Новые игры по старым правилам
Именно так можно охарактеризовать планирование и ведение бизнесов для новых
отраслей и компаний. И те, и другие, а чаще всего новички в новых рыночных нишах
заняты в большинстве своем важнейшей задачей - привлечением инвестиций. Иначе
говоря: "Бензин ваш, идеи наши". Располагая интересной и потенциально выгодной
идеей, новые бизнесы заняты поисками инвесторов. Могущих вдохнуть новую жизнь
в захиревшую было без финансовой подпитки идею. Либо пытаются заработать на
своей идее, вкладывая собственные средства. К сожалению, целый букет проблем,
стоящий перед новичками, способен сломать даже самого закаленного. К счастью,
всегда можно отыскать новую, перспективную и быстрорастущую рыночную нишу, в
которой перечень требований, необходимых для того, чтобы окупить вложения весьма
велико. Да и инвесторы выискивают новые, незанятые ниши, в которых можно снять
сливки. Вроде 10-50 кратного возврата вложений. В то время как в устоявшихся
рыночных нишах прибыль в размере 5-10 процентов и возврат вложений в течение
5-7 лет – весьма хороший показатель. На сегодняшний день в роли благодатной
почвы для получения ожидаемых обильных финансовых урожаев выступает и-бизнес
на пару с телекоммуникациями. Однако на пути к счастливому будущему новичков
поджидает достаточно большое число барьеров, которые необходимо преодолеть.
В максимально короткие сроки. С минимальными потерями.
Общепризнанная и печальная статистика – большинство предприятий терпит неудачу
в течение первых трех лет своего существования. Этот временной интервал обычно
называют “долиной смерти”. Факторы, способствующие гибели потенциально процветающего
предприятия заметны постороннему опытному глазу. И не всегда владелец предприятия
обращает внимания на незначительные вроде факторы. Ведь у него есть идея! Приведенный
ниже список не претендует на исчерпывающее руководство по выживанию бизнесов.
Но поможет пытливому уму избежать слишком явных ошибок в процессе планирования
своего бизнеса.
Факторы-убийцы для новых и быстрорастущих компаний
- Недооценка или неверная оценка размера стартового капитала. 70 процентов
вновь создаваемых предприятий прекращают свое существование уже в первый год
из-за банальной нехватки средств. Причина заключается в неверной оценке имеющихся
в наличие собственных и заемных средств. Либо ожидание притока существенных
средств уже на стадии рождения предприятия.
- Недостаток опыта работы в своей нише рынка. Необходим опыт не столько специалиста,
сколько управленца, обладающего толикой знаний, необходимой для правильного
планирования и управления компанией.
- Неверная оценка потенциальной емкости рынка. Одна из самых существенных
ошибок, допускаемых на этапе планирования бизнеса. Лучше исходить из сверхмалой
емкости рынка, планируя развитие, чем строить воздушные замки.
- Неправильная ценовая политика. Демпинг смертелен для новых предприятий.
Причина – невозможность долго работать вокруг точки безубыточности. Из-за
отсутствия большого количества наличности и оборотных средств. Чрезмерное
задирание цен для получения сверхприбыли не менее опасно. У нового предприятия
нет раскрученной марки, за которую потребитель готов платить дополнительные
деньги.
- Избыточные инвестиции в мало ликвидное оборудование. Тут статистика еще
более печальна. 90 процентов предприятий-новичков, вложивших средства в роскошные
офисы, дорогую, но явно избыточную офисную технику, имеющие слишком много
оборудования, приобретенного на всякий случай, становились банкротами в течение
года после открытия.
- Чрезмерные накладные расходы и низкая производительность. Обычно владелец
нового предприятия готов из лучших побуждений платить явно избыточную зарплату
сотрудникам, которым ему удалось набрать. Естественно, высококлассные профессионалы
не всегда готовы променять теплое место в транснациональной корпорации на
мало кому известную фирму, пусть и с более высоким окладом. Риски несопоставимы.
