На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Общение в интернете » Форумы и чаты

ПерЧАТка в лицо реальности


В своей знаменитой повести “Хищные вещи века” братья Стругацкие описывают загадочный наркотик, прием которого не вызывает галлюцинаций в обычном смысле этого слова, но вместо этого подключает сознание человека к участию в каких-то реальных событиях, только гораздо более интересных и захватывающих, чем те, которые обычно происходят у человека в обыденной жизни. Из-за этого от этого наркотика невозможно избавиться, поскольку обычные аргументы, направленные против наркотиков, насчет иллюзорной жизни в мире видений и т. п., не работают в этом случае. Конечно, это галлюцинации в том смысле, что физически человек после приема этого наркотика сидит или лежит у себя дома, тогда как его ум странствует и борется в каких-то иных, более интересных мирах; однако это и не галлюцинации, поскольку эти миры не являются придуманными, они на сто процентов реальны. Каждый раз, когда я перечитывал эту повесть или думал о ней, я никак не мог вообразить себе такой наркотик и полагал, что это всего лишь метафора – например, метафора участия в каком-нибудь революционном политическом движении, или в какой-нибудь религиозной секте. Я никак не мог вообразить себе такие галлюцинации, которые в то же время являются неоспоримой реальностью. Казалось бы, что после наркотического сна, вернувшись в реальную жизнь, человек должен с легкостью уметь отличить наркотические галлюцинации от реальных впечатлений и признать главенство последних – хотя бы потому, что первые производятся им же самим и ограничены его воображением, тогда как последние постоянно содержат в себе возможность сюрпризов. Однако в последние месяцы я смог представить себе именно такой наркотик, какой описывается Стругацкими, наткнувшись на очень похожее явление. Это явление – чат.

Под чатом я подразумеваю сервисы, предоставляемые многими фирмами в Интернет, которые позволяют любому человеку мгновенно отправлять, не раскрывая своего имени или местонахождения, короткие текстовые сообщения другим людям, которые в этот момент соединены с тем же сервисом.

Я хотел бы подчеркнуть некоторые детали этого определения:

  • Чат – это один из сервисов Интернета; это означает, что он доступен любому человеку, у которого есть компьютер, дешев (или бесплатен), доступен мгновенно и в любое время дня и ночи.
  • Чат позволяет человеку мгновенно отправлять сообщения в этот конкретный чат и видеть ответы других людей непосредственно после того, как они отправили свои ответы.
  • Чат позволяет человеку остаться анонимным, если ему этого хочется.
  • Чат позволяет посылать короткие текстовые сообщения и получат ответы также в виде текстовых сообщений. В ближайшие годы ситуация изменится, очевидно, таким образом, что больше людей будут пользоваться голосовым, а не текстовым чатом. Но в этом эссе я в основном описываю то, что происходит в текстовых чатах.
  • Чат позволяет любому человеку в мире посылать сообщения в этот чат или читать сообщения в этом чате.

Человека, постоянно пользующегося чатом, я буду обозначать словом чатланин.

Когда чатланин общается с другими людьми в чате, он физически прикован к экрану компьютера; между тем его сознание в это время занято тем диалогом, который ведется в это время в чате. Многие чатлане признаются, что они открывают на экране компьютера даже несколько чатов одновременно и участвуют одновременно в нескольких диалогах. Поскольку общение с другими людьми является одним из самых сильных переживаний для любого человека, чат очень притягателен. Возможность общаться с большим количеством новых людей и даже участвовать в нескольких диалогах одновременно делают общение в чате более впечатляющим, чем общение в реале (как чатлане пренебрежительно называют свою реальную жизнь, в отличие от своего “существования” в Интернете). Еще одним фактором в привлекательности чата является чувство, подобное двойственному чувству разочарования/триумфа охотника (или рыболова, или грибника). Человек “приходит” в чат за общением, и, поскольку разных чатов много и людей в них много, трудно определиться, в какой чат в какое время зайти и с кем из “присутствующих” в этом чате стоит попытаться завести беседу. Иногда попадаешь на очень интересного собеседника – настолько интересного, что вы обмениваетесь своими электронными адресами (или, реже, телефонами) и продолжаете общение тет-а-тет вне чата. Иногда встречаешь человека, обладающего потрясающим даром к общению, искрометного, остроумного, эрудированного, скорого на ответы, который одновременно подбадривает всех присутствующих общаться и подшучивает над их репликами – истинное наслаждение поучаствовать в такой беседе. Иногда же ничего такого не попадается, и тогда чатланин бродит из чата в чат или просто продолжает наблюдать за диалогом (или отсутствием диалога) в своем любимом чате, пока не находит какой-нибудь интересный круг собеседников. Как я уже сказал, чувства чатланина, “бродящего” таким образом по “пространству” Интернета сходны с чувствами охотника или грибника, которым приходится иногда ходить целый день по лесу в надежде на удачу – всем известно, как затягивают занятия, которые играют этими нашими чувствами. Таково краткое описание того, почему чат привлекает людей.

