Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Мировые тенденции развития B2B(Перепечатывается из интернет-издания CNews.ru с разрешения редакции) По оценкам аналитической фирмы Forrester Research, за период с 1998 по 2003 год, объем онлайновой торговли в сфере бизнеса (В2В) возрастет с 48 млрд. долл. до 1 триллиона долл., что примерно в 10 раз превышает аналогичный показатель для сектора В2С. В начале 2001 года консультационная и аналитическая фирма e-Marketer опубликовала прогнозы развития мирового рынка В2В. Хотя ее оценки значительно отличаются, обе компании сходятся во мнении, что этот сектор экономики будет бурно развиваться, и его оборот будет ежегодно практически удваиваться. Эта тенденция подтверждается и прогнозами других компаний. Прогноз роста оборотов в секторе В2В по регионам (млрд. долл.)
И на эту тенденцию вряд ли сильно повлияют такие факторы, как общее снижение деловой активности и спад на рынке акций высокотехнологических компаний. Более того, экономические проблемы будут даже стимулировать использование новых методов ведения бизнеса с целью снижения производственных и непроизводственных издержек и повышения рентабельности инвестиций. На чем же базируются столь оптимистичные прогнозы большинства западных аналитиков? Во-первых, от прогресса никуда не уйдешь. Хотим мы этого, или не хотим, но мировая экономика находится на этапе информационной революции, когда все физические процессы производства и перемещения товара начинают составлять лишь незначительную часть его рыночной стоимости. А остальное - это непроизводственные расходы, львиную долю в которых составляет информационный обмен между участниками рынка. Во-вторых, в современном мире поддержание конкурентоспособности компании в значительной мере зависит от скорости обмена информацией и быстроты принятия решений. Электронные же технологии ведения бизнеса как раз и позволяют повысить эффективность этих процессов. Преимущества электронного ведения бизнеса не дают покоя компаниям, работающим как в сфере электронной коммерции, так и традиционных секторах экономики. Несмотря на громкие провалы многих известных компаний, в интернете появляются все новые онлайновые торговые площадки. Их создатели пытаются разработать новые стратегии, направленные на обеспечение окупаемости и снижение расходов для их участников. Какие же основные направления торгово-коммерческой деятельности фирм и предприятий обычно являются объектами внедрения технологий В2В? Корпоративные информационные системыВ последние годы большинство предприятий проводят радикальные изменения, в организации внутренних процессов с целью повышении эффективности своей деятельности. В этом огромную роль играют корпоративные информационные системы (КИС или ERP - enterprise resource planning), нацеленные на автоматизацию взаимодействия всех структурных подразделений. Создание системы ERP является первым шагом предприятия на пути к рынку В2В. Именно вокруг такой системы создаются приложения для электронной коммерции и другим онлайновым технологиям межфирменного взаимодействия. Автоматизация процессов внутрифирменного взаимодействия началась несколько лет назад, в течение которых наблюдался рост рынка корпоративных информационных систем. И эта тенденция сохранится в ближайшие годы. По прогнозам компании IDC, объем мирового рынка КИС к 2004 году удвоится по сравнению с 2000 годом и достигнет 44 млрд. долл. Более того, по мнению аналитиков компании Gartner Group, на смену электронной коммерции грядет эра совместной коммерции (collaborative commerce), где предприятия не только покупают друг у друга продукцию, но работают совместно над созданием новых товаров и услуг. Компания - покупатель, являясь выразителем интересов конечного потребителя, выступает в этом случае в роли одного из ключевых элементов системы во всем многообразии внешних связей. На этой волне возникает новая концепция корпоративной информационной системы ERP II (enterprise resource and relationship processing), предназначенной для управления ресурсами и внешними связями предприятий. Основная идея этой концепции - выход за рамки задач автоматизации и оптимизации внутренних бизнес - процессов предприятия. Движущей силой такой эволюции станет стремление покупателей и продавцов сотрудничать в группах по интересам и совместное создание продуктов и услуг, востребованных на рынке, а также решений, специфичных для конкретных отраслей. Системы снабженияСнабжение предприятий непроизводственными, а также производственными материалами и комплектующими всегда являлось источником головной боли для руководителей. По оценке аналитиков компании AMR Research, стоимость обработки и выполнения заказов на непроизводственные товары составляет около 70% всей стоимости закупки. Для товаров же производственного назначения, этот показатель может достигать 90%. Естественно, что с появлением сети Интернет, позволяющей продавцам и покупателям