На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок
Разделы в "Рынок":
Компании РунетаТуризмКомпанииЭлектронное правоAmazon, eBay и YahooТенденции и цифрыНовое в разделе "Рынок"

Миф о IPO

В последнее время в связи с инвестиционной лихорадкой в Рунете часто идут разговоры о создании hi-tech фондовой площадки, некоего русского NASDAQ. Чем же привлекателен фондовый рынок для амбициозных компаний (чего-чего, а амбиций Интернет-компаниям не занимать)? Любой компании нужны финансовые средства для своего развития, причем для быстрого развития их нужно больше, чем есть у компании.

Есть два пути получения дополнительных оборотных средств – кредит и инвестиции. Минусом первого является то, что кредит придется возвращать, да еще с процентами. Второй путь – это продажа части компании в обмен на инвестиции (мы не будем учитывать другие, менее распространенные варианты). Таким образом инвестор становится совладельцем компании, а доля в ее прибыли должна обеспечить отдачу от инвестиций. Плюсом данного варианта для менеджмента компании является то, что не надо думать о возврате кредита. Выпуск акций – это способ привлечь дополнительные дешевые финансы.

Акции считаются опосредованной и обезличенной формой инвестиций в компанию. Держатель акций теоретически является инвестором и совладельцем компании, т.е. в случае интернет-компании дивиденды ему могут даже не светить. Если компания решает выпустить акции, то процедура выглядит следующим образом:

1) компания подбирает фондовую площадку, на которой будут размещены акции;

2) компания выбирает банк-андеррайтер – банк, который обеспечит размещение акций на этой площадке;

3) составляется заявление, в котором указывается, сколько акций и каким номиналом будет выпущено, какая доля компании будет предложена фондовому рынку;

4) фондовая площадка выдвигает свои требования (обычно это требования обеспечивать бухгалтерскую прозрачность и соблюдать меры защиты от инсайдерских сделок);

5) банк-андеррайтер проводит работу с потенциальными покупателями акций, собирает заявки на покупку. Пресса сообщает, что компания Х планирует провести IPO (initial public offering – первичное размещение акций). Появляются слухи, что цена акций после IPO достигнет заоблачных высот (никто не хочет упустить второй Yahoo или Microsoft);

6) в день IPO банк-андеррайтер продает акции по собранным заявкам, остальные выбрасываются на фондовый рынок;

7) акции на бирже начинают жить собственной жизнью – их продают и покупают по плавающему курсу. Указанные операции не проходят бесплатно для компании-эмитента: банк-андеррайтер обычно берет 7% привлеченных капиталов в качестве комиссионных. Компания обязана проходить ежегодный аудит, что будет обходиться ей в $1млн. в год.

Операции с акциями hi-tech компаний проводят:

NYSE – биржа Нью-Йорка, самая знаменитая фондовая биржа мира;

NASDAQ – привлекательный для эмитентов более низкими расходами на участие, чем у NYSE, так как является полностью электронной системой торгов;

EASDAQ – восточно-азиатский аналог NASDAQ;

Nouveau Marche – “Новый рынок” парижской биржи;

Neuer Markt – “Новый рынок” биржи во Франкфурте.

Также существуют hi-tech подразделения и на других биржах.

За последние три года было проведено бессчетное количество IPO, даже сложился новый тип инвестора – “охотник за IPO”, который выискивает объявления о готовящихся первичных размещениях акций, размещает заявку, а через день-два после IPO, пока ажиотаж вокруг компании не спал, сбрасывает купленные акции.

Понравилось?

Стоп, а теперь остыньте и подумайте – будут ли банки-андеррайтеры предлагать вам, безымянному инвестору, самые лакомые кусочки по номинальной цене ? Да, вы правы, самые вкусные из IPO приземляются в портфели лучших клиентов банков-андеррайтеров. Ваши подозрения подтверждает Тео Маас, брокер ABN Amro Global Information Society Fund: “Акции самых перспективных компаний распределяются по инвестиционным фондам, а частным инвесторам достаются жалкие крохи”.

В октябре лондонская компания Capital Data опубликовала результаты своего исследования IPO в Европе с января по сентябрь 2000 года. В поле зрения попали все IPO, в ходе которых было собрано более 50 млн. фунтов стерлингов ($80млн.).

В октябре из всех компаний, курс акций которых больше всего вырос в первый день торгов, лишь у одной он превышал цену закрытия первого дня. В феврале (золотые времена для hi-tech IPO) немецкая компания Biodata Information Technology AG осуществила первичное размещение акций. В первый же день курс вырос на 444%, через неделю он составлял 458%, а через месяц – 500%. С тех пор курс акций колебался вокруг этой отметки, а те, кто успел купить акции по номиналу в 45 евро, хорошо заработали – на прошлой неделе курс был 255 евро. Второе место в рейтинге занимает опять же немецкая компания Roesch AG Medizintechnik, акции которой три недели были выше цены закрытия первого дня. Акции остальных компаний продержались меньше недели, курс четырех из них упал ниже номинала. Исследование инвестиционного банка Morgan Stanley Dean Witter по результатам 247 IPO в Европе подтверждает тенденцию. В среднем цена закрытия на первый день была на 31,5% выше цены первичного размещения, через неделю она составляла 32%, а через месяц – 27,2%. Самой прибыльной площадкой для инвесторов первого дня является Neuer Markt – в среднем цена акций за первый день вырастала на 57%. В Италии – 41% в первый день, 37% через месяц. Во Франции, где IPO проводились особенно часто, – 23% в первый день, 26% через месяц.

Как мы видим, возможность многократно увеличить свой капитал на IPO – не более чем миф, гораздо реальнее обжечься на них. Создание некоего “русского NASDAQ” может привести компании-эмитенты к краху. Обычный механизм привлечения инвестиций через эмиссию акций: первичное размещение небольшой доли компании, рост курса, дополнительные размещения акций по более высоким ценам. Выпустив акции на биржу, компания обязана отчитываться о своей деятельности, темнить она уже не сможет. На данный момент Рунет имеет весьма туманные представления о прозрачности, что позволяет нетМостам, Портам и прочим “группам бродяг”* самовольно назначать себе капитализацию, привлекая инвестиции. Если курс акций растет, то компании для привлечения финансов достаточно провести допэмиссию по новой, более высокой цене. Если курс падает, то и капитализация падает, допэмиссия возможна. Но тогда будет привлечено слишком мало средств, и компании, прожигающие деньги, быстро сядут на мель.

Получается порочный круг – крупные холдинги Рунета на “русский NASDAQ” вряд ли пойдут, а мелкие компании не смогут привлечь на него большое количество инвесторов.

Михаил Байков
(ПОПУЛЯРНО О ПОПУЛЯРНОМ)

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100