же в ВТО Пекин пообещал разрешить иностранцам владеть 49% акций этих компаний, а через два года эта доля должна вырасти до 50%. Кстати, в США существует запрет на инвестиции в китайский Интернет. Новый госсекретарь США Колин Пауэлл в своей речи снова назвал Китай "главным конкурентом и потенциальным противником США". И китайские компании, выходя на IPO, вынуждены были выводить свои активы за пределы Китая. Китайское правительство одновременно пытается решить две задачи: привлечь инвестиции для развития высокотехнологичного сектора экономики и ограничить идеологическое влияние американцев. Поэтому одну из глобальных задач китайские власти видят в строительстве внутрирегиональной системы связи, которая не была бы привязана к сложившейся архитектуре Сети с центром в США. В действительности получается вот что - лидер китайского Интернет-рынка Chinadotcom получает инвестиции от AOL, а "контент" - от государственного информационного агентства Синьхуа. В отличие от России, взаимодействие по принципу "деньги в обмен на реформы" в Китае не проходит. Мы же едва не пошли по китайскому пути. "Интересы развития российского рынка связи требуют рассмотреть вопрос об ограничении прямого доступа иностранных лиц на рынок связи, в том числе об ограничении их прямого и косвенного преобладающего участия в уставных капиталах компаний связи", - приводит цитату из проекта "Концепции развития рынка телекоммуникаций на период до 2010 года" газета "Ведомости". "Это положение внесено в интересах национальной безопасности страны и рынка", - говорит пресс-секретарь Минсвязи Сергей Григоренко. Наши чиновники, как и китайские, с одной стороны, выступают за повышение инвестиционной привлекательности отрасли, а с другой - против "преобладания" в отрасли иностранцев. Удастся ли им убить сразу двух зайцев? Суровая правда жизни заключается в том, что в том же самом документе сумма инвестиций, необходимых российской отрасли в ближайшие 10 лет, определена в $33 млрд., привлечь которые на внутреннем рынке просто невозможно. Более того, принятие данной концепции может отпугнуть не только будущих инвесторов, но и уже имеющихся. Однако не секрет, что нынешние обязательства России предусматривают проведение более либерального курса в указанных сферах услуг, что вызвано, в основном, давлением американской стороны. В плане госрегулирования Интернет мы вряд ли пойдем по китайскому пути. По крайней мере так рапортуют наши чиновники. В частности, о том, что Рунет будет развиваться с минимальным количеством ограничений, объявил в интервью "Газете.Ru" замминистра печати Михаил Сеславинский. Да и наш президент Путин на исторической встрече с Интернет-общественностью также обещал "не закручивать гайки". Тише едешь, дальше будешь Есть мнение, что китайские Интернет-проекты опережают российские примерно на полгода-год, так как они успели выйти на NASDAQ, а мы нет (если не считать фактически американский Голден Телеком). Зато теперь китайцы испытывают последствия кризиса на себе, а у нас появилась возможность учиться на чужих ошибках. Инвестиционные средства в Китае "сгорают" быстрее, чем удаётся зарабатывать и для стабильного развития отрасли необходим постоянный приток инвестиций. Внутри страны необходимых средств нет, поэтому все проекты-лидеры развивались за счёт внешних заимствований. Предполагалось, что такая ситуация продлится ещё довольно долгое время. Однако падение NASDAQ поставило крест на планах развития за счёт "инвестиционной привлекательности". В прошлом году более половины всех Интернет-компаний Китая тратило на рекламу и PR-акции 60-80% своего бюджета. Китайский Интернет обвиняют также в отсутствии оригинального подхода и бездумном клонировании американских моделей, дезорганизации в управлении. Поэтому большинству их (около 70%) пророчили поглощение или банкротство. Закономерное вымирание выражается, к примеру, в том, что по данным китайского Yahoo! и Sina.com 40 из 200 заявленных онлайновых книжных магазинов перестали существовать. Шансы на выживание в китайском Интернете, по мнению газеты газете "Китайский страховой вестник" (Zhongguo Baoxian Bao), имеют четыре категории компаний: те, которые сумели воздвигнуть барьеры на пути своих последователей и конкурентов (Sina.com, Sohu.com, Netease.com, 8848.net, Alibaba.com и др.); B2B-проекты, которые докажут способность оказать содействие обычным компаниям в снижении издержек, повышении эффективности бизнеса и создании новых продуктов; проекты, созданные с привлечением крупных венчурных капиталов; Интернет-компании, выросшие из успешного традиционного бизнеса (реклама, техническая поддержка, услуги и т. п. ) Но даже у лидеров есть серьезные проблемы. Например, в прошлом году превышение расходов над доходами показали вышеупомянутые Sina.com и Sohu.com (акции обоих компаний котируются на NASDAQ, а их судьба находится в руках американских инвесторов). Возможны несколько вариантов развития событий, наиболее вероятное из которых - поглощение их Yahoo!, который станет лидером китайского рынка, переместившись с нынешнего пятого места на первое. Пожалуй наиболее стабильное положение среди лидеров у компании Netease.com, созданной в 1997 году программистом Динь Ли (Ding Lei). Этот проект, в частности, предложил рынку первую бесплатную электронную почту, полнотекстовую поисковую машину на китайском языке, хостинг для домашних страниц и возможность персональных настроек. По данным CNNIC, бесплатная почтовая служба Netease (некий аналог российского Port.ru) является второй по популярности; на ее ресурсах зарегистрированы 1,7 млн пользователей. Однако основной доход идёт не от рекламы, а от продаж программных продуктов, компьютеров, цифровых камер и другой техники. А что касается фондового рынка Интернет-компаний, то его нет как в Китае, так и у нас в России. Напомню, что первый в истории онлайновый аукцион акций Интернет-компаний Китая недавно потерпел провал - лишь одна из компаний смогла заключить сделку с покупателем, и то только по предварительной договоренности. Итак, при всех очевидных различиях, состояния наши схожи. Те же пользователи, число которых не достигло критической массы, чтобы было выгодно заниматься электронной коммерцией, та же дрянная связь за исключением крупных городов... Для оживления рынка необходимо снижать стоимость доступа в Сеть, прокладывать оптоволокно и т.д. На внутреннем рынке денег не густо, следовательно нужны масштабные внешние инвестиции, а те, которые были подняты за счет ажиотажного безумия на NASDAQ, исчерпаны. Что остается делать в такой ситуации? Ну вот, опять говорят про какой-то китайский Интернет-червь! При подготовке статьи использованы материалы сайтов: monitoring.ru, pcweek.ru, netoskop.ru, internet.ru, i2r.rusfund.ru, allchina.inc.ru, business.ru, gazeta.ru, dumasps.ru, ibo.ru, cl.spb.ru, asiapacific.narod.ru cnews.ru, Виталий Солонин |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|