Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
eCompanies: двое в лодке, не считая $130 миллионовБизнес-инкубация становится все более популярной формой приложения опыта и средств в Интернет, несмотря на то что этот вид деятельности требует высокой компетенции и достаточно специфических навыков, которые являются "коньком" избранных топ-менеджеров. В общих чертах, бизнес-инкубатор - это компания, которая пестует и лелеет молодые фирмы, помогая им выживать и расти в течение инкубационного периода - времени, когда они наиболее уязвимы. На этот срок "цыплятам" предоставляется помощь в управлении, финансировании и решении технических вопросов. Как правило, с новорожденными компаниями, выпущенными в большое плавание, связываются инвестиционные проекты, которые и приносят инкубатору прибыль. По данным Национальной Ассоциации бизнес-инкубаторов (The National Business Incubation Association), 87 процентов выпускников таких организаций остаются в бизнесе. Интернет - не исключение из правил. Хотя инкубация считается довольно рисковым предприятием, бизнес-инкубаторы плодятся сотнями, в том числе и в Сети (только в Северной Америке их насчитывает по данным NBIA около шестисот), но эффективные компании этого профиля можно сосчитать по пальцам. Как правило, они имеют весьма строгие критерии отбора "инкубируемых" и загоняют их в очень жесткие рамки. Однако результат в этом случае предрешен и имя ему - успех. "Спарки" и "Флиппер" снова в бою В 1994 году 27-летний Скай Дейтон (Sky Dayton) основал компанию EarthLink Network, которая быстро стала ведущим провайдером интерент-услуг с более чем миллионной аудиторией, уступающим, правда, в иерархии ISP (Internet Service Providers ) первое место гиганту America Online. После слияния EarthLink с бывшим конкурентом Mindspring, капитализация компании составила $1.8 миллиарда, а сам Дейтон со своим состоянием ($180 миллионов) попал в галерею таких толстосумов-счастливчиков как Джерри Янг (Yahoo), Стивен Кейс (AOL) и Джефф Безос (Amazon). В это время 39-летний топ-менеджер Джейк Вайнбаум (Jake Winebaum) работал на благо компании Disney Online, насаждая в Сети проекты один успешнее другого (Disney.com, Family.com, ABCNews.com, ESPN.com, Go.com) и попутно инвестируя Infoseek. Занимался он этими делами настолько энергично, что в 1997 году стал главой Buena Vista Internet Group, контролирующей компанию Disney и все ее дочерние проекты. Можно было предположить, что если два парня типа Дейтона и Вайнбаума встретятся - надо ждать чего-то нового и доселе неведомого. И это нечто появилось в Санта-Монике, штат Калифорния, 7 июня 1999 года. Плод своего совместного труда Дейтон и Вейнбаум назвали eCompanies, а предназначением новой компании стала высокотехнологическая инкубация. Проще говоря, выращивание перспективных проектов в сферах Интернет для последующего инвестирования. Скай и Джейк (известные в деловых кругах под кличками "Спарки" и "Флиппер"), называющие себя ветеранами Интернет "второй волны", точно уловили суть происходящих в Сети процессов - "миллиарды долларов тратятся на генерацию новых идей, но практически невозможно найти людей, которые могут эти идеи реализовать". Не долго думая, они предложили всем жаждущим успеха бизнес-инкубатор нового типа, сделав ставку на свой опыт. В результате ECompanies объединила под одной крышей компанию-инкубатор и венчурную группу. Инкубатор отвечает за разработку стратегии, финансовой схемы, технологии, модели управления, за бизнес планирование и менеджмент инкубируемого. Венчурная группа - за деньги. Акцент делается на быстрое воплощение идей в жизнеспособные компании, брэнды (brandname) и молниеносные достижения на рынке. Срок инкубации - 100-180 дней. Для Интернет - это просто сверхзвуковая скорость. Однако Дейтон и Вейнбаум на собственном примере показали, что работать такими темпами можно. Через два месяца после основания eCompanies, они получили $130 миллионов для формирования венчурного фонда от своих стратегических партнеров. Среди последних оказались небезызвестные в России CS First Boston и Soros Fund Management, Accel Partners, Walt Disney, EarthLink, The Goldman Sachs Group, Kohlberg Kravis Roberts, Sprint, Sun America, Times Mirror Inc. Уровень партнеров позволил Вайнбауму заявить, что "eCompanies реально становится интернет-инкубатором нового типа, связанным с предприятиями мирового класса". Вскоре после этого "ветераны" удивили Интерент сообщество, заплатив в ноябре 1999 года бизнесмену из Хьюстона Марку Острофски за домен Business.com самую крупную сумму в истории сделок подобного рода - $7.5 миллионов. "Мы считаем, - заявил Вайнбаум, - что