интерактивно взаимодействовать друг с другом независимо от расстояния между ними, началось широкое использование Сети для автоматизации процесса закупок (e-procurement). За примерами успешного использования онлайновых систем снабжения далеко ходить не надо. Для компании Owens Corning (производство стекла и оптоволокна) электронная технология закупок стала важнейшим механизмом снижения издержек. Компания сообщила, что в результате ее внедрения ей удалось сэкономить до 60% от обычной цены при закупках питьевой воды в бутылях, до 25% на упаковочных лентах, и 10% в целом на производственных и непроизводственных материалах и услугах. Компания Ford Motor Company, за счет проведения закупок через электронную систему снабжения, сэкономила за 10 месяцев около 70 млн. долл., а в 2001 году экономия при покупке товаров производственного назначения составит около 350 млн. долл. Компании удалось сократить расходы на обработку одного заказа с 300 долл. до 15-20 долл. В связи с ростом онлайновых закупок растет и рынок программного обеспечения для поддержки корпоративных систем электронного снабжения (B2B e-procurement). Компания International Data Corp (IDC) оценила мировой рынок прикладного программного обеспечения для этих целей в объеме 1,4 млрд. долл. в 2000 году, и около 8,0 млрд. долл. в 2004 году. Важнейшей частью процесса поставок является система управление цепочками поставок. Эта услуга позволяет компаниям иметь постоянно обновляемую информацию о состоянии с выполнением заказа и перемещением товара от продавца к покупателю, прогнозировать и контролировать сроки отгрузки и доставки товара заказчику. Внедрение приложений для онлайновых закупок является важнейшим для компаний, автоматизирующих управление цепочками поставок. 83% крупных западных фирм внедряют системы электронного снабжения независимо или как часть решений для управления цепочками поставок. В недавно опубликованном исследовании, компания IDC оценивает рынок услуг по управлению цепочками поставок в 83 млрд. долл. к 2005 году. В целом, перспективы дальнейшего развития систем электронного снабжения и контроля цепочек поставок весьма радужны и как поставщики решений, так и создатели таких систем, настроены весьма оптимистично. Системы продажЕсли и раньше процессу автоматизации процессов продаж и взаимодействия с покупателями в системах В2В уделялось достаточно внимания, то теперь поставщики решений для продавцов забили во все барабаны. Многие крупные компании уже развивают свои проекты по электронным системам поставок. Некоторые из них делают это через свои корпоративные сайты, работая напрямую со своими заказчиками, а другие - используя сети экстранет, связывающие их со своими дистрибьютерами и дилерами. Важную роль во взаимодействии продавца с покупателями играют системы управления взаимодействием с клиентами (CRM - Customer Relation Management). Они позволяют компаниям поддерживать постоянный контакт со своими клиентами, отслеживать их интересы и помогать им в выборе нужного товара. По оценкам аналитической компании International Data Corporation (IDC), к 2001 году мировой рынок таких услуг, предоставляемых различными компаниями, составит 97,8 млрд. долл., а в 2004 году он достигнет 125,4 млрд. долл. Не меньшими темпами будет расти и рынок ПО для онлайновых систем управления клиентской базой. Недавно журнал ANR Research выявил, что CRM - системы являются высокоэффективным средством успешного развития электронного бизнеса. Аналитики компании прогнозируют, что в период с 2000 по 2003 гг. объем продаж только программного обеспечения для управления клиентской базой вырастет более чем в три раза и достигнет 16,8 млрд. долл. Такой интерес к системам управления клиентской базой вполне понятен. Ведь давно известно, что удержать старого клиента во много раз дешевле, чем привлечь нового. А системы CRM позволяют существенно повысить качество обслуживания клиентов и сократить расходы по поддержанию с ними тесных связей. Поэтому, по прогнозам большинства аналитиков, рынок этих услуг будет постоянно расти. Торговые площадкиОнлайновые торговые площадки автоматизируют все основные процессы купли-продажи между предприятиями. Различают три основных вида торговых площадок В2В:
В конце 2000 года большинство зарубежных, да и российских экспертов, сходились во мнении, что наиболее перспективным направлением развития электронной коммерции в секторе В2В можно считать создание независимых онлайновых торговых площадок или электронных бирж. Ведь именно с их помощью можно создать глобальные торговые системы с открытым доступом для всех игроков рынка. Но первые результаты их работы показали, что на практике объемы торгов на многих из них оказались менее значительными, чем предполагалось. Многие независимые онлайновые биржи, еще недавно занимавшие первые строки в материалах по электронной коммерции, начинают закрываться или менять направление своей деятельности. Наиболее крупные закрытия бирж В2В в 2001 году
