Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Консалтинг: пылесос для интеллектаПри этом, ресурс человеческих способностей в популяции ограничен. Существует довольно тонкая прослойка людей, способных мыслить творчески, нестандартно, справляться с большими объемами информации, работать в постоянно изменяющейся среде. "Толщина" этой прослойки изменяется очень медленно, со скоростью смены поколений, и не всегда растет (что особенно актуально для России, пережившей в течение ХХ века несколько этапов гражданской войны). Таким образом, концентрируя наиболее талантливых людей, консалтинговая отрасль обедняет этим ресурсом остальные сектора бизнеса. Реальный сектор оказывается в ситуации дефицита ресурса человеческих талантов, и вынужден обращаться к тем, кто этот ресурс сконцентрировал - к отрасли консалтинга. Можно сказать, что консалтинг является одной из сил Портера для реального сектора: консалтинг оказывает давление на рынок труда, извлекая из него дефицитные ресурсы, и становясь поставщиком этих ресурсов уже в иной форме. Можно заметить, что в результате образуется петля положительной обратной связи, - чем больше консалтинг концентрирует у себя людей с лучшими способностями, тем дефицитней станет этот ресурс, и тем больше будет потребность реального сектора в этом ресурсе. Рассмотрим, как зависит потребность в консалтинговых услугах от доли консультантов в общем числе занятых. Можно выделить два крайних случая:
На Западе консалтинг за полтора столетия своего существования сформировался как отрасль, по числу персонала сопоставимая с некоторыми отраслями реального сектора, (а по выработке на сотрудника - входящая в лидеры). При этом концентрация талантливых людей в консалтинге преодолела "критический уровень", создав заметный дефицит в реальном секторе. В России консалтинг такого критического уровня не достиг, и реальный сектор испытывает меньшую потребность в консалтинговых услугах, что в свою очередь не позволяет российскому консалтингу наращивать свои возможности по привлечению самых талантливых людей. Следует отметить, что изложенное относится к "брутто" соотношению всего консалтинга ко всему реальному сектору в национальной экономике. Однако в узких сегментах рынка консалтинговых услуг такая модель может работать и в России уже сейчас. Например, в отраслях с очень небольшим числом участников рынка (в пределах одного - двух десятков), в которых есть ключевые специалисты с очень узкой специализацией именно в этой отрасли, можно представить себе консалтинговую фирму, которая переманивает к себе этих ключевых специалистов, и ставит их бывших работодателей перед необходимостью привлечения их уже в качестве внешних консультантов. Рассмотренная модель является упрощенной до предела, в ней рассматривается всего лишь один фактор, определяющий потребность реального сектора в консалтинговых услугах из множества возможных. Но даже такое упрощенное рассмотрение позволяет найти один из подходов к решению вопроса, волнующего всех практикующих консультантов: каковы перспективы консалтинга в России, и каковы темпы и пределы роста консалтинговой отрасли в целом и отдельных ее направлений. Михаил Иванов, Михаил Фербер, эксперты по маркетингу консалтинговых услуг, авторы «Практического руководства по маркетингу консалтинговых услуг» |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|