Поэтому и приходится оплачивать услуги средних специалистов и работников по
явно завышенным оценкам. Лучше платить мало, предлагая взамен участие в прибыли.
Личные доходы сотрудников отдела продаж должны зависеть только от объема продаж.
- Недостаточный уровень качества. Без достаточных вложений в оборудование
и кадры, хорошего качества не получишь. Получается своеобразный замкнутый
круг, из которого удается вырваться далеко не всем.
- Неверное позиционирование товара или услуги. Подобный ляп встречается сплошь
и рядом. Дорогущий мебельный салон в рабочем районе, Реклама дешевых компьютеров
в престижном журнале, эксклюзивные услуги, предложенные студентам. Список
можно продолжить до бесконечности.
- Неверная организация управления и производства. Часто в новых предприятиях
некоторые функции управления ввиду малого размера предприятия приходится объединять,
чтобы сократить издержки. Например, финансовый директор работает еще и бухгалтером,
кассиром, заменяя собой также отдел кадров. Стремление снизить затраты похвально.
Если опирается оно на здравый смысл. Естественно, лучший вариант – подбор
взаимно близких функций. Например, сотрудник отдела сбыта легче будет совмещать
функции заведующего складом, чем руководитель отдела разработки. Аналогично,
маркетолог лучше выполнит функции рекламиста, чем бухгалтер.
- Стремление вкладывать все средства в развитие. Основная ошибка быстрорастущих
молодых предприятий. При увеличении оборота на 20 процентов прибыль должна
увеличиваться на 50 процентов. Минимум половина прибыли должна идти в резерв.
Иначе – недостаток наличности и оборотных средств.
Список ошибок и ляпов можно продолжить. Но лучше стараться избегать ошибки,
чем лихорадочно искать выход из сложившейся ситуации. Кто-то уже проходил эти
этапы. Не лучше ли воспользоваться чужим успешным опытом? Без слепого копирования.
Кстати, большинство указанных ошибок сопровождает и новые предприятия в и-бизнесе.
Единственное различие – куда более короткие сроки рождения и смерти. И значительно
меньшее количество малоликвида. И куда меньше наличных денег.
Типы инвесторов.
Разговоры о том, что планирование бизнесов невозможно делать по единому, раз
и навсегда придуманному шаблону – общее место. Любой план состоит как минимум,
из технического описания, технологии продаж, финансовой части и некоего описания.
Выявлено, что потенциального инвестора могут интересовать те или иные составляющие
плана.
- Тип первый – инженер. Такого инвестора может заинтересовать свежая и оригинальная
техническая идея. Остальные части плана его интересуют постольку-поскольку.
- Тип второй – гуманитарий. Этому интересны красивые графики, отсутствие грамматических
и стилистических ошибок, качество печати документа.
- Тип третий – финансист. Основной упор при беседе с инвестором такого типа
– финансовые выкладки. Вернее компетентность в финансовых вопросах. И умение
быстро просчитать в случае необходимости удельный показатель привлекательности
проекта.
- Тип четвертый – продавец. Объемы рынка, ожидаемая доля рынка, схемы организации
продвижения идеи – вот интересы этого типа инвестора.
- Тип пятый – романтик. Весьма редкое явление, в природе встречающееся иногда.
Романтичен либо по незнанию бизнеса (встречается и такое), либо по наивности.
Указанная категория почти выжата до капли и до полной потери интереса российскими
интернетными жителями. Кстати, впустую.
- Тип пятый – спекулянт. Судя по различным признакам, основной тип Интернет-инвестора
в России. Нужны ему, как минимум, 5-15 кратный возврат вложений в максимально
короткие сроки. Столь высокие запросы объясняются не только и не столько жадностью,
сколько наличием в портфеле большого числа проектов. Две трети из которых
никогда не окупятся.
Естественно, такое деление условно. Обычно встречаются смешанные категории,
например комбинация первого и пятого типов. Визуальное определение типа инвестора
и построение взаимодействия с ним – задача не из легких. Но позволяющая повысить
свои шансы на привлечение инвестиций.
А. Мурадян Business Online
|
|