С точки зрения окружающих, чатланин играет в игру на компьютере, или, другими словами, галлюцинирует. Но сам он знает – и может доказать кому угодно – что не галлюцинирует, а участвует в самом что ни на есть реальном общении. Если он, например, хамит в чате, то обижаются не какие-то сконструированные компьютером персонажи, как это было бы в компьютерной игре, а реальные люди. Обычно он не знает, кто они, не знает, где они находятся, но он читает на экране их обиженные реплики и знает, что эти реплики – реальны, они исходят от настоящих обиженных людей, а не от компьютерной программы. Точно так же, например, если он в чате поучает кого-нибудь, читает мораль, учит жить, он знает, что разговаривает с настоящим человеком, и тот, может быть, действительно станет лучше от этого разговора. Это отличает чат от компьютерной игры: все его участники реальны. Разговор в чате не менее реален, чем разговор на работе с сотрудниками или в общественном транспорте с другими пассажирами. Поэтому чат удовлетворяет тому описанию наркотика у Стругацких, которое я процитировал в начале эссе.


Э нет, погодите. То, да не то. Если чат и разговор в очереди в магазине – это одно и то же, тогда что в нем особенного? И то, и то есть разговор с незнакомыми людьми, более-менее случайно оказавшимися в этот момент в том же месте, что и вы, но есть и очень много отличий – на самом деле, между общением в реале и чатом больше различия, чем сходства. Причем практически все эти отличия суть преимущества чата над общением в реале Вот список этих преимуществ:
  • Потенциальных собеседников в чатах у вас в любой данный момент гораздо больше, чем в реале. Суммарное количество людей в тех чатах, куда я обычно хожу, никогда не падает до меньше сорока; в то же время в реале вам редко приходится свободно выбирать из такого количества доступных собеседников.
  • Более того, в реале, даже если вы видите перед собой человека, то это еще совсем не значит, что в этот момент он хочет разговаривать; тогда как в чат люди “приходят” именно за этим, так что вы можете быть почти уверены, что человек с удовольствием ответит вам, если вы “заговорите” с ним.
  • В чат можно войти в любое время суток, и там всё время кто-нибудь есть. В реале этого достичь невозможно – ограниченный круг ваших родственников и друзей не может организовать вокруг вас круглосуточное дежурство на случай того, что вам захочется поговорить с кем-нибудь.
  • В различных чатах одновременно “находятся” много людей; однако это не значит, что их переписка сливается в стремительно бегущий по экрану поток реплик. Дело в том, что разных чатов много, и поэтому в каждом из них в каждый конкретный момент разговаривают не так много людей. При этом чаты саморегулируются: если в каком-либо чате становится слишком “людно”, то те собеседники, которые чувствуют, что они теряют нить своего разговора среди реплик других собеседников, “переходят” в какой-нибудь другой чат, где в этот момент “потише”.
  • Дополнительно к этому следует заметить, что каждый чат обычно имеет специфическое название, например, “чат для учащихся школы №100”, “чат о магии”, “чат у группы Машина времени”, “в поисках Бога”, и т. п., или каким-либо иным способом указывается, для разговоров какого рода или на какие темы создавался этот чат. Как правило, никто строго не соблюдает этих ограничений, поскольку любой чатланин имеет право “войти” в любой чат и начать разговор о чем угодно. (Например, если я “вошел” в православный чат и поговорил там о Боге, а затем мне стало интересно мнение какого-то конкретного моего собеседника о музыке Баха, мы, как правило, переключаемся на эту тему, не “выходя” из того чата, где мы находились, хотя эта новая тема может и не иметь прямого отношения к теме чата.) Однако название чата и указания о цели его создания всё-таки влияют на решение чатланина “войти” в этот чат, и таким образом получается, что всё-таки основная масса людей, приходящих в какой-нибудь конкретный чат, объединена своим интересом к заявленной теме чата. Поэтому чатланин с высокой долей вероятности может ожидать, что разговор в каком-нибудь конкретном чате будет вестись именно на ту тему, которая заявлена в названии или описании чата. Так вы можете заведомо исключить некоторые чаты, которые вам явно не могут быть интересны, и, наоборот, чаще “заходить” в те, описание которых попадает в круг ваших интересов.
  • Текстовые чаты организованы таким образом, что короткие (от одной до четырех строк) реплики каждого из собеседнков появляются на экране каждого из собеседников в том порядке, в котором их отправили. Когда на экране не остается места для новых сообщений, компьютер перестает показывать самые старые из показанных сообщений и сдвигает все сообщения на экране, чтобы освободить место для новых сообщений. Это не обязательно означает, что старые сообщения навсегда утеряны; в некоторых чатах есть специальные команды, позволяющие увидеть, какие диалоги велись в этом чате, например, полчаса назад или шесть часов назад. Такая организация чатов приводит к следующим следствиям:
