Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Маг с фабрики идей Фабрика будущего и ее создатель Главный исполнительный директор Фабрики идей Джон Као немного похож на психолога, немного - на чародея бизнеса. Но прежде всего он - продавец, который хорошо знает целевую аудиторию, для которой работает: это компании, которые очень боятся остаться за бортом. Современный стиль управления бизнесом можно выразить тремя словами - "Готовность. Цель. Огонь!", но слишком быстрые изменения способны напугать любого. Именно на этих страхах и расцвел бизнес Као. Послужной список этого человека помогает понять, почему и большие, и маленькие компании так нуждаются в нем. Будучи в течение 14 лет профессором Harvard Business School, он разрабатывал и вел курсы по инновациям и предпринимательству. Он является автором нескольких книг по бизнесу, включая бестселлер "Jamming: The Art and Discipline of Business Creativity". Он был продюсером нескольких фильмов, написал пьесу для Бродвея, ставшую номинантом престижной премии, кроме того, Као - прекрасный джазовый музыкант. Он также основал компании Genzyme Tissue Repair (разработка новых тканей) и К. О. Technology (раковая терапия). История Као показывает, что процесс творчества не обязательно ограничен сферой приобретенного опыта. Она убедительно подтверждает, что некоторые аспекты инноваций - такие, как создание и использование окружающей обстановки, - выходят за пределы проблемы, над которой человек работает. Фабрика идей - небольшая компания, здесь всего 12 сотрудников, но все они были тщательно отобраны с учетом их разнообразных талантов и опыта. Медиа-директор Карл Оверман раньше занимался кино, он также следил за новыми средствами массовой информации. Эрика Грегори, вице-президент по производству, обучалась драматическому искусству, затем основала свою компанию, была директором по сценарным коммуникациям в Global Business Network, после чего пришла к Као. Арнольд Вассерман - самый старший в команде, имеет большой опыт в сфере инноваций, так как занимал должность вице-президента в таких компаниях, как NCR, Xerox и Unisys. То, что большинство сотрудников знакомы со средствами массовой информации, кино и театром, не случайно, поскольку Као считает, что верный способ пробудить интерес к новой идее - это превратить ее в театральное действо. При этом создание обстановки, помогающей высвободить творческие механизмы мозга, - только половина дела. Другой ключевой момент - налаживание воображаемого межличностного процесса для изучения, разработки и претворения идей клиентов. "Мысль о выполнении традиционной бизнес-консалтинговой роли приводит меня в ужас. Нет ничего менее творческого, чем "стерильный" конференц-зал компании, где обычно проходят заседания", - говорит Као, сидя среди самых современных "бизнес-украшений" в своем офисе: это большое фортепиано Steinway, песочные картины, стол-аквариум, видеоэкраны, компьютеры, движущиеся стены из пенистого материала, аудиооборудование. Офис по размерам напоминает ангар. Цель Као - создать такую обстановку внутри компании, в которой предвзятые представления пропадают так же быстро, как раздвижные стены. Поэтому рабочая атмосфера на его Фабрике идей - это смесь дизайнерской студии, производственной компании и театра. По его мнению, такой коктейль создает "пространство для работы интеллекта". Задача, как считает Као, не только научить клиентов поспевать за новыми идеями, но и проникнуться ими, полюбить их. На первый взгляд, затея с Фабрикой идей может показаться легкомысленной, но Као удалось привлечь к ней серьезный международный бизнес. Среди клиентов компании - United Parcel Service, PricewaterhouseCoopers и ведущие швейцарские банки. Бизнесмены готовы платить по 100 тыс. долл. и больше, чтобы только заполучить знания Као и его сотрудников об инновациях. "Као призывает к необходимости интенсифицировать творческий процесс в компаниях, - говорит Том Терни, главный исполнительный директор Bain&Company. - 10-15 лет назад 20% рынка находилось в движении (под движением подразумевается значительное перераспределение доли рынка между конкурентами). Сейчас это около 60%. Все труднее и труднее найти сегменты рынка, в которых нет этой суматохи. Способность быстро меняться имеет решающее значение. Инновации всегда рассматривались как искусство, а не как строгая наука. То, что делает Као, - это привнесение науки в искусство". "Фабрика