это важнейшая часть недвижимого имущества Интерент и очень надежная инвестиция". В подтверждение серьезности своих намерений Дейтон и Вайнбаум наняли в качестве главного редактора Business.com главу Лос-Анджелеского бюро Wall Street Journal Питера Гамбела. Делаем конфетку из того, что есть В штат eCompanies наняли два десятка квалифицированных менеджеров. Они должны были формировать группу управления для конкретной компании и выпускать клиента из инкубатора с командой руководителей высшего звена и готовым продуктом или услугой. При этом решено было избегать работы с компаниями, занимающимися в Интернет "чистой розницей". Желающие испытать эффективность работы eCompanies нашлись сразу. Первой компанией, помещенной в новоявленный инкубатор, стала eHobbies, основанная в июле 1999 года. Осенью, благодаря действиям инкубатора, компания уже работала в Сети и сразу стала популярным онлайновым порталом, продающим аксессуары для всевозможных увлечений (радиоуправляемые автомобили, модели поездов, самолетов и т.д.). Скай Дейтон получил в подарок от первенца радио-автомобиль, который днями напролет гонял по офису. Процессу инкубации это не вредило. Клиенты были довольны. "Участие eCompanies дало нам возможность сконцентрироваться на построении нашего бизнеса, а не фокусировать внимание на обычных проблемах, которые появляются вначале, - отметил глава eHobbies Брэд Собель.- С их помощью мы выведем хобби на новый уровень". Вторым клиентом Дейтона и Вейнбаума стала компания по обслуживанию званных вечеров, дней рождений и разнообразных вечеринок eParties. Спарки и Флиппер быстро подсчитали, что за год в Штатах проводится 150 миллионов вечеринок, а их общий бюджет составляет около $50 миллиардов. Плюс $12 миллиардов тратится на еду, выпивку, обслуживание и доставку. Объем рынка впечатлял. И они снова не промахнулись. Предполагалось, что eCompanies сможет выпускать на рынок двенадцать компаний в год, из которых восемь наиболее перспективных должны будут финансироваться венчурной группой с расчетом на будущую прибыль. Уже к декабрю 1999 года инкубатор имел под своим крылом семь подопечных, к январю 2000 их стало одиннадцать. К этому же времени венчурная группа компании вложила средства в BizBuyer, eHobbies, eWork, Exist.com, ValueStar, X:drive, Newsletters.com и ряд других многообещающих компаний, прошедших инкубацию в eCompanies. Основным отличием eCompanies от таких бизнес-инкубаторов как Idealab, CMGI, eHatchery, по мнению Джейка Вайнбаума, стала инфраструктура, позволяющая выпустить любую компанию на рынок с нуля за 100-180 дней. Последнее позволило отцам-основателям eCompanies называть свое детище бизнес-акселератором, а лично Скаю Дейтону дало повод заявить во всеуслышание: "Есть избыток идей и избыток капитала. Остается лишь как можно быстрее добраться до рынка. Что мы и делаем". Не надо изобретать велосипед Сегодня eCompanies получает 300 деловых предложений в день, только три из которых передаются на рассмотрение экспертам. И даже эти три зачастую оказываются в мусорной корзине. Счастливчиков - единицы, но их судьба предрешена. Они попадают в руки "тяжеловесов Интернет" и начинают новую жизнь. Однако факт остается фактом - даже с большой натяжкой нельзя сказать, что в самую суть модели бизнес-инкубатора Дейтон и Вейнбаум внесли нечто новое. Успешные организации подобного типа существовали и до eCompanies. Например, Idealab во главе с духовным отцом интернет-инкубаторов Уильямом Гроссом, заработавшая на инкубации и инвестировании $2.3 миллиарда. Правда, за четыре года Гросс вырастил менее тридцати компаний, но среди них были такие как eToys и CitySearch, принесшие Idealab не одну сотню миллионов долларов. Другие успешные примеры - инкубатор Джеффа Леви eHatchery, специализирующийся на воспитании торговых компаний (около шести в год), $100-миллионый фонд-инкубатор i-Hatch, Intend Change с $41-миллионным фондом и многие другие. То новое, что Дейтон и Вейнбаум действительно внесли в процесс инкубации - это экспертные знания, разбитые на семь ступеней (от стратегии до маркетинга) и скорость, с которой они выводят своих подопечных в Интерент-пространство. Такой гиперактивности не знал ни один бизнес-инкубатор. Когда же исполнительный директор Zone Ventures Франк Крир, замечает, что "Дейтон и Вейнбаум удачливые индивидуумы, но я не уверен, что они хорошо знают наш бизнес", его менее придирчивые коллеги пожимают плечами - не все ли равно, если на их именитых инвесторов работа eCompanies производит впечатление. А это, как известно, самое сложное в венчурном бизнесе. Влад Михайлов |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|