    • В чате реплики собеседников остаются на экране каждого из них в течение некоторого времени после того, как они посланы - в отличие от общения в реале, где реплику все забывают, если на нее не последовал ответ в течение нескольких секунд. Благодаря этому диалог в чате может, если собеседники этого хотят, вестись несколько медленнее, чем в реале, что позволяет им лучше обдумывать свои реплики.
    • Общение в конкретном чате не прекращается, когда я не “нахожусь” в этом чате, поскольку разные люди “приходят” в чат в разное время, в зависимости от своего часового пояса и от графика своей работы и отдыха. Просматривая те диалоги, которые велись в этом чате до того, как я “вошел” в него, я могу решить, нравится ли мне этот чат в принципе (нравится ли мне стиль общения, сложившийся в этом чате, и обсуждаемые здесь темы), и если мне нравится чат, я могу по репликам собеседников решить, кто из них мне не нравится, кто нравится, и с кем из них я бы хотел, “встретив” его в этом чате, обсудить какой-то поднятый им вопрос.
    • Общение в реале заставляет собеседников находиться на расстоянии меньше двух метров друг от друга, а также практически исключает возможность того, что они могут заниматься еще чем-то одновременно с общением (например, говорить по телефону). В то же время два чатланина могут общаться в чате даже если в это время один из них находится дома и постоянно убегает от компьютера на кухню перемешать жарящуюся картошку, а другой сидит на работе и пишет отчет, заглядывая в чат только после каждого написанного абзаца. Очевидно, в этом случае они будут обмениваться репликами реже, чем если бы они говорили, например, по телефону, но если их обоих устраивает такая частота обмена сообщениями, то чат – это наилучший выход для них. То же свойство реплик в чате – оставаться на экране в течение нескольких минут, а не пропадать, как это происходит с репликами в реале – очень полезно в тех случаях, когда моего собеседника на несколько минут отвлекли от диалога какими-то делами в реале. В этом случае моя реплика не потеряна – вернувшись, мой собеседник прочтет ее и ответит так, словно бы никакого перерыва в общении не произошло.
    • К сожалению, поскольку в ближайшие годы текстовые чаты будут вытеснены голосовыми чатами, быстрый просмотр ранее произнесенных в данном чате реплик станет невозможен; из-за этого пропадут и те положительные свойства чата, которые я только что обсудил, и следующее.
  • При общении в реале собеседники получают очень много информации друг о друге из невербальной информации. Одежда собеседника, выражение его лица, запах его одеколона, и, наконец, его произношение позволяют нам безошибочно определить, к какому общественному классу он принадлежит, из какого региона он происходит, каков его возраст, какое у него образование, и т. п. Вся эта информация влияет на нас, пробуждая в нас неисчислимые предрассудки. (Например, мы уверены, что если человек произносит в безударных слогах “я” на тех местах, где мы произносим “е”, то он безнадежно провинциален. Если человек следит за модой, то он пошл, и т. п.) Как правило, эти предрассудки ложны, но из-за них мы не воспринимаем то, что говорит человек. В чате эти предубеждения не мешают нам, поскольку мы видим только реплики этого человека на экране компьютера. Благодаря этому наше общение не прерывается сразу, еще даже не начавшись, и у каждого из собеседников есть возможность заинтересовать собеседника своей беседой.
  • Сумасшедшие и преступники могут войти в любой чат так же, как любые другие чатлане. Однако в чате никто не обязан раскрывать собеседникам свое настоящее имя; для того, чтобы можно было общаться, каждый из собеседников называет себя любым именем по своему выбору. Также никто не обязан сообщать собеседникам свое местонахождение и другие детали. В отличие от общения по электронной почте, собеседники не узнают друг о друге ничего, кроме того, что они сами решают сообщить друг другу. Благодаря этому любой чатланин, если он соблюдает минимальные предосторожности, надежно защищен от сумасшедших или преступников.
  • Общение в реале предполагает общность обстановки для людей – например, если один из них хочет включить классическую музыку, то другому тоже приходится ее слушать, даже если ему это не нравится. В то же время, общаясь в чате, каждый собеседник может выбрать себе в реале ту обстановку, которая ему в данный момент подходит – включить или выключить свет в помещении, включить любую музыку или новости по телевизору, закурить, и т. п. Благодаря этому каждый из собеседников в чате чувствует себя более комфортно, чем если бы они все были собраны вместе в реале.
  • В чат не могут попасть люди, не умеющие пользоваться компьютером и не имеющие доступа к компьютеру. Из-за этого, так сказать, “технологического барьера” в чаты не попадают маленькие дети, нищие, больные, инвалиды, пьяные, умственно отсталые и т. п. Благодаря этому человечество в чатах кажется несколько здоровее, умнее, взрослее, благополучнее, чем человечество в реале. Еще и поэтому чаты привлекательнее реала. Внекомпьютерной аналогией этого было бы сравнение человечества с той его частью, которая имеет права на вождение автомобиля.