идей - это фантастическое место для игры, - восхищается Син Баенен, ветеран бизнес-консалтинга, работающий сейчас вице-президентом по планированию и разработкам в Oxygen Media. - Као создает место, куда исполнители могут прийти, освободиться от повседневных забот и играть, чтобы лучше понять будущее. Это необходимый процесс, он важен в современном хаосе, когда прежние представления об удачном бизнесе устарели, они являются таким же недостатком, как и их отсутствие". Но вернемся к методам работы Као. "Выжимание" Подвижные разделители комнаты из пенистого материала становятся дисплеями для текста и картинок. Нечто под названием "кольцо знаний" опускается с потолка - оно похоже на полукруг, специально предназначенный для отображения информации. Можно втыкать в него булавки, приклеивать записки или писать стирающимся маркером. Рядом с "кольцом знаний" расположен маленький стол на четыре человека с неудобными стульями, спинки которых наклонены вперед - чтобы подтолкнуть вас прямо в личное пространство партнера, с которым вы работаете. Као собирает группу молодых руководителей компаний в небольшом амфитеатре, окруженном двухметровым видеоэкраном, и приступает к занятиям. Для начала он спрашивает, кто из них считает, что инновации необходимы для делового выживания. Почти все поднимают руки. Затем Као интересуется, есть ли у кого-нибудь из них сложившаяся система инноваций, то есть такая, о которой знает каждый сотрудник компании и которая поддерживается мероприятиями, способными извлечь пользу из новых идей? Поднимаются всего две руки. "Сегодня нет ничего более важного для бизнеса, чем инновации. Это справедливо как для компаний из списка Fortune 500, так и для начинающих. Что может быть более важным, чем способность реинвестировать в себя, входить в более глубокий контакт с окружающей обстановкой, более эффективно использовать свой талант и вследствие этого постоянно и плодотворно двигаться вперед?" - спрашивает Као свою внимательную аудиторию. Потом он собирает группу вокруг рояля. Одна из его любимых метафор для объяснения процесса инновации - это джаз-музыкант, создающий новое произведение, "выжимая" из музыкальной фразы все, что можно. Параллель ясна, потому что она показывает сходство между инновацией и творчеством. "Даже двухлетний ребенок может сидеть у пианино и, стуча по клавишам, создавать новые звуки, но это не музыка. Так и вы - не сможете получить результаты при любых попытках, - говорит он. - Инновация - это процесс создания чего-то нового, что имеет определенную ценность". Самый короткий путь в будущее Для того чтобы научить сотрудников American Century Investment мыслить по-новому, Као и его помощники провели следующий опыт. Они наняли нескольких талантливых актеров-импровизаторов, которым было поручено играть роль покупателей, перенесшихся в наше время из 2008 года. "Они претворили будущее в жизнь, - говорит Мар Уитвер, вице-президент по электронной коммерции в American Century Investment. - Это заставило нас посмотреть на ближайшие проблемы совершенно по-новому". Хотя Уитвер и не может сказать, какой конкретно продукт они разработали после "сеансов" на Фабрике идей, она уверена, что влияние этих сеансов сохранится в течение нескольких месяцев. С помощью театрализованных постановок сотрудники Фабрики идей стремятся объяснить своим клиентам, что новое видение проблем станет движущей силой создания новых технологий. Штурм Бастилии "Проходит некоторое время, прежде чем присутствующие поймут, что на самом деле это артисты-импровизаторы, играющие свои роли, - говорит Као. - Но даже если они и поняли, что их разыгрывают, эмоции уже взыграли, и атмосфера в комнате наэлектризовалась. Мы погружаем наших клиентов прямо в глубину вопроса, который они хотят разрешить. Перед тем как приступить к его изучению, мы проводим этот совместный драматический опыт". "Понимаете, появление новых идей - это только часть процесса инновации. Если у вас появилась блестящая идея, вы записали ее в блокнот, обвели в кружок, и все - скорее всего, она ни на что не повлияет, - говорит Као. - Вам надо увлечь людей эмоционально. Ведь вряд ли у кого-нибудь будет желание штурмовать Бастилию после получения какой-нибудь сухой формальной записки". Так что меняйтесь, господа! Изобретайте новое, странное и необычное - только так можно выжить! Вера Горянникова |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|