По данным компании Data Corp., из тысячи онлайновых торговых площадок, открытых за последние два года, лишь около ста продолжают успешно функционировать. Даже наличие крупного спонсора не гарантирует выживания. Например, сайт Dellmarketplace.com был закрыт после того, как компания Dell Computer быстро поняла, успех сайта Dell.com не приводит автоматически к активным продажам непроизводственных товаров на так мало продержавшейся В2В - бирже. Биржи Pepmarket и PetroCosm также были быстро свернуты, как только мощные фирмы-учредители поняли, что финансирование предприятий В2В не приносит легких доходов. Обе биржи были закрыты через 4 месяца после своего открытия, а их финансирование было прекращено на планке 1,4 млн. долл. Самые тяжелые потери понесли независимые биржи, выбитые из игры своими конкурентами. Например, конкуренция между 30-40 различными биржами в химической промышленности привела к закрытию нескольких из них, тогда как та же судьба постигла несколько стартапов в энергетической промышленности. Для некоторых причиной стала неудачно выбранная модель получения доходов или технологическая платформа, другие были выбиты из бизнеса отраслевыми биржами, управляемыми консорциумами компаний. На рынке В2В заметен процесс его консолидации, изменения моделей ведения бизнеса и смены приоритетов. Для многих бирж путем к спасению стало слияние с бывшими конкурентами. Кроме сделки ChemConnect - Enerva, примерами такой политики являются слияния Rooster.com и Pradium в сельскохозяйственной отрасли, MyAircraft и Air Newco в аэрокосмической промышленности, Dairy.com и INC2.com пищевой промышленности. Торговая площадка OrderZone (принадлежащая Grainger) приобретена компанией Works.com. Объединяя свои технологические платформы и клиентские базы, эти биржи намерены создать сквозные отраслевые решения, которые предоставят пользователям возможности как управления цепочками поставок, так и ведения онлайновой торговли. Еще для одной группы компаний, выходом из ситуации стало изменение бизнес - модели. Несколько бывших онлайновых бирж находятся в процессе перестройки в поставщиков технологий - либо создателей независимых бирж, либо поставщиков ПО для вертикальных порталов. Например, компания Citadon стала еще и поставщиком кооперационных решений для инженерной и строительной отраслей, а FuelQuest сейчас сфокусировалась на продаже интеграционных технологий управления цепочками поставок для нефтяной промышленности. Компания e-Steel теперь продвигает себя, как поставщика решений для управления цепочками поставок, а Altra Market Place диверсифицировала свои доходы, продавая программное обеспечение. VerticalNet, оператор 57 вертикальных торговых площадок, включила сферу своей деятельности консультационные услуги, горизонтальные услуги (включая финансы и логистику), предоставление технологий и инфраструктуры, услуги по венчурному финансированию. Компания FairMarket из оператора аукционов по продаже компьютерного оборудования превратилась в поставщика услуг и программных продуктов. А компания Ventro Corp. из оператора нескольких бирж (Chemdex, Promedix и др.) переквалифицировалась в поставщика технологий и услуг другим торговым площадкам. Однако были и исключения. В первую очередь среди бирж, торгующих стандартными товарами. Преимущество появления на рынке первым также стало фактором их успеха. Например, биржи ChemConnect и CheMatch демонстрируют быстрый рост объема сделок в течение первого полугодия 2001 года. Обе эти биржи потратили много усилий для того, чтобы заложить прочные технологические и организационные основы своего бизнеса. В прошлом году некоторые аналитики предсказывали, что к 2004 году в мире будет насчитываться до 10 000 онлайновых бирж. А всего несколько месяцев спустя, компания Forrester Research сделала смелый прогноз о том, что к 2003 году выживут не более 181 биржи. И, в общем-то, эту тенденцию можно объяснить. Открытые торговые площадки биржевого типа наиболее пригодны для торговли типовыми товарами с достаточно узкой номенклатурой в каждой товарной группе (нефтепродукты, химикаты, сельскохозяйственное сырье). Большинство же современных фирм имеют дело со сложными продуктами очень широкой номенклатуры, для приобретения и продажи которых биржевые торги малопригодны. Ведь в этом случае для покупателей весьма важно качество и технические характеристики комплектующих и материалов, поэтому они предпочитают работать с постоянными партнерами, услугами которых они довольны. Кроме того, в зависимости от сферы деятельности, компании, зачастую, больше заинтересованы либо в закупках, либо в продаже товаров или услуг. Поэтому, большее внимание они уделяют автоматизации именно необходимого им торгового канала - сбыта или снабжения. Другие материалы из обзора CNews.ru "Итоги 2001 года" читайте здесь: Лидеры и новые технологии года. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|