Какие недостатки у общения в чате по сравнению с общением в реале? Они проистекают именно из-за упомянутого нами отсутствия невербальных сигналов, при условии, что нам нравятся те невербальные сигналы, которые нам подает собеседник. В реале нам может нравиться общаться с молодым, красивым, симпатичным, улыбчивым, красиво одетым собеседником. Нам может нравиться запах нашего собеседника, или тон его голоса. В чате всё это не имеет значения. Всё это недоступно. Этим общение в чате беднее общения в реале.

Чат имеет преимущества над другими видами электронного общения:

  • Обмен репликами происходит мгновенно и в удобной форме (в отличие, например, от электронной почты).
  • В любой момент, когда бы вы ни вошли в чат, множество собеседников готовы общаться с вами (в отличие, например, от телефона).
  • Общение в чате дешево и технологически несложно (в отличие, например, от видеоконференций).

Однако сравнение чата с другими видами электронного общения всё-таки не так интересно, как сравнение общения в чате с общением в реале. Конечно, мы не исчерпали эту тему нашим двухстраничным перечислением различий. Помимо “простых” различий, приведенных нами выше, есть еще различные “составные” различия, опирающиеся на комбинацию “простых”. Наиболее важным из них является следующее. Общение в реале, как правило, сопровождается или предваряется знакомством. Общение в чате, напротив – это зачастую общение без знакомства. Вы можете месяцами общаться с человеком в чате, считать его своим “другом” в рамках этого чата, понимать его (например, угадывать, когда у него плохое настроение и как с ним следует говорить в этом случае) – всё это так и не узнав о нем ничего из того, что составляет предмет “нормального” знакомства – его пол, возраст, имя, место жительства и т. д. Это ведет нас к философским вопросам о том, что составляет личность человека, что означает – знать другого человека, в чем состоит неповторимость и единство личности (например, может ли оказаться, что в роли моего собеседника выступают два человека, делящие один компьютер, и я этого не замечу). Это интересные и важные вопросы, но они находятся за рамками данного эссе, целью которого было показать, как осуществилась в жизни метафора из книги Стругацких.

Алексей Верницкий
Компьютерра

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
IRC
Коммуникаторы
Форумы и чаты
Электронная почта
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100