Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Новации: кому они нужны?Наша действительность на перевале тысячелетий оказалась сотканной из таких новаций, основным поставщиком которых стали информационные технологии: сотовые телефоны, пейджинговая и транкинговая связь, ящики для голосовой почты, карточки для оплаты телекоммуникационных услуг, банковские карты, электронная почта и Интернет, электронная коммерция... Смею предположить, что скорость появления детей хай-тека по всему миру превосходит скорость самой трудолюбивой машинистки, набивающей список новаций на бумаге. По меркам истории, все эти вещи только пришли к нам и еще стоят на пороге, но несмотря на это многие из них мы уже успели принять и включить в список своих привычек. Этим вопросам было посвящено исследование, проведенное компанией Gallup SPb в октябре 2000 года. Исследование проводилось методом телефонного опроса, в нем приняли участие 1007 человек старше 18 лет. Основной целью исследования являлось определение отношения горожан к новациям в области средств телекоммуникации и платежных средств (последние мы оставляем за рамками данной статьи). Участников опроса спрашивали об их отношении к новациям и просили оценить их по пятибалльной шкале (где за единицу бралось отрицательное отношение, 3 – безразличие, 5 – положительное отношение к появлению новаций). При анализе средних оценок по отдельным новациям можно сделать заключение о благосклонном принятии населением Петербурга обсуждаемых новинок и говорить о сдержанно-положительном отношении. Средний балл практически во всех случаях колебался около 4. Как видим, Интернет лидирует в этом списке, с небольшим отрывом от него идет электронная почта, между ними вклинилась еще одна «новинка» – сотовая связь. Также исследовалось наличие опыта использования новаций. Практически каждый четвертый петербуржец пользовался сотовой связью и Интернетом (26% и 25% соответственно), каждый пятый пользовался пейждером – 19%, с электронной почтой работало 16% петербуржцев; только 1% пользовался транкинговой связью. Наличие опыта и сформировавшееся на его основе мнение – вот объективный критерий принятия или непринятия новации. Например, не имея личного опыта работы в Интернете, человек строит свои представления о Глобальной Сети на основе рассказов друзей и знакомых, почерпнутой из журналов информации и прочих вторичных источников, что лишает его возможности четко сформулировать личное отношение. При наличии опыта использования новации оценки и восприятие новаций более положительны, чем при отсутствии опыта. Хотя в отдельных случаях разница в оценках и небольшая, но в целом данные представляются очень интересными. Они говорят о том, что с рассматриваемыми новациями ни в одном случае не возникла ситуация «развенчания мифа», когда опыт работы занизил ожидания. Но не будем обольщаться. Живя в век бархатных научно-технических революций, люди выработали по отношению к постоянно появляющимся новинкам своеобразный иммунитет в виде здорового практицизма. Что же происходит в случае, когда человек еще не имеет личного опыта работы с новацией? 38% горожан в течение прошедших 12 месяцев не пользовались ни одним из средств телекоммуникации и платежей. Эта группа горожан на 2/3 состоит из людей старше 55 лет (63% из всех возрастных групп). Большинство не пользовавшихся новшествами – мужчины, на их долю приходится 64%. Группа состоит на 1/3 из горожан, имеющих среднее специальное образование (35%), и на 1/3 их тех, кто имеет высшее образование (33%). Половину группы составляют пенсионеры (51%), на долю рабочих и служащих приходится по 16%. Остальные шесть профессиональных групп (предприниматели, руководители отделов/подразделений, студенты вузов, учащиеся, домохозяйки и безработные) вместе составляют 17%, то есть слабо представлены в профессиональной структуре данной группы. Две трети горожан, не пользовавшихся рассматриваемыми средствами телекоммуникации, имеют месячный доход на одного члена семьи менее 1000 рублей (58,4%), четверть группы составляют те респонденты, у которых доход от 1001 до 2000 рублей (24,8%). Почти 50% респондентов не планируют пользоваться рассматриваемыми средствами телекоммуникации и платежа в течение ближайших 12 месяцев. В основном эта группа состоит из тех, кто и ранее не пользовался новациями (71,2%), то есть из людей с устойчивой консервативной ориентацией. Но особую тревогу вызывает тот факт, что Интернет в этом списке оказался практически в конце. Менее 7% из тех, кто не имел за последний год опыта работы с новыми технологиями, планируют в будущем каким-то образом начать работу в Интернете. Возможно, это говорит о насыщении рынка провайдерских услуг, когда большинство из тех, кто интересуется Всемирной Сетью, уже ее освоили и каким-то образом имеют выход в Интернет. Похоже, провайдерам услуг доступа в Интернет есть о чем побеспокоиться. Анализируя результаты исследования, можно заключить, что мужское население Санкт-Петербурга в большей мере, чем женское, определилось со своим мнением и имеет эмоционально окрашенную оценку новаций – как правило, мужчины дают больше отрицательных оценок, нежели женщины. Женщины склонны давать средние оценки, им труднее, чем мужчинам, выражать свое мнение. 18–44-летние в наибольшей степени положительно относятся к появлению новаций в области как телекоммуникаций, так и средств платежа. На долю этой группы приходится 2/3 положительных ответов. Независимо от того, какая новация оценивается, распределение по возрастным группам внутри группы положительно относящихся к появлению новаций остается практически неизменным – от 16 до 20% положительных ответов приходится на возраст 18–24; от 21 до 26% – на группы 25–34 года и 35–44 года. Среди людей старшего возраста больше «консерваторов», чем среди горожан других возрастных групп, что вполне закономерно. Многие из них отрицательно оценивают появление новаций. Группа положительно оценивающих новации состоит по своему профессиональному статусу преимущественно из служащих (27% от общего числа положительных ответов) и руководителей отделов или подразделений (13%), имеет доход на одного члена семьи от 1001 до 2000 рублей в месяц (25,5% давших положительный ответ). Важную роль играет и образование. Люди, имеющие высшее и среднее специальное образование, чаще склонны положительно воспринимать все новое. При этом наблюдается следующая тенденция: снижение общих оценок отношения к той или иной новации сопровождается увеличением доли респондентов, имеющих среднее образование, и уменьшением доли респондентов с высшим образованием. Иными словами, чем больше внимания при продвижении очередной новинки уделяется группе высокообразованных потенциальных клиентов, чем на более «умную» аудиторию сделан расчет, тем более положительно новация будет принята